Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные идеи философии Возрождения




1. Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека, при этом по-новому культивируются неоплатонические построения.

2. Гуманизм: признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь, прежде всего, за счет возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о природе.

3. Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

4. Личностно материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

5. Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

6. Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Я. Гус, М. Лютер, Г. Мюнцер, Ж. Кальвин.

7. Геометрически структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

8. Пантеизм.

Философия Нового времени

Окончательный поворот к утверждению автономии человеческого разума, к признанию его основой поведения и познавательной активности человека произошел с зарождением философии Нового времени, основоположниками которой выступили Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) и Рэне Декарт (1596-1650 гг.). Бэкон провозглашает принцип эмпиризма как основы познания и разрабатывает индуктивный метод – получение общих положений, общего знания о мире путем изучения многообразных индивидуальных вещей. Получает новый поворот и представление о целях и назначении познания. Знаменитый афоризм Бэкона "знание – сила" выразил идею экспериментальной науки, приносящей человеку практическую пользу. Получение знания ориентировано на его практическое применение. В этом ярко выразился дух зарождающихся новых экономических отношений в канун буржуазных революций.

Вопрос о том, каким образом человек постигает истины, получает достоверные знания о мире, решает основоположник рационализма Нового времени – Р. Декарт. Исходная идея Декартовой философии – принцип сомнения, который одной своей стороной направлен против схоластического знания, слепой веры, другой – на отыскание наиболее очевидного, непосредственно достоверного исходного положения, которое может взять за основу системы знания о мире и человеке. И если Бэкон ориентирует познание на опытное исследование индивидуальных вещей, то Декарт исходным пунктом познания принимает индивидуальный акт мышления. Само сомнение есть процесс мысли, а субъективно пережитый акт мышления неотделим от мыслящего существа. Поэтому абсолютно несомненным есть суждение "Мыслю, следовательно, существую". Истинность этого субъективного принципа гарантирована богом, вложившим в человека естественный свет разума.

Истина выступает у Декарта как модель для создания соответствующего этой истине бытия. Тем самым Декарт открывает для познания возможность экспериментального создания такого бытия, которое не существует в видимом человеком природном мире.

Философия Декарта выступила методологическим основанием математического естествознания, стала предвестником механического мировоззрения. В ней выделяются две самостоятельные субстанции мира – материальная, отличительной характеристикой которой является протяженность, и мыслящая, для которой характерны не протяженность и неделимость. Человек уДекарта оказался дуалистически расколотым на телесное, материальное и духовное мыслящее начало. Все живые организмы Декарт рассматривал в качестве машин, механически действующих существ. Таково и человеческое тело, но оно представляет собой такую машину, в которую бог вложил душу. Разумность, способность рационального суждения есть существенная особенность человека, его исключительное качество. Причем разум – основа не только познания, но и добродетельного поведения. Рационализм Декарта утверждает разумность человека в качестве единой основы его познавательной активности, социального поведения и конструирования бытия в соответствии со знанием.

И. Ньютон (1643-1727 гг.) создал механическую картину мира, где материя понималась как инертная субстанция, не связанная в своем существовании с пространством и временем, но в ней не нашлось места человеку как субъекту познания вечных, универсальных законов бытия.

Еще одним ярким основоположником философии Нового времени был Ж.-Ж. Руссо. Он считает человеческую природу изначально доброй, зло – порождением извращенных общественных установлений. По мнению Ж.-Ж. Руссо, природа человека представляет собой некую специфическую его особенность, отличную от остального мира, но обусловленную естественным образом. Как естественная данность, она столь же неизменна и вечна, как природа вообще. Эта природная особенность человека заключена в его индивидуальности. Общественная жизнь состоит во взаимодействии независимых и автономных индивидуальностей, каждая из которых преследует собственный интерес.

Таким образом, на понятии "природа человека" строились концепции естественной морали, естественного права.

Характерные особенности учений о человеке и обществе в период Нового времени сводятся к следующим моментам:

1. Индивидуалистическое воззрение на сущность человека и натурализм в истолковании общества. В рамках этого воззрения вырабатывалась буржуазная идея демократии, т.е. полного равенства всех людей в качестве граждан, несмотря на индивидуальные и социальные различия между ними, поведения.

2. Важнейшим свойством человеческой природы постулируются разумность, сознание. Разумность выступает и критерием оценки существующих общественных институтов и учреждений.

Индивидуалистические и натуралистические теории общественной мысли Нового времени имели социальную основу. Представления об обособленности индивида были абстрагированы от социальной действительности формирующегося буржуазного общества. Вместе с тем в учениях социальных философов Нового времени обособленный индивид представляется идеалом, существование которого относится к прошлому. Он представляется им не результатом истории, а ее исходным пунктом, ибо именно он признается у них индивидом, соответствующим природе, согласно их представлению о человеческой природе, признается не чем-то возникающим в ходе истории, а чем-то данным самой природой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 430 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2611 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.