Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия и ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизнедеятельности общества и личности.
К числу основных функций философии следует отнести: методологическую, идеологическую, гносеологическую, мировоззренческую, практически-деятельную. Методологическая функция философии дает для всех форм общественного сознания, для теоретической и практической деятельности человека исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Эта функция предполагает, что отношение человека к миру должно исходить из осознания им природы и сущности мира и человека, предельных оснований их бытия, осознания человеком своего места в мире и отношение к нему, осознание общей структуры мира и состояния, в котором он находится.
Важной функцией философии является идеологическая. О ней следует помнить особенно в современных условиях, когда наметилось отрицательное отношение к идеологии как феномену духовной жизни общества. Чтобы раскрыть специфику этой функции, необходимо исходить из того, что сущность человека в своей действительности выступает как совокупность (ансамбль) всех общественных отношений (К. Маркс).
Идеология выступает как осознание человеком своего отношения к тому непосредственному миру своего бытия, от которого зависят возможности удовлетворения потребностей, развития сущностных сил человека. Идеологическая функция философии заключается в том, что она, решая вопрос о сущности человека и о мире его бытия, дает ключ к осознанию своего отношения к непосредственным условиям общественной жизни, к факторам, определяющим специфику непосредственной, реальной жизни.
Гносеологическая функция философии состоит в том, что она, ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, о человеке, а с другой – оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них в своей сфере, осознания действительности через призму отношения "человек-мир", а также определяет общую логику познавательного отношения человека к действительности. Развиваясь на основе обобщения результатов осознания отношения к действительности в области политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного, научного сознания, философия выступает как особая сфера познавательного отношения человека к действительности. В то же время, философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности. Через призму философского видения человека и мира философия рассматривает вопросы о сущности самого познавательного процесса.
Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями и о мире и о человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
Под мировоззрением следует понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а ту систему знаний, которая для социального субъекта приобретает значение присущего ему способа видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяющего характер отношения человека к миру и к себе, осознания целей и смысла жизни, характер поступков и действий. Оно есть способ духовно-практического освоения мира.
Философия составляет методологическую основу мировоззрения. Для построения мировоззрения она дает исходные, основополагающие принципы, применение которых позволяет человеку выработать свои жизненные установки, которые становятся главными ориентирами, определяющими характер и направленность его отношения к действительности, характер и направленность практической деятельности. Сердцевина мировоззрения – осознание человеком целей и смысла жизни.
Практически-деятельная функция философии заключается в том, что она превращается в орудие активного, преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Она играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых – важнейшее условие существования, функционирования и развития человека.