Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Способна ли теистическая философия понять «земное» бытие человека?




 

Как особое философское направление персонализм сформировался в начале XX в. В США. Затем в 30-х годах он распространяется в Западной Европе, и прежде всего, во Франции.

На первый план в персонализме выдвигается не познающий истину субъект классической философии, а человеческая личность в полноте ее конкретных проявлений. Личность превращается
в фундаментальную онтологическую категорию, в которой волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Истоки самости личности и непрерывности ее существования не в ней самой, а в бесконечном, едином начале – Боге.

Как особое направление американской философии персонализм берет начало от методического пастора Бостонского университета Б.П. Боуна, (1847–1910), его учеников и последователей
Р.Т. Флюэллинга (1871–1960), Э.Ш. Брайтмена (1881–1953),
Дж.Х. Хауксона (1834–1916). Наиболее четко философскую сущность персонализма дал глава калифорнийской школы персонализма Р.Т. Флюэллинг. По его словам, персонализм – «это учение
в манере Лейбница и Беркли, идеализм, утверждающий индивидуальность реального. Но вместо того чтобы начинать, подобно Лейбницу, с метафизического понятия монады или, подобно Беркли,
с психологического понятия духовной субстанции, оно принимает
в качестве фундаментального единства индивида в его высшем выражении, как моральную и религиозную личность. Как метафизическая теория – это концепция реальности как мира личностей, возглавляемого высшей личностью. Личность есть в действительности основополагающее понятие, а природа – понятие вторичное» (цит.: Современная буржуазная философия. М., 1978. С. 493). Как видно из определения, вся реальность для персонализма выступает только как личное сознание, а безличного бытия или бессознательного не существует. Персонализм – это вера в то, что Вселенная есть общество сознательных существ. Царство личностей – это царство свободного самоизъявления, самовыражения «Я», устремленное «к самозабвению в служении Богу. «Персонализм, – заявляют его сторонники, – основывается на учении о священности и неприкосновенности личности, рассматриваемых как проявление космической энергии, которая создает мир и вдохновляет все гениальное в человеке» (цит.: Буржуазная философия XX века. М., 1974. С. 262).

Персонализм критически относится к сциентистскому видению человека, где он выступает не как творец мира, а как созерцатель данности этого мира. Его активная роль в создании научных ценностей нивелирована в анонимном процессе развития науки и техники. Все несчастья современной личности представляются персоналистами следствием торжества технократического сознания. «Персоналистский дух, – отмечает современный персоналист Густав Меллер, – гибнет в обезличенном технократическом сознании, человек теряет самое главное – свою уникальную персональность – его свободно
и безболезненно может заменить любой другой человек, столь же стандартный, трезвый конформист, всецело подвластный машинной тирании» (цит.: Буржуазная философия XX века. М.: 1974. С. 265). Поэтому человек, обладающий инструментальным разумом, активен только в узких рамках материальной деятельности и мертв как творческая личность. Поэтому персоналисты достаточно четко ориентируются на религиозное самосознание, возвеличивая роль субъекта
в процессе познания до статуса единственного творца реальности, достигающего наивысшего блаженства в единении с Богом.

Основная область исследовательского интереса американского персонализма – религиозно-этическая проблематика, раскрывающая проблемы морального самосовершенствования личности на основе разрешения конфликта между добром и злом, нравственными и безнравственными побуждениями. Одно из основных требований самосовершенствования личности – способность свободного самоограничения «по образу и подобию Божью» и даже «прекрасного самозабвения во славу Божью».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 295 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2338 - | 2143 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.