В условиях развития научного знания, проникновения науки во все сферы человеческой деятельности, превращения ее в непосредственную производительную силу с объективной необходимостью требует философского осмысления места и роли науки в жизни общества, ее материальных и духовных возможностей. Выполнение этого социального заказа берет на себя в XX в. философия неопозитивизма, претендовавшая с момента своего возникновения на роль истинно «научной» философии, которая опирается на «позитивные факты» науки. Она, по словам Б. Рассела, воплощала собой «очарование интеллектуальной респектабельности».
Термин неопозитивизм дословно означает новый, возрожденный, обновленный позитивизм. Позитивизм, с точки зрения его авторов, есть философия «положительного опыта науки». Однако опыт понимается субъективно-идеалистически, так как законы науки, как и сами знания, не дают никакого представления о сущности вещей, а могут лишь описывать происходящие события, явления
и факты. Отказываясь от принципа причинности, позитивизм доказывает, что наука не объясняет, а лишь описывает явления, факты, отвечая на вопрос «Как?», но не пытаясь дать ответ: «Почему?».
В центре внимания позитивизма находится вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис его состоит в том, что положительное (позитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных наук, а философия как наука не имеет своей самостоятельной сферы реальности, не имеет своего предмета исследования. Поэтому как наука она осталась в прошлом, ибо каждая конкретная наука сама себе философия. Обосновывая такое понимание философии, один из классиков неопозитивизма Б. Рассел отмечал, что «все точное знание принадлежит науке, все догмы – теологии, но между теологией и наукой имеется ничейная земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон: эта ничейная земля и есть философия» (Рассел Б. История западно-европейской философии М., 1959. С. 7).
В своем развитии позитивизм как философское направление проходит ряд этапов, которые непосредственно между собой связаны.
Первый этап приходится на 30–40-е гг. XIX столетия. В это время французский философ Огюст Конт (1798–1857) подготовил
и опубликовал свой главный шеститомный труд – «Курс позитивной философии».
Позитивизм выступил на философскую арену, когда закатывалась «звезда» абстрактного гегелевского идеализма, когда очевидными становились умозрительность и абстрактность натурфилософских конструкций. Исходным тезисом позитивизма стал призыв
в обращении к «здравому смыслу», к данным науки и человеческого опыта. Главным в своей теоретической деятельности О. Конт считал борьбу против материализма, против революционного бунтарства, охватившего Западную Европу в середине XIX в. Поэтому позитивизм, с точки зрения О. Конта, может стать «надежной охранной грамотой буржуазного общества от коммунизма». Наиболее крупными представителями позитивизма этого периода были английский философ и логик Джон Стюарт Милль (1806–1873) и английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820–1903).
В отношении к предшествующей философии позитивизм был настроен негативистски в силу того, что предшествующая философия, по мнению классиков позитивизма, бессильна разрешить свои же собственные проблемы и должна ограничить свой предмет лишь некоторыми специальными проблемами. В частности, О. Конт отмечал, что его новая, «позитивная» философия имеет целью систематизировать научное знание, свести данные различных наук к общему виду, т.е. создать единую классификацию наук.
Г. Рейхенбах лаконично выразил позитивистский нигилизм
в отношении всех прошлых философских систем: «История философии – это история ошибок философов, философский музей ошибок».