Самосознание по своей сущности есть социальное явление, есть отражение человеком собственного бытия. «Бытие – практично», – утверждал еще Л. Фейербах. Именно общественная практика как материальная деятельность субъекта является основой познания мира и самого себя во всех измерениях – физических, биологических и социальных, экономических, политических, коммуникативных, бытовых.
Каждый человек постепенно осуществляет мыслительную операцию по самоопределению себя в тех или иных условиях жизнедеятельности, в практическом поведении, выделяет себя как практического носителя определенной активной позиции по отношению к объективному миру и другим людям, к различным сферам жизни. Всеобщность состоит в том, что все люди обладают самосознанием. Самосознание не только всеобще, но и специфично, детерминировано самим конкретным специфичным носителем, условиями деятельности, местом и временем, целями и задачами действий и т.д.
В практической деятельности человека в неразрывном единстве фактически функционируют две стороны – осознанное отношение к миру, к предметам, явлениям внешнего мира и осознанное отношение к самому себе, – и через это отношение реализуется сознательное отношение к миру.
Человек целеустремлен не только внешне, но обращен к самому себе, к собственным знаниям, проводит операции саморегулирования, осуществляет оценку всей ситуации и самооценку своих способностей. Эта «работа» целостного самосознания человека одновременно связывает воедино чувственное и рациональное – ощущения, восприятия, представления, закрепленные опытом, практикой, и понятия, суждения.
Нельзя разорвать, разделить сознание и самосознание, так как они функционируют вместе, синхронно, одновременно проявляются, взаимопроникают в едином акте действия человека.
Нельзя знать о предмете что-то, не отличая себя от него, но нельзя отличить себя от него, не относясь к себе как к тому, кто знает (хочет знать) нечто об этом предмете. Нельзя обладать сознанием, не обладая самосознанием, не будучи для себя тем, что мы называем «Я»; не чувствуя (осмысленно) себя способным что-то сделать для того, чтобы знать.
В целом необходимо различать психологический уровень самосознания человека и логико-теоретический, рациональный, разумный уровень. Это разновременные, качественно различные этапы и уровни самосознания человека. Именно с концепцией «Я» человек входит в сознательную, осмысленную жизнь.
В зарубежной литературе принят термин «Я-концепция», означающий «совокупность всех представлений индивида о себе». Описательную составляющую Я-концепции называют образом Я; составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, самооценкой; совокупность частных самооценок определяется как принятие себя; поведенческие реакции, вызванные образом Я и самоотношением, образуют поведенческую составляющую Я-концепции.
Уровни самосознания следует выделять и по такому критерию, как осознание степени своей «обобществленности», «вписанности» своего «Я» в ту общность, в жизнедеятельности которой он принимает участие или отождествляет себя с данной сферой жизни. Конечно, осознание своего места и значения в семейных и родственно-семейных отношениях осуществляется раньше всего, а затем уже достраивается самосознание до понимания и других отношений – самосознание себя как школьника, затем – как работника определенной сферы жизни, как члена сообщества рабочих или крестьян, или интеллигенции и т.д. Чем больше «Я» переходит к разным «Мы», тем полнее ревизуется сознание гуманности, самотождественности с человечеством. Будучи субъектом одновременно познания, практики, управления, состоявшийся человек все более склонен ориентировать свою деятельность на самопознание, на самоутверждение и саморегулирование, самоуправление в системе общественных систем, на координацию и субординацию своих действий, поведения, жизнедеятельности.
В данном отношении человек разрешает многочисленные противоречия, в известной степени осознаваемые им и регистрируемые в самосознании: противоречия материального и идеального, духовного порядка; экономического и политического состояния; социального и биологического; личного и общественного; коллективного
и индивидуального; сознательного и стихийного; эмпирического
и теоретического; психологического и физиологического; и т.п. «Один из высших критериев сформированности самосознания человека заключается в степени и уровнях, в формах сознания тех противоречий», которые разрешают субъекты деятельности (см.: Кон И. В поисках себя. М., 1981. С. 275).
Самосознание концентрирует в себе познанное человеком человека, его результаты на различных уровнях и в формах познания (см.: О человеческом в человеке. М., 1991. С. 229). Можно выделить как бы «зоны», «поля», «сферы», «слои» самосознания.
Первая зона – это то, что знаю о себе только я сам (интро-спективная зона, фактор самосовершенствования, интровертная форма).
Вторая зона – то, что знают и видят другие, но и я сам вижу
и знаю тоже.
Третья – что недоступно ни мне, ни другим (зона активного или пассивного поиска, снятия иррационального, обнаружения интуитивного).
Четвертая зона – я сам не замечаю, но другие во мне это видят (для меня форма адаптации, снятия для меня моего трансцендентного).
Дифференциация зон самосознания заканчивается в предметных актах, в действиях, когда они, зоны, «проявившись», «угасают» в результатах данной деятельности, чтобы затем заново проявиться как процесс духовной жизни человека.