Еще одним необходимым моментом социальных изменений
в жизнедеятельности человеческих индивидов является развитие способности самооценки. Появление самооценки свидетельствует
о формировании рефлексии и становлении самосознания у индивидов. Обычно появление черт личностного поведения психологи
и философы относят к 2–3-летнему возрасту детей, когда они могут самостоятельно осуществить свои действия и жить в ситуации свободного выбора. С этой точки зрения становится понятной
и мысль ряда ученых о том, что личность является ничем иным, как самосознанием человека (Л.С. Выготский, К.К. Платонов и др.).
Отражение индивидом себя в качестве субъекта сознательно-самостоятельной деятельности – есть духовная сторона человеческого «Я». Целостное человеческое «Я», как уровень социальной регуляции, есть единство отражения и понимание духовной и телесной стороны своего «Я». «Я», будучи психосоциальным ядром личности, образовано ансамблем наследственных признаков, биогенетических задатков и воздействия общественной макро-микросреды, социальных условий, политико-правовых, нравственных норм и регулятивов.
«Я» – это такой элемент структуры личности, который определяет сферу мотивов и способ соотнесения ее интересов с общественными, меру притязаний, основу формирования ценностных ориентаций, нравственных принципов и жизненных целей поведения. Отсутствие смысла жизни есть тяжелейшее состояние личности. Для сохранения душевного равновесия человеку нужна какая-то цель в жизни, которую он считает высшей, и гордость, что он трудится ради ее осуществления.
Включение личности в процесс поиска смысла жизни означает дальнейшее расширение и уточнение ее мировоззренческой и морально-практической ориентированности в мире и в самой себе. Именно с учетом денного обстоятельства можно сделать вывод,
что с феноменом «Я» связано функционирование духовно-смыслового и регулятивно-прогнозирующего центра личности. Утрата личностного смысла жизни отдельными людьми – типичная черта, присущая кризисным этапам исторического развития. Личности трудно найти позитивный смысл существования из-за разрушения старых ценностей, изменения отживших культурных ценностей, традиций, формирования нового общественного опыта. Смысл жизни нельзя придумать, изобрести – его нужно найти, он существует объективно вне человека.
Противоречие, диссонанс, который существует между человеческим «Я» и внешним смыслом – здоровое состояние психики. Человек обязан найти и осуществить этот смысл путем индивидуального выбора жизненного пути, ибо нет единого для всех людей смысла жизни.
Оценка и самооценка самого себя, своих дел, чувств и мыслей связаны с тем, какие выбраны, сформированы человеком ценности в его сознании, какой смысл вкладывает человек в свою жизнь,
в свои дела, какими идеалами, образцами жизни обладает и ориентируется на них, какие выбраны цели, ориентиры в жизни, деятельности, насколько они выполнимы, достижимы. В конце концов, это сказывается на оптимистическом или пессимистическом настрое сознания и самосознания человека, на чувствах самоудовлетворения или неудовлетворенности собой, на чувствах и нормах уравновешенного, здравого, разумного поведения или поведения непредсказуемого, неуравновешенного, безрассудного, импульсивного, экстремального, от которого страдает и сам субъект.
Важен самоанализ, самооценка жизни, деятельности, поведения, собственных мыслей, чувств, строгий самоконтроль во всем, чтобы оптимально раскрылись в человеке все творческие сущностные силы – как предметно-материальные, биологические, так и социальные, духовно-культурные. «Постыдно умереть, не изведав всех сил духовных и телесных», – говорилось в кругу Сократа.
Самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация, самоуправление всегда выступают как функции самопознания и самосознания человека. Однако здесь важно как осознание внешних условий, обстоятельств самореализации, детерминирующих поведение личности, так и осознание внутренней субъектной духовной организованности, постоянно, с необходимостью, обязанной «вписывать», «встраивать» себя в систему действующих, повелевающих, координационных и субординационных связей, отношений.
Самосознание – не просто свойство человека, субъекта,
а сущностное качество отношений общества в целом, народов, людских массивов к людским массивам, классов к классам, наций к нациям, регионов к регионам и т.д. Это – условие и качество самоотношения субъекта к самому себе и к окружающему миру. Оно носит обобщенный, социальный, системный, волевой, действительный характер. Разве, к примеру, гитлеризм не привел к тому, что миллионы немцев качественно изменили самоотношение и самосознание и включились в мировую авантюру, которая была сокрушена?
И еще раз доказано в истории: ложная самоидентификация, самотождественность, искаженное, субъективистское самосознание приводят к краху.
Преувеличение, абсолютизация внешних детерминант деятельности субъекта приводит к субъективистскому конформизму,
к субъективной тенденции в понимании себя, своего места и роли,
к снижению творческого потенциала в деятельности разума. И напротив, чрезмерное преуменьшение сил и возможностей субъекта, своего разума, принижение, незнание внешних детерминант деятельности приводит к волюнтаризму, авантюрному субъективизму,
к ущербному самосознанию, не способному правильно реализовать самого себя.
Самосознание – не изолированное, только индивидное, только субъективное, но обобществленное, общественное, коллективное, согласованное, объективированное в определенной форме, хотя бы в личной материальной форме, в речи, языке. С помощью языка, речи, памяти в моем сознании со мной общаются и я с ними – не только с ныне живущими, но и с моими предками, которых я знал
и не знал лично, но мне о них известно по свидетельству других.
Однако бесспорно: самосознание носит личностный характер, оно индивидуализировано, дискретно, и поэтому в нем отражаются, концентрируются прежде всего личные связи, отношения, личные практические действия, опыт, личные переживания, чувства, восприятия, представления, обобщения собственных знаний и т.д.