Все многообразие материалистических концепций ориентировано на монистический взгляд на мир, а в качестве субстанции (основы мира) в них выступает понятие материи.
Вопрос о материи, ее свойствах, формах существования является коренным вопросом философии и естествознания. Это объясняется тем, что понятие материи наиболее глубоко выражает уровень знаний людей о мире, обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.
В античных учениях под материей понималось какое-то конкретное вещество (первоначало). Основу всего существующего, считали материалисты, составляют конкретно-чувственные природные начала (вода, воздух, огонь, земля). Вершиной античного учения о материи явилась атомистическая концепция Демокрита, согласно которой все тела природы состоят из мельчайших, неделимых, различных по массе частиц-атомов, движущихся в пустоте. Практически почти в неизменном виде учение Демокрита дошло до конца XIX в. Имело место учение о материи Аристотеля. Материя, по Аристотелю, есть всеохватывающая, неделимая субстанция, заполняющая все пространство. Но материя у него косная, инертная, не способная к саморазвитию. Активным началом выступает форма, формой всех форм является бог.
Античные философы – Платон, пифагорейцы – считали, что основу всего существующего составляют не материальные начала,
а дух, бог, идея и число. Именно они заложили основы идеалистического монизма, так как субстанцией бытия рассматривали сознание, дух, идею.
Линию объективного идеализма проводили средневековые схоласты (в духе Аристотеля, очищенного от материализма). Гегель признавал существование материи, но считал ее инобытием духа, то есть производной от абсолютной идеи, которая порождает внешний мир. Субъективные идеалисты, в частности Беркли, не признавали объективного существования материи. Материя есть комплекс наших ощущений (Мах).
Лишь в философски нового времени (XVII-XVIII вв.) материю начали рассматривать более абстрактно в непосредственной связи
с сознанием. Наиболее яркое выражение этот взгляд получил в трудах П. Гольбаха, который писал, что материя вообще есть все воздействующее каким-нибудь образом на наши чувства. Дальнейшее развитие это положение получило в марксистской концепции материи. Энгельс указывал на неправомерность поисков предметной «материи как таковой». Материи как особого вещества, служащего материалом (субстратом) для построения всех конкретных вещей, предметов – нет. В мире существует множество различных вещей, которые воспринимаются нами при их воздействии на органы чувств. Материю как таковую, отмечал Энгельс, никто не видел, не испытывал каким-либо чувственным образом. Материя как таковая – это абстракция, отражающая то общее, что есть в различных вещах. Познать материю можно лишь путем изучения различных веществ, тел, процессов.
Философия имеет дело не с изучением конкретного строения действительности, а с логикой развития понятий, отражающих мир
в определенной системе категорий. Философия познает действительность в категориях, а они, как наиболее общие понятия, возводят, «возвышают» факты действительности из единичности во всеобщность. Таким всеобщим для действительности (как и для каждого факта, явления, состояния, процесса) выступает их реальное объективное существование, находящееся вне и независимо от сознания. Благодаря этому качеству возможно все многообразие мира обобщить и выразить в одной категории – материи. Таким же способом образовано и понятие «живое» для обозначения многообразия видов тел и процессов органической природы и т.п.
Философское определение материи, наиболее полно учитывающее материалистические традиции в истории философии и естествознании, отрицающего субстратное понимание, сформулировано в марксистской философии, где материя рассматривается как философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается этими ощущениями, существуя независимо от них.
Такое понимание материи предстает как сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии. Оно позволяет провести границу между материализмом и идеализмом
с одной стороны и агностицизмом – с другой. Поскольку мир находится в развитии, постольку бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов и форм. Остается один способ определить материю – соотнести ее с другим наиболее общим понятием – «сознанием», выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познали мы их или еще познаем в будущем. Таким образом, важнейшим признаком материи является свойство «быть объективной реальностью», т.е. существовать вне человеческого отражения, вне нашего сознания. Этим самым предполагается ее объективный характер и бесконечное развитие.
Следует различать философское понимание материи и естественнонаучные представления о материи. Конкретные представления о строении материи, о ее отдельных (частных) свойствах, формах изменяются, расширяются, углубляются, но философское понимание материи сохраняется, как бы ни изменялись знания
о строении и свойствах материи. По содержанию данное понятие не может устареть, поскольку категория материи обозначает все богатство объективно существующих материальных тел и процессов, включая и те явления природы и общества, которые будут открыты наукой в будущем. Любые конкретные свойства тел и происходящие процессы в действительности преходящи, т.к. они могут присутствовать в одних и отсутствовать в других формах и состояниях материи. Но «свойство» быть объективной реальностью, существовать независимо от сознания присуще всем формам и состояниям материи, оно не исчезает ни при каких ее изменениях и превращениях. Могут изменяться различные конкретные формы и состояния материи, но материя как объективная реальность, существующая независимо от сознания, не исчезает.
Наука открывает и описывает все новые виды и состояния материи, и это в определенных условиях, при определенных обстоятельствах может привести к кризисам при объяснении новых явлений. Примером такого кризиса может служить ситуация, возникшая в физике в конце XIX – начале XX вв. Это было время революции в естествознании, связанной с коренной ломкой прежних представлений о строении материи. Открытие электрона свидетельствовало о сложном строении атома, а это привело к истолкованию делимости атома как возможности исчезновения материи. Кризис в физике, связанный с появлением идеалистической интерпретации ее открытий, был вызван не самыми этими открытиями, а метафизическими взглядами на материю, отождествлявшими материю с неразрушимыми, неделимыми атомами в качестве «первокирпичиков» ее неизменной основы.
С открытием делимости атомов исчезает не материя как таковая, а лишь тот предел, до которого наука могла в то время познать и раскрыть тайны материи.
Философское понимание материи составляет фундамент научного миропонимания. Если окружающий человека мир существует объективно, то для того, чтобы быть и ориентироваться в нем, изменять его, надо исходить не из субъективных пожеланий, воли правителя или надежд на божью милость, а из реальной действительности, из объективного положения вещей, объективного характера природных и общественных связей. Человеку необходимо
в своих действиях и поступках учитывать объективные законы существования мира. Если люди не считаются с ними, то их намерения, практическая деятельность неизбежно обречены на поражение или приводят к нежелательным результатам.
В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее системной организации. Система – это нечто целое, состоящее из совокупности элементов, которые сами со своими связями между собой образуют единство. Признак целостности свидетельствует о принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойства составляющих ее элементов и о зависимости каждого элемента от его места в системе.