Количество абрикосов, шт. Q | Общая полезность, р. TU | Предельная полезность, р. MU |
Очевидно, что линия предельной полезности является также линией спроса при условии выражения полезности в денежных единицах, а полезность денежной единицы остается постоянной. Отсюда, теория субъективной полезности формулирует закон убывания объема спроса с ростом цены, объясняя это снижением предельной полезности.
Если с употреблением каждой дополнительной единицы блага общая полезность возрастает, то предельная полезность падает. Так, при сильной жажде первый стакан воды имеет высокую полезность, начиная со второго общая полезность возрастает, а предельная - снижается.
Убывающая полезность помогает понять, чем, с точки зрения потребителя, определяется действительная ценность блага. Австрийская школа утверждает, что конкретная полезность определяется наименьшей или предельной полезностью. Покупатель заплатит за первую, единственную для него, пару туфель больше, чем за пятую. Пятая или ему вообще не нужна или нужна гораздо меньше. Это обстоятельство учитывает и производитель при изучении насыщенности рынка товарами.
В середине XIX в. (1854) в Германии вышла книга Германа Госсена "Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности". В сокровищницу экономической мысли вошли два закона Госсена, в которых он описал правила рационального поведения субъекта, который стремится к извлечению максимальной полезности из своей хозяйственной деятельности. Рационализм экономического поведения состоит в том, чтобы оптимально сочетать возрастающие потребности и ресурсные возможности.
Г. Госсен обратил внимание на то, что величина полезности зависит не только от потребительских свойств блага, но и от процесса его потребления. Первый закон Госсена (закон насыщения потребностей) отражает связь между снижением предельной полезности и падением спроса. Сущность этого закона заключается в двух основных положениях: 1) в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает; 2) при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.
Для экономической науки важность первого закона Госсена заключается в следующих двух основных положениях:
1. Были четко разграничены общая полезность блага и его предельная полезность. Это позволило разрешить давнишний вопрос: почему "практически бесполезный" алмаз дороже одного из "наиболее полезных" благ - воды?
2. Положение об убывании предельной полезности блага свидетельствует о необходимости достижения субъектом такого состояния равновесия, при котором он достигает максимума полезности из имеющихся у него ресурсов. Достичь этого равновесия можно, если в потребительском поведении руководствоваться вторым законом Госсена.
Все участники обменных операций стремятся получить максимальную выгоду, достичь равного удовлетворения от каждой суммы денег, потраченной на каждый из приобретаемых товаров. Суть второго закона Госсена состоит в выравнивании предельных полезностей. Согласно этому закону должно существовать равенство предельных полезностей на денежную единицу каждого товара. Так, последний доллар, рубль, потраченный на рыбу или мясо, по своей полезности должен быть равен последнему рублю, потраченному на крупу или овощи. Только в данном случае будет максимизирована общая полезность.
Из закона замены потребительных стоимостей вытекает закон единства цены. У покупателя существует высший предел цены, выше которого он товар не купит. У продавца - это низшая цена, ниже которой он не будет продавать. Согласно второму закону Госсена где-то на пересечении интересов находится такая цена, которая позволит обеим сторонам извлечь полезность одинаковой интенсивности. То есть цена складывается из взаимодействия "конечных величин" - максимума полезности покупателя и минимума утрат продавца.
Общественная оценка (стоимость) блага в теории предельной полезности выводится из множества субъективных оценок индивидов. Выведение общественной предельной полезности блага рынок осуществляет по принципу равнодействующей оценок разных индивидов. Это равнодействующая в свою очередь складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Основные правила, которыми руководствуются при разумно-эгоистическом подходе участники процесса общественного обмена: во-первых, обмен должен приносить выгоду (т.е. благо, получаемое в обмен, должно обладать большей полезностью, чем отдаваемое); во-вторых, каждый стремится совершить сделку с возможно большей для себя выгодой (т.е. с как можно большим приращением полезности для себя); в-третьих, лучше совершить сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от обмена (т.е. лучше согласиться на небольшое приращение полезности, чем остаться при своем изначальном запасе)[9].
На рынке происходит согласование индивидуальных оценок. При анализе согласования индивидуальных оценок теория предельной полезности абстрагируется от производства, ни один участник обмена не сопоставляет предлагаемую ему цену с затратами труда. Рассматривается заранее заданный запас товаров в распоряжении каждого индивида, причем в процессе производства не происходит увеличения и трансформации этого запаса. Эта абстракция позволяет в "чистом виде" показать, как, казалось бы, чисто индивидуальная и несравнимая между разными индивидами категория предельной полезности превращается в категорию общественную.
Участники обмена взаимодействуют таким образом, что количество товара, предлагаемого на рынке, совпадает с количеством товара, на который предъявляется спрос. Устанавливается рыночное равновесие, и тем самым выявляется общественная оценка предельной полезности. Общественная предельная полезность совпадает с одной из индивидуальных. Это индивидуальная предельная полезность тех покупателей и продавцов, которые согласятся выйти на рынок только при данной цене и тем самым приведут спрос и предложение в состояние равновесия. Таким образом при определении рыночной цены нет необходимости учитывать весь потенциальный спрос, имея дело со всем разнообразием индивидуальных оценок предельной полезности. Для построения функциональной теории вполне достаточно сосредоточить внимание на "предельных" участниках обмена, т.е. на тех из них, чей выход на рынок окончательно устанавливает на нем равновесие.
Иллюстрацию того, как различные индивидуальные оценки сводятся на рынке к единой общественной, дает модель конского рынка Бем-Баверка[10]: