Норберт Элиас (1897—1990) — известный немецкий и английский социолог, один из основателей исторической социологии, а также философ культуры, психолог и поэт. В 1924 г. в университете Бреслау получил степень доктора философии за диссертацию «Идея и индивид». Во второй половине 20-х гг. в Гейдельбергском университете изучал социологию, под руководством А. Вебера готовил диссертацию о роли флорентийского общества и культуры в возникновении науки. В 1930—1933 гг. в университете Франкфурта-па-Майне под руководством К. Маннгейма готовил диссертацию
«Придворный человек»; из-за прихода к власти фашистов уехал во Францию, а переработанную диссертацию спустя 36 лет опубликовал в Швейцарии в виде книги «Придворное общество» (Die Hofische Gesellschaft. Untersuchungen zur Soziologie des Konigtums und der hofischenAristokratie. Fr./M., 1969).
В 1935 г. Н. Элиас уехал в Англию, позднее он получил британское гражданство. В 1935—1939 гг. он создал свой главный труд «О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования» (Uber den Prozess der Zivilisation. Soziogenetische und psychogenetische Untersuchungen, Bd. I-II. Bern, 1939. Переизд. в 1969 г.; англ. пер.: The Zivilizing Process, vols 1 and 2. Oxford: Basil Blackwell, 1982). Цивилизационный процесс он рассматривает как трансформацию, совершающуюся одновременно на макро- и микроуровнях; ее содержание составляет рационализация поведения людей по мере роста взаимозависимостей между ними, удлинения цепей обмена, увеличения дистанции между людьми, развития самосознания индивидов, механизмов самоконтроля их за своим поведением. Сложные сети человеческих взаимодействий, взаимозависимостей с властью как основной связью, представляют собой «фигурации» или «образы», которые формируют напряженное равновесие, неустойчивый баланс сил.
Впоследствии Н. Элиас жил и работал в Лондоне и Кембридже, Лейчестере. В начале 60-х гг. преподавал в университете в Гане, затем — в различных университетах Европы, главным образом в Германии и Амстердаме, где имел свой дом. В 1977 г. во Франкфурте удостоен премии им. Т. Адорно. Н. Элиас умер в 1990 г. в Амстердаме.
Особое место в его творчестве занимает проблема соотношения между Я и Мы в балансе общественных отношений. Еще в 1939 г. он подготовил рукопись «Общество индивидов», в которой, обобщая свои предшествующие исследования, анализировал включение «Я» в «Мы», вырастающее из планов индивидов, но незапланированное. В 40-50-е гг. Н. Элиас подготовил следующую рукопись, в которой сосредоточил внимание на проблемах самосознания, представления людей о самих себе. Зимой 1986/87 гг. он написал третью рукопись — «Изменения баланса Я и Мы» — специально для книги «Общество индивидов», в которую включил и предшествующие две рукописи (Die Gesellschaft der Individuen. Suhrkamp. Fr./M., 1987; 3.Auflage — 1996). Таким образом, этот труд состоит из трех частей; он вобрал в себя эволюцию размышлений исторического социолога и социального философа над проблемой соотношения индивида и общества, которые не оставляли его на протяжении всей жизни.
Ниже помещены отрывки из первой и третьей частей этой книги. Они позволяют судить об эволюции не только взглядов Н. Элиаса, но и самой социальной реальности. Изменение баланса «Я» и «Мы» в пользу «Я» — вот новый социальный факт, который свидетельствует об актуальности проблемы индивидуализации жизни человека в современном обществе, рассматриваемой в базовом пособии учебного комплекса (глава 6 и др.).
Н.Л.
ОБЩЕСТВО ИНДИВИДОВ*
I. Общество индивидов
Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную общественную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с неослабевающим усердием в противостоянии друг другу двух идейных партий. Первые говорят: «Все зависит от индивида». Вторые говорят: «Все зависит от общества». Первые говорят: «Однако все же только отдельные индивиды всегда решают, что им делать, а чего не делать». Вторые говорят: «Но их решения общественно обусловлены». Первые говорят: «Но то, что вы называете «общественной обусловленностью» одних, осуществляется только посредством того, что другие отдельные индивиды нечто желают и делают». Вторые говорят: «Но то, что эти другие желают и делают, в свою очередь, снова общественно обусловлено».
Колдовские чары, сковывающие мышление людей подобными альтернативами, постепенно начинают терять свою силу. Действительно, способ выбора и действия отдельного человека формируется в отношениях с другими людьми, в общественной переработке своей природы. Но то, что в результате отчеканивается, не есть нечто пассивное; это не безжизненная монета, идентичная тысячам других монет, но центр активности отдельного индивида, его персональная направленность побуждений и воли — одним словом, его подлинная самость. То, что здесь отчеканивается, само одновременно является чеканящим: это механизм индивидуального самоуправления отдельного человека в его отношениях с другими людьми, который связывает их самоуправление и полагает ему границы. Образно говоря, каждый человек двойственен: он — монета и чекан одновременно...
* Цит. по: Элиас Н. Общество индивидов. / Пер. с нем. А. Антоновского, А. Иванченко, А. Круглова. М., 2001. Часть 1: с. 86-87,96-99; Часть III: с. 216-224, 242-256, 280-284, 323. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 6 второго раздела базового пособия учебного комплекса по общей социологии.
Это непрекращающееся врастание «Я» в «Мы» делает, наконец, также понятным, почему при вплетении одного в другое действий, планов и целей многих «Я» то и дело образуется нечто такое, что в своем виде и способе существования не планируется и не создается отдельным индивидом...
... Именно так движется человеческая история в целом; именно так совершалось и совершается совокупное историческое изменение человечества:
Вырастающее из планов, но незапланированное,
Движимое целями, но без цели.