Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возрождение естественного права




Теории, выдвигаемые в современной философии права, на­столько сложны и многомерны, что часто не укладываются в какие-то жесткие рамки, и относить их однозначно к юриди­ческому позитивизму, естественному праву или юридическо­му реализму было бы упрощением. Авторы этих теорий стара­ются прежде всего найти истину, а не вписаться в одно из су­ществующих направлений, каждое из которых имеет свои силь­ные стороны.

Тем не менее можно сказать, что в последние десятилетия происходит возрождение естественного права. Начало это­му процессу было положено в послевоенной Германии, когда перед судами встал вопрос о наказании тех, кто совершал пре­ступления при нацистском режиме. Очень часто нацистские преступники действовали в полном соответствии с чудовищ­ными законами фашистской Германии. Суды должны были решить, можно ли наказывать людей, которые действовали в рамках некогда существовавшего законодательства, и если да, то на каких основаниях? Можно ли утверждать, что нацист­ские законы нарушали естественное право и, соответственно, не имели юридической силы? Обсуждение подобных вопросов заставило обратить внимание на многие проблемы законности и справедливости и вновь обратиться к естественно-правовой аргументации.

В отличие от создателей классических теорий естественно­го права современные сторонники данного направления не пы­таются построить грандиозные философские и теологические доктрины и вывести из них то, каким должно быть право. Од­нако они разделяют традиционное для теории естественного права представление о том, что право и мораль неразрывно связаны. Эта связь, возможно, не настолько сильная, как счи-

Ibid. P. 35-36.


тали теоретики классических систем естественного права, но существуют логические и концептуальные связи между пра­вом и моралью, и мы не можем понять, что такое право, не об­ращаясь к понятиям нравственности.

Даже сам Г. Харт, крупнейший из позитивистов современ­ности, сделал некоторые уступки теории естественного права. Он выдвинул идею минимального содержания естественного права (minimal content of natural law) в любой правовой систе­ме*. Нужно иметь в виду, утверждает Харт, что право и мо­раль — это важнейшие социальные институты, которые регу­лируют поведение людей по отношению к основным человече­ским ценностям. Уже вследствие этого право и мораль с необ­ходимостью будут пересекаться, то есть они будут, хотя бы от­части, заниматься одними и теми же темами и решать одни и те же проблемы. Поскольку эти темы и проблемы являются, в некотором смысле, естественными условиями человеческого существования, пересечение между правом и моралью можно рассматривать как уступку теории естественного права.

Рассмотрим некоторые из фундаментальных и естествен­ных особенностей мира и человека.

Во-первых, люди хотят жить в безопасности, но в то же вре­мя они весьма уязвимы: нападения со стороны других людей могут легко причинить им вред. (В отличие от ракообразных они не имеют прочных панцирей, которые защищали бы их от побоев и т.д.)

Во-вторых, люди примерно равны по своим силам, способно­стям и интеллекту (при этом объем познаний у них достаточно ограничен), поэтому всем им выгодна взаимопомощь и сотруд­ничество. Это утверждение не означает, что нет сильных и сла­бых, умных и дураков. Речь идет о примерном равенстве, то есть о том, что нет людей, которые совершенно не нуждались бы в сотрудничестве с другими людьми. Если бы некоторые были сильными, как Кинг-Конг, и при этом с интеллектом, как у тысячи Эйнштейнов, этим некоторым было бы совершенно не нужно сотрудничество с остальным человечеством.

В-третьих, для людей характерен ограниченный альтруизм, и часто они руководствуются только своей личной выгодой.

* См.: Hart H. L. The Concept of Law, p. 193-200. 47


Это не означает: все люди — эгоисты. Люди именно ограничен­ные альтруисты, они любят делать добро и заботиться о ближ­них, но обычно когда это не отнимает слишком много сил и энергии. Когда мы думаем о том, как нам жить в обществе, мы не можем рассчитывать на то, что все люди будут, как мать Тереза, постоянно жертвовать собой ради других, и требовать этого от них нельзя. Поэтому мы не можем рассчитывать на то, что люди будут сотрудничать и идти на уступки друг другу добровольно.

В-четвертых, мы живем в мире умеренно ограниченных ре­сурсов, то есть мы не можем обеспечить изобилие для каждого без сотрудничества между людьми. Наш мир мог бы быть иным. Он мог бы быть миром тотальной нехватки ресурсов, когда никакое сотрудничество и взаимопомощь не могли бы прокормить всех и шла бы война за скудное продовольствие. Он мог бы быть миром изобилия — когда мы все жили бы по несколько человек на плодородных островах южных морей и природа обеспечивала бы нас всем с огромным избытком без всяких наших усилий. В первом случае сотрудничество между людьми было бы невозможно, во втором — в нем не было бы необходимости.

В-пятых, у людей ограничена способность к самоконтролю. Если бы наш мир и мы сами были бы. другими, тогда мораль и право тоже были бы совсем другими. Если бы у нас всех были прочные панцири, как у омаров или черепах, логично предположить, что наказание за нанесение побоев было бы ме­нее строгим, чем сейчас. Если бы мы совершенно не хотели жить и стремились к смерти — каралось ли бы законом убий­ство? Если бы мы жили в мире изобилия — была ли бы у нас актуальна идея бережливости? Тогда мы не нуждались бы в принятии каких-либо законов о справедливом распределе­нии. Если бы все люди были бы неограниченными альтруиста­ми, мечтающими только о том, как пожертвовать всем для ближнего, нам не нужно было бы почти никаких законов, все проблемы решались бы на основе любви между людьми.

Право и мораль были бы совсем другими, потому что право и мораль — это всего лишь институты, решающие проблемы, которые предопределены фундаментальными особенностями жизни людей. В языке права и морали многое определяется фундаментальными чертами.


Харт так пишет о том простом и очевидном факте, что боль­шинство людей хочет жить и быть в безопасности: «Дело не просто в том, что подавляющее большинство людей хочет жить, пусть даже ценой ужасной нищеты, но в том, что это от­ражено в структурах нашей мысли и языка <...> Мы не можем убрать это общее желание жить и оставить при этом в целости такие понятия, как опасность и безопасность, вред и выгода, необходимость и функция, болезнь и лекарство: ибо все эти понятия — это способы одновременно описывать и оценивать вещи в плане того, насколько они способствуют выживанию, которое нами принимается как цель... Мы привержены (этим ценностям) как чему-то, что лежит в основе понятий, употреб­ляемых в (моральных и юридических) спорах, — ибо нас бес­покоят проблемы продолжения существования, а не проблемы организации клуба самоубийц»*.

Итак, согласно Харту, есть, по крайней мере, одно обязатель­ное пересечение между правом и моралью: они занимаются (хотя бы отчасти) одними и теми же проблемами. Конечно, для решения этих проблем различные правовые системы могут ис­пользовать очень разные методы и принципы. Например, для решения проблемы обеспечения едой в мире ограниченных ре­сурсов может использоваться и наемный, и рабский труд.

Поскольку некоторые из юридических решений базовых проблем человеческого существования могут быть явно анти­гуманны, получается, что правовая система может иметь «ми­нимальное содержание» естественного права и при этом оста­ваться совершенно аморальной.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 455 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2390 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.