Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет, метод и необходимость философии права




Что является предметом философии права? Какие области она в себя включает? Как соотносится с другими дисциплина­ми (в частности, с теорией права)? На эти вопросы нет единого ответа*. Это — обычная ситуация для любой общественной науки.

В данной работе мы будем исходить из того, что философия права есть применение метода философского анализа к сфере права, критическая рефлексия над основными понятиями и проблемами юриспруденции. Философия права рассматрива­ет вопросы сущности и социальной природы права, соотноше­ние права и морали, философские проблемы преступления и наказания; анализирует ключевые принципы и понятия зако­нодательства: «справедливость», «право», «обязанность», «пра­вовая ответственность», «равенство перед законом» и т. д. Фи­лософия права решает как аналитические задачи — логиче­ский анализ и прояснение основных юридических понятий, так и нормативные — дает критическую оценку функциониро­вания права, например, обосновывает практику уголовных на­казаний (или отрицает, или предлагает реформировать ее).

Может возникнуть вопрос: а зачем вообще нужна филосо­фия права? Для чего изучать ее в вузе будущим юристам? Мо­жет быть, ее проблематика интересна только специалистам-

* Подробнее об этом см.: Тихонравов Ю. В. Основы философии права:

Учеб. для вузов. — М., 1997. — С. 19—46; Freeman M. D. Lloyd's Introduction to Jurisprudence. — London: Sweet and Maxwell, 1996. — P. 1-20.

теоретикам и не нужна тем, кто собирается стать «практиче­скими работниками», специалистами-в области хозяйственно­го, международного, уголовного права? Ответ на этот вопрос примерно таков, каков ответ на вопрос: а зачем нужна филосо­фия? Философия, то есть представление о мире и человеке, о ценностях, о том, что важно в жизни, как следует жить, есть у каждого человека, даже у того, кто считает, что философия не нужна. Поэтому у человека нет выбора между философией и отсутствием философии. Выбор есть только между «плохой» философией и «хорошей».

Так же и каждый юрист имеет свои, по сути философские представления о том, что такое закон, правовая система, права и обязанности, справедливость и т. д. Иными словами, все ра­ботники юридических профессий имеют свои представления, свои рабочие гипотезы о том, что является их задачей, как луч­ше всего выполнять свои функции, в чем основной смысл их деятельности, какова роль права в обществе и т. д. Только у того, кто не изучает философию права, обычно эти представ­ления непродуманны, недостаточно систематизировании, не­редко смутны и противоречивы.

Как указывал американский философ Ф. С. Нортроп, в юрис­пруденции, как и во всем остальном, единственная разница между человеком «без философии» и «с философией» заклю­чается в том, что последний знает, в чем его философия заклю­чается, и поэтому яснее представляет себе основания сужде­ния о действительности*.

Философия права учит ясности и организованности юриди­ческого мышления. Анализируя сущность права в целом, фи­лософия права является незаменимой основой для более конк­ретного изучения отдельных законов и правовых систем. В своей практике юристы неизбежно сталкиваются с философ­скими вопросами. Часто это связано с тем, что возникают

проблемы с пониманием и интерпретацией основных понятий права.

Рассмотрим конкретный пример. В 1944 г. один германский солдат на короткое время (всего один день) смог побывать у себя дома. В разговоре со своей женой он высказал некото-

* Цит. по: Freeman M. D. A., Op. cit., p. 6. 8

рые суждения о нацистском режиме. В частности, он неодоб­рительно отозвался о Гитлере и верхушке Рейха и заявил, что ему жаль, что Гитлер не был убит во время покушения (20 июля 1944 г.). Вскоре после его отъезда жена, которая за время долгого отсутствия мужа завела себе любовников и же­лала избавиться от законного супруга, донесла на него лидеру местного отделения национал-социалистической партии, зая­вив, что «человек, сказавший такое, не достоин жизни». В ре­зультате муж был судим военным трибуналом и приговорен к смерти (заметим, что нацистские законы не обязывали жену в данной ситуации доносить на мужа властям). Однако приго­вор не был приведен в исполнение. После короткого тюремно­го заключения этот солдат был снова отправлен на Восточный фронт.

После войны, в 1949 г., его жена была судима западногер­манским судом за незаконное лишение своего мужа свободы. Женщина заявила, что ее муж был заключен в тюрьму соглас­но нацистским законам того времени и соответственно она не совершила никакого преступления. Апелляционный суд, куда в конце концов поступило дело, признал ее виновной, хотя муж и был лишен свободы на основании приговора суда за на­рушение закона, поскольку, как заявил апелляционный суд, этот закон «противоречил здравой совести и чувству справед­ливости всех порядочных людей»*.

Аналогичные ситуации нередко возникали в те годы, когда в западногерманских судах рассматривались дела доносчиков и военных преступников. Обвиняемые часто утверждали, что они невиновны, так как поступали в соответствии с законами того времени. Но суды заявляли, что те законы недействитель­ны, так как противоречат фундаментальным принципам мора­ли или правам человека. В постановлениях некоторых судов говорилось, что законы нацистской Германии противоречат высшему закону и поэтому не являются законами.

* Этот случай стал предметом для дискуссии двух известных философов права Герберта Харта и Лона Фуллера. См.: Hart H. L. Positivism and the Se­paration of Law and Morals // in Feinberg J. Cross H. Philosophy of Law. — Bel-mont: Wandsmorth, 1991. — P. 63-81; Fuller L. Positivism and Fidelity to Law. — A Reply to Professor Hart // Harvard Law Review. — 1958. — 630. — P. 630-<72.

Предположим, что решение по одному из таких дел при­шлось бы выносить вам. В этом случае вам необходимо иметь свое суждение по поводу многих вопросов. Что такое «права человека», вообще «права»? Когда их нарушение явлиется до­статочно «грубым»? И что из этого следует? Действительно ли закон, грубо нарушающий права человека, не является зако­ном вообще? И если да, то что из этого следует? Означает ли

это, что люди свободны от обязанности подчинятьа такому закону?

Это может вывести нас на еще более общие вопросы: обяза­ны ли люди вообще подчиняться законам? Если да, то в чем основание этой обязанности? Является ли она абсолютной или ограниченной? Если ограниченной, то каким образом?

Другая группа вопросов связана с обоснованием судебных решений. Очевидно, что судебные решения должны быть на чем-то основаны. Что является этим основанием? В обычных, рутинных случаях все ясно: есть статья кодекса, под которую подпадает дело. Но что делать, если в кодексе есть пробелы или неясности? На основе чего судья должен принимать реше­ния в этом случае? Может ли он использовать какие-то другие правовые документы? Может ли он опираться на какие-либо внеправовые соображения? Например, принимать то решение, которое более способствует общественному благу? Эта вопро­сы всегда, пусть зачастую в неявной форме, встают перед юри­стами и составляют важную часть проблематики философии права.


Тема II. СУЩНОСТЬ ПРАВА

Что такое право?

Одной из главных проблем философии права является проб­лема определения самого понятия «право» или «закон». На про­тяжении веков ведутся дискуссии по этому вопросу. Даются са­мые разные, порой странные и неожиданные ответы. Учебники по философии права часто посвящают целые главы детальному обсуждению того, чем является и чем не является право.

Почему эта проблема вообще существует? Почему она так важна? Не начинаются же учебники химии с длительных рас­суждений на тему о том, что такое химия? Неизвестны и мно­говековые жаркие споры о том, что такое физика, медицина и т. д. Что в понятии права такого сложного?

Отчасти проблема обусловлена существованием погранич­ных феноменов — таких феноменов, которые имеют много об­щего с правом, но и много несходных с ним черт. Например:

Право первобытных народов и международное право — это право или нет? Если да, то где законодательные органы, кото­рые его устанавливают; где суды, которые применяют это пра­во; где карательные органы, которые силой проводят эти зако­ны в жизнь?

Однако главное даже не в этом, и дискуссии «что есть пра­во?» разворачивались в основном в других плоскостях. Круп­нейший английский правовед XX века Герберт Харт сформу­лировал три вопроса, которые порождают массу проблем при анализе понятия право (но и делают этот анализ интересным)*.

См.: Hart H. L. The Concept of Law. — Oxford: Oxford University Press, 1961. — P. 1-17; а также: Murphy J., Coleman J. Philosophy of Law. — Boul­der Westview Press, 1990. — P. 6-11.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 381 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2510 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.