По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство в X-XIV вв. опережало страны Западной Европы. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, начатые в 1932 г. и во многом сформировавшие наши представления о русском средневековом городе. На территории древнего Новгорода найдено около 50 средневековых усадеб, изучено более двух тысяч построек, открыто около 140 мастерских разных столетий. Освобождены от земли целые улицы и площади, покрытые многоярусными (до 30 настилов) деревянными мостовыми, созданными в X-XI вв. Найдены в большом количестве предметы гигиенического обихода. Вскрыты гончарные и деревянные водоотводыи водосборники — одни из древнейших в Северной Европе. Заметим, что в Германии первый водопровод был сооружен в XV в., а первые мостовые положены в XIV в.
В берестяных грамотах, относящихся к 1346 г., сообщается о существовании в древнем Новгороде больниц для гражданского населения и о специалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств.
Издавна неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня. Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением, баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.
В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях, наряду с многочисленными описаниями болезней князей и представителей высшего сословия (бояр, духовенства) даны ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли "мором", "моровым поветрием" или "повальными болезнями". За период с XI по XVIII вв. в летописях упоминается более, чем о 50 "морах".
Гибель 32 тысяч жителей Смоленска во время эпидемии 1230 г. свидетельствует о том, что болезнь была чрезвычайно заразной и сопровождалась высокой смертностью.
Понимание "прилипчивости" заразы побуждало население к организации мер по ограничению зараженных мест — "запиранию заморных мест" (улиц или домов, где были больные). Когда эпидемия охватывала все селение или город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы; в лесах устраивали засеки.
Однако захоронение умерших от заразных болезней вплоть до XIV-XV вв. продолжали производить по религиозным ритуалам на кладбищах при церквах, что способствовало распространению заразы. В XVI в. умерших во время мора стали хоронить на пораженной территории или за пределами населенных мест.
В то же время в народе сохранялось представление о том, что моровые поветрия возникают от сверхъестественных сил, изменения положения звезд, гнева богов, перемены погоды. В русских народных сказках чума изображалась женщиной громадного роста с распущенными волосами и в белой одежде, холера — в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что грязь и нищета представляют собой социальную опасность, приводило к несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии и идущий следом за ним голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, горожане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. И все же ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий — эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней. Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240-1480).
Древнерусское государство — Киевская Русь — существовало в течение трех столетий. После смерти последнего великого князя киевского Мстислава Владимировича (1125-1132) — сына Владимира Мономаха — оно распалось на несколько мелких княжеств. Наступил период феодальной раздробленности, которая способствовала утрате политической независимости русских земель в результате нашествия монголо-татарских орд под предводительством хана Батыя (1208-1255) — внука Чингисхана.