Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие монастырских больниц




С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская меди­цина, а вместе с ней и монастырские больницы. Первые больницы при монастырях были устроены в Киеве и Переславле. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Еф­рем поставил в Переяславле "строение банное", устроил больницы и приставил к ним врачёв, которые подавали "всем приходящим безмездное врачевание". Позднее больницы были устроены в Нов­городе, Смоленске, Львове и других го­родах земли Русской.

Широкой известностью и всенарод­ной славой пользовалась древнейшая на Руси монастырская больница при Киево-Печерской лавре — первом русском мо­настыре. Основан он был в первой поло­вине XI в. в окрестностях Киева и свое название получил от пещер (древнрусск. - печеры), в которых первона­чально селились монахи.

Со всей Руси в Киево-Печерскую лавру ходили раненые и больные зараз­ными, нервными, психическими и други­ми заболеваниями, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными.

Монахи считали врачевание больных делом их подвижнического долга и усер­дно направляли свои заботы на призре­ние заболевших под сенью монастырской обители. "Киево-Печерский патерик" сообщает о нескольких монахах-по­движниках, прославившихся своим вра­чебным искусством.

Первым среди них упоминается "пречудный лечец Антоний" (XI в.), практи­ковавший раньше в Афонском монасты­ре и в других греческих колониях, где и усвоил начатки врачебного знания. Он лично ухаживал за больными, которых лечил, сам подавал им исцелявшее их "зелье".

Вторым хроника отмечает "преподоб­ного Алимпия" (XI в.). Он излечивал мазью прокаженных, которых не могли вылечить "волхвы и неверные люди".

Третьим и особенно славным врачева­телем Киево-Печерской лавры назван "преподобный Агапит" (умер в 1095 г.) — ближайший ученик Антония. Он бес­платно лечил и обитателей монастыря и мирян, сам ухаживал за ними и пользо­вался большой популярностью в народе. Однажды он исцелил внука Ярослава Мудрого — черниговского князя Влади­мира Всеволодовича который впослед­ствии стал киевским князем (1113-1125) и известен как Владимир Мономах. По­теряв надежду на исцеление, князь Вла­димир попросил преподобного Агапита прийти к нему. Однако Агапит, не выхо­дивший за пределы монастыря и лечив­ший только на территории обители, на­отрез отказался посетить князя и послал ему своего "зелья", от которого Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить свое­го исцелителя и передал ему богатые да­ры, но Агапит попросил передать дорогие княжеские подарки неимущим людям. "И услышали о нем в городе, что в мона­стыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали

Таким образом, "Киево-Печерский патерик" содержит первые конкретные сведения д оврач ебной этике на Руси в XI-XII вв.: лечец должен был быть образ­цом человеколюбия вплоть до самопо­жертвования; ради больного выполнять самые черные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать все, что в его силах для излечения боль­ного и не заботиться о личном обогаще­нии и профессиональном тщеславии. В этот период русской истории лечцы-монахи пользовались большим уважением. Многие из них впоследствии были кано­низированы православной церковью.

 

4. Народное врачевание по традициям языческих ве­рований.

В крещеной Руси "ведовство" и "волхование" были возведены в степень наказуемого антирелигиозного преступ­ления. Служители христианской ре­лигии верили в силу языческих культов и языческого врачевания и считали враче­вателей-язычников служителями дьявола. В результате христианство вступило в борьбу с языческим врачеванием; волх­вов и кудесников преследовали за "зелейничество" и "ведовство", вплоть до сожжения на костре. Так было в Новго­роде в 1227 г., когда духовенство предало огню четырех волхвов.

И все же врачевание в Древнерусском государстве не было церковной монопо­лией. Уже при князе Ярославе Владими­ровиче на Руси существовали вольные врачи и вольная врачебная практика — т.е. светская медицина. В отличие от "безмездной" церковной медицины, она была "возмездной" (т.е. платной). В го­родах при дворах князей и бояр служили светские лечцы, как русские, так и ино­земные. Так, в Киеве в XI-XII вв. прак­тиковал лечец-армянин, имя которого нам неизвесто. Лечец— армянин умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного и своей успешной практикой заслужил широкую популярность; к нему обраща­лись князья Всеволод и Владимир (Моно­мах).

В Чернигове при дворе князя Николая Давидовича (XII в.) служил "зело искус­ный" врачеватель Петр, по прозвищу Сириянин (т.е. сириец).

Древнерусские монастырские больни­цы были также очагами просвещения: в них обучали медицине, собирали грече­ские и византийские рукописи. В процес­се перевода текстов с греческого и латы­ни монахи дополняли их своими знания­ми, основанными на опыте русского на­родного врачевания.

В XI в. одной из самых популярных книг был "Изборник", переведенный с болгарского оригинала в 1073 г. по заказу сына Ярослава Мудрого — великого кня­зя киевского Святослава Ярославича (по другой версии — Изяслава Ярославича). "Изборник" состоит из фрагментов биб­лейских книг и сочинений авторитетней­ших византийских богословов и пропо­ведников (начиная с Василия Великого) по вопросам богословия, христианской нравственности и мироведения.

Основной целью русского перевода "Изборников" было связать обществен­ные отношения на Руси с нормами новой христианской морали. В то же время, по ходу изложения в них описаны и некото­рые болезни, представления об их при­чинах, лечении и предупреждении, при­ведены советы о питании (например, "си­лы в овощи велики", или "питье безмер­ное" само по себе "бешенство есть") и ре­комендации содержать тело в чистоте, систематически мыться, проводить омо­вения.

В «Изборнике" говорится и о лечцах-резалниках (хирургах), которые умели "разрезать ткани", ампутировать конеч­ности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризация) и лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны ножи для рассечения и точила врачебные. Вместе с тем, в "Изборнике" приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильн а.

В древнерусской литературе XII в. имеются также сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1185 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2457 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.