Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 1. Основы культуры речи




Определение культуры речи. Культура речи – владение нормами литературного языка в устной и письменной форме. Первоначально понятие “литературная норма” считалось центральным понятием этого раздела языкознания, а вопросы правильности речи – единственным объектом изучения.

В настоящее время понятие “культура речи” включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1) правильность речи (умение правильно говорить и писать), 2) речевое мастерство (умение употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения).

Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Оценка вариантов нормы при этом категоричны и определенны: правильно – неправильно, по-русски – не по-русски, допустимо – недопустимо, допустимо и то и другое. Например, неправильно “одел пальто” (вместо “надел пальто”) допустимо “в ц е хе” и “в цех у ”, “догов о р” и “д о говор”. Литературные нормы в этом случае воспринимаются как “идеал”, “образец”.

Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы. Императивные нормы в языке – это обязательные реализации вытекающие из возможностей структуры. Нарушение их в речи выводят за пределы литературного языка. Например: нарушение норм склонения, спряжения, согласования в грамматическом роде, числе. Диспозитивные нормы в языке – это те рекомендации, которые позволяют носителям языка иметь право выбора того или иного варианта; отражаются в современных нормативных словарях через пометы: “допустимо”, “разговорное”, “устарелое”, “специальное” и т.д. например: допустимо “твор о г” и “тв о рог”, “ин а че” и “ и наче”.

Речевое мастерство в отличие от правильности речи – это не только обязательное следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из вариантов наиболее точный, уместный, выразительный и т.п. Это вторая, высшая, ступень освоения литературного языка относится к культуре речи в собственном смысле. Оценки вариантов нормы на уровне собственно культуры речи таковы: лучше-хуже; точнее, уместнее, вернее, яснее. Например: лучше сказать “я смог”, чем “я сумел сделать что-нибудь” (о физической возможности, а не об умении).

Речевое мастерство предполагает достаточный уровень общей культуры человека, сознательную привязанность к языку, культуре мышления.

Качества хорошей (образцовой) речи. Речь правильная – речь человека, соблюдающего все нормы литературного языка – правила произношения, правила словоупотребления, грамматические и стилистические нормы; речь точная – речь человека, умеющего ясно мыслить, знающего предмет речи и семантику слов, имеющего достаточные речевые навыки; речь выразительная – речь человека, вызывающая и поддерживающая внимание и интерес у слушателя или читателя; речь богатая – речь человека, отличающаяся разнообразием средств выражения мысли, не допускающая лексической и другой избыточности; речь чистая – речь человека, в которой нет чуждых литературному языку элементов и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности; речь логичная – речь человека, имеющая последовательную структуру, где одна мысль свободно вытекает из другой и где ясно улавливается главное и второстепенное.

Нормы произношения и ударения. Произносительные нормы языка изучает орфоэпия, которая представляет собой “совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке”. /Р.И.Аванесов, Русское литературное произношение, М.: Просвещение, 1984, с.13/ объектом орфоэпии является произношение и ударение, т.е. специфические явления устной речи, обычно не отражаемые в должной мере на письме. Отклонения от литературного произношения также мешает языковому общению, как и неграмотное письмо.

В литературном языке выделяются нормы произношения двух видов: объективные и субъективные. Нормы, имеющие объективный характер, диктуются фонологической системой языка и закономерностями ее реализации в речи. Нарушение этих норм является нарушением законов фонологической системы – поскольку фонологическая система диктует только одну возможность реализации нормы. Нормы субъективного характера устанавливаются общественной языковой практикой, обществом, людьми. В этом случае фонологическая система разрешает не одну, а две или несколько возможностей реализации, т.е. несколько вариантов произношения. При наличии вариантов произношения один из них признается нормативным, а другой оценивается как допустимый или определяется как нелитературный /просторечный/.

Отличительной особенностью русского ударения является его разноместность: в одних словах оно падает на первый слог, в других – на второй, третий и т.д. Например, ударение падает на первый слог: б у нгало, к у хонный, сл и вовый, к а шлянуть, о прометью, п а мятуя, м о щностей; на второй слог: отк у порить, нам е рение, рудн и к, там о жня, ув е домить; на третий слог: алфав и т, обесп е чение, пломбир о ванный, транспорт и ровать; на четвертый слог: бензопров о д, притормож е нный, усугуб и ть; на пятый слог: оговорен о, мусоропров о д, ознаменов а ние.

Кроме того, разноместность ударения проявляется и в том, что оно может быть подвижным и неподвижным.

Ударение неподвижное падает постоянно или на основу слова, или на окончание, в каких бы формах это слово не употреблялось.

Ср. постоянное /неподвижное/ ударение формах глагола: зазвон и ть, - ю, - и т, включ и ть, - у, - и т /на окончании/; вкл е ить, - е ю, - е ит, ход а тайствовать, -ую, -ет, исч е рпать, -аю, -ает /на основе/. Или формах имен существительных: статья, -и, черта, -ы, бахча, -и /на окончании/; торт, -а, мн. торты, квартал, -а, досуг, -а /на основе/.

Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным.

Так, многие глаголы в формах прошедшего времени имеют ударение на основе во всех формах, кроме формы единственного числа женского рода: задали, задал, задало, задал а, взяли, взял, взяло, взял а, заняли, занял, заняло, занял а, поняли, понял, поняло, понял а. Такой же характер ударения наблюдается в формах прошедшего времени кратких страдательных причастий: заняты, занят, занято, занят а, взяты, взят, взято, взят а, начаты, начат, начато, начат а, приняты, принят, принято, принят а.

Многие краткие имена прилагательные имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме формы единственного числа женского рода, в которой ударение переносится на окончание: веселы, весел, весело, весел а, дешевы, дешев, дешево, дешев а, вредны, вреден, вредно, вредн а, молоды, молод, молодо, молод а.

В литературном языке действует такая норма: если в краткой форме прилагательного женского рода ударение стоит на основе, то в сравнительной степени оно или остается на основе: крас и во – крас и вее, сур о во – сур о вее. Если же в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени оно переходит на суффикс: длинна – длиннее, светла – светлее.

Разноместность ударения служит причиной существования в языке различного рода вариантов.

1. Лексические варианты различают слова по смыслу: переводные картинки – переводный роман, переходный возраст – переходной мост, разводной ключ – разводный процесс.

2. Грамматические варианты различают формы одного и того же слова: нет а дреса /родительный падеж единственного числа/ - домашние адрес а /множественное число/, родные сёстры /множественное число/ - подруга сестр ы /родительный падеж единственного числа/; нас ы пать сахару /совершенный вид/ - насып а ть постепенно /несовершенный вид/, н о сите передачу /настоящее время/ - нос и те почаще /повелительная форма/.

3. Лексико-грамматическое варианты различают части речи: г о сти пришли /существительное множественного числа/ - гост и у них еще /глагол в форме повелительного наклонения/ - ехать верх о м на коне /наречие/ - пройти в е рхом /существительное в творительном падеже/, прийти в о время /наречие/ - во вр е мя каникул /существительное с предлогом/, подойти вплотн у ю /наречие/ - в пл о тную ткань /имя прилагательное с предлогом/.

4. Стилистические варианты разграничивают слова литературные и нелитературные /просторечные, диалектные, профессионализмы, устаревшие и пр./ Например: буржуаз и я – буржу а зия /устар./, д а ришь – дар и шь /устар./; ср. также: задан а, отнят а, продан а и з а дана, о тнята, пр о дана /разг./; молод е ц, дев и ца и м о лодец, д е вица /фольклорн., народно-поэтическ./; доб ы ча, килом е тр, шасс и и д о быча, кил о метр, ш а сси /профессиональн./; з а суха, полож и л, облегч и л и зас у ха, пол о жил, обл е гчил /диалектн./; хоз я ева, свёкла, ср е дства и хозяев а, свекл а, средств а /просторечн./. Все примеры отклонений от литературной нормы считаются неправильными.

5. Равноправные варианты с точки зрения правильности признаются одинаковыми, но предпочтительнее ударение в первых словах сопоставляемых пар: м ы шление – мышл е ние, наперег о нки – наперегонк и, тв о рог – твор о г, и наче – ин а че, зарж а веть – заржав е ть.

 

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

Определите, на какой слог в каждом из рядов падает ударение: 1. Первый слог. 2. Второй слог. 3. Третий слог. 4. Четвертый слог. 5. Пятый слог. (См.цифровые ответы – ключ в конце книги.)

 

I

1) Алиби, верба, задали.

2) Мусоропровод, аббревиатура, загримироваться.

3) Агрономия, аргумент, безыдейный.

4) Авиапочта, иммунитет, перипетии.

5) Агентство, адаптер, атлет.

 

II

1) Вклеить, братья, втридорога.

2) Аристократия, инициалы, избаловать.

3) Светопреставление, инициативный, железоплавильный.

4) Арест, двоюродный, бахча.

5) Адъютант, алкоголь, наискось.

 

III

1) Дефис, исчерпать, намерение.

2) Апелляция, каталог, алфавит.

3) Орангутанг, непревзойденный, новорожденный.

4) Вероисповедание, вагоновожатый, трехкилометровый.

5) Взяты, засуха, наискось.

 

Задание 2.

Определите характер вариантов между парами соотносительных слов. См.Ключ. (цифровые ответы в конце книги).

1. Лексические варианты.

2. Грамматические варианты.

3. Лексико-грамматические варианты.

4. Стилистические варианты.

5. Равноправные варианты.

 

I

1) Весна – весны, просите – просите, разрезать – разрезать.

2) Агентство – агентство, выборы – выбора, позвонишь – позвонишь.

3) Металлургия – металлургия, джинсовый – джинсовый, заржаветь – заржаветь.

4) Атлас – атлас, временный – временной, ледник – ледник.

5) Гости – гости, на голову - наголову, почесть – почесть.

 

II

1) Во время – вовремя, молча – молча, пропасть – пропасть.

2) Масличный – масличный, призывный – призывной, посаженный – посаженный.

3) Сестры – сестры, ловите – ловите, воды – воды.

4) Километр – километр, средства – средства, заняла – заняла.

5) Казаки – казаки, запыхаться – запыхаться, искристый – искристый.

 

III

1) Партер – партер, договор – договор, намерение – намерение.

2) Всыпать – всыпать, ходите – ходите, стекла – стекло.

3) В плотную – вплотную, верхом-верхом, моченный-моченый.

4) Симметрия-симметрия, волнам-волнам, вклиниться-вклиниться.

5) Портфель-портфель, откупорить - откупорить, красивее-красивее.

 

Задание 3.

Найдите примеры несоответствия нормам современного литературного языка (см.таблицу).

1. У конькобежцев баллотировка пар проводится завтра.

2. В этот день на имя бабушки пришло извещение на получку посылки.

3. Строительство новой школы форсируется ускоренными темпами.

4. Ларек закрыт по болезни.

5. Пьеса “Вишневый сад” сыграла большое значение.

6. Отец Павла Власова посвятил жизнь побоям жены.

7. Рахметов был обыкновенным человеком.

8. Алеша Попович более моложе, чем все остальные.

9. Ихнее поместье должно продаваться за долги.

10. Мы хочем пойти в лес.

11. Автором раскрыто важные факторы.

12. Все были готовые к походу.

 

Таблица





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1331 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2206 - | 2164 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.