Хотя, как говорят, хорошее начало – половина дела, но равным же образом, с другой стороны, плохое окончание может разрушить и обратить в ничто все, что до сего момента было сделано хорошо и как следовало, как можно наблюдать ежедневно. Теперь, чтоб в бою не случилось так, что ты начал хорошо, и здраво продолжил, но был опозорен в конце, здесь я как следует объясню, каким должно быть Отступление. В частности, надо отметить, что после каждого выполненного приема ты должен всегда Отступать одним из следующих трех способов: или, во – первых, до своего противника, или, далее, после него, или, иначе, одновременно с ним.
Коль ты хочешь Отступить до него, то смотри, чтобы сперва притеснить его и довести его своими техниками до той степени, чтобы он принялся защищать себя; тогда, пока он тщится увидеть, что ты планируешь делать далее, тотчас же нанеси удар на отходе, и уходи до того, как он осознает это.
Если хочешь Отступить после него, то заметь, что это может быть выполнено двумя способами. Первый – когда ты ждешь Отступления своего противника и, после того, как он 1.23v нанесет Отсекающий удар, умело преследуй его над его клинком со своим Отступлением.
Второй, когда ты действуешь так, будто намерен Отступить до него, но искусно придерживаешь свой удар и, не давая ему осознать этого, так что, когда он обрушивается после тебя, ты даешь ему промахнуться в его ударе и провалиться, так что ты можешь ударить после него над его оружием в Открытие.
Если же ты хочешь Отступить одновременно с ним, то действуй так, чтобы во время отшага ты всегда шел со своим ударом над его оружием; и, когда он Отсекается со своей правой стороны, ты рубишь по его левой стороне; но если он рубит слева, то ты отшагиваешь к его правой стороне, и рубишь одновременно с ним.
Однако, поскольку все приемы включают в себя это действие, ты хорошо будешь готов детально изучить это на их месте, там, где я обсуждаю приемы.
Глава 7
Совет о шагах.
Некоторые, а особенно те, кто неопытен в бою, могут здесь быть изумлены, что я предлагаю инструкцию по передвижению; они могут полагать, что от того, как шагаешь, зависит немногое, или, даже если что — либо и зависит, то «Торжище любого обучит достаточно хорошо» (как следует из пословицы) (прим — а именно, «практический опыт — это лучший способ изучить это»). Но, как показывает практика, от этого зависит столь многое, что весь бой пропадает втуне, коль для него не выполняется правильных шагов, каким бы искусным этот бой ни был. Поэтому мастера боя прошлого, кои были весьма обучены и опытны в этом вопросе, сформулировали в своих двенадцати правилах:
Кто сперва шагает, а рубит потом,
Не должен иметь воздаянья большого в умении том.
Следовательно, у каждого удара должен быть свой шаг, который будет иметь место одновременно с ударом, если ты желаешь достичь чего — нибудь при использовании приемов. Если ты шагаешь слишком быстро или слишком позно, то с твоим приемом покончено, и так ты сделаешь неудачными собственные же удары. Поэтому учись выполнять шаги правильно, так, чтобы твой противник не мог применить свой прием, как он того желает, но ты (как бывало) будто бы похищаешь землю или воздух у него.
Теперь, в Начале ты должен действовать так, будто бы намерен сделать большой и широкий шаг, но затем на самом деле держишь стопы близко друг к другу; и, наоборот, когда он думает, что ты будешь надвигаться на него медленно, то двигайся на него быстро с помощью широких шагов, и обрушься на него. От этого зависит столь многое, что любой, кто обучен и искусен в бою, должен признать это.
Есть три основные формы передвижения:
-Во-первых, назад и вперед; нет необходимости подробно объяснять, что они из себя представляют, а именно, когда кто — либо шагает к противнику или от него.
- Во-вторых, есть также шаги в стороны, которые описываются треугольником, а именно, так: встань на одной прямой линии правой ногой перед твоим противником, а левой ногой шагни позади правой к его левой; и это одиночный хшагъ. Другой, который является двойным шагом, делается так: шагни, как показано выше, своей правой ногой к его левой; затем следуй своей левой ногой позади правой к его левой стороне немного в сторону, а затем, в — третьих, вновь правой к его левой.
В — третьих, есть ложные, или скраденные, шаги, кои делаются так: действуй, будто ты намерен шагнуть вперед одной ногой, до того, как ты опустишь ее, шагни ею назад позади другой ноги. Собственно, они принадлежат разделу рапиры, и приберегу их до него.
Глава 8.