Процесс удаления старой олифной пленки состоит из ее размягчения растворителем и собственно удаления с помощью тампона и скальпеля. С внедрением летучих растворителей для размягчения лаковой пленки стали широко пользоваться методом компресса. Для этого используют кусочки байки прямоугольной формы (или по очертаниям участка живописи одного цвета) размером 3 x 2 см, 3 x 4 см и крупнее. Их смачивают выбранным растворителем и накладывают на нужный участок произведения. Для предотвращения испарения растворителя кусок байки накрывают полиэтиленовой пленкой немного большего размера и прижимают мешочком с песком. Не нужно пользоваться стеклом в качестве груза, так как оно не обеспечивает плотного прилегания компресса к обрабатываемой поверхности, отчего размягчение пленки не может быть равномерным.
Для компресса используют неокрашенную тонкую, а иногда и толстую байку. Вместо байки можно применять толстую пористую бумагу типа фильтровальной. Белая ткань окрашивается набухающей олифой, что может служить контролем начала ее растворения.
Материал компресса, смачиваемый растворителем, берут только пинцетом и не в коем случае — пальцами.
Лежащий на поверхности произведения компресс смачивают растворителем с помощью щетинных кистей № 2, 4, 6, 8. Мягкие кисти — волосяные, колонковые или из ушного волоса удобны только для выравнивания пленки после удаления компресса. Для смачивания маленьких компрессов удобнее применять медицинскую капельницу или пипетку.
Размягчившуюся пленку удаляют тампоном из ваты или марли. Если тампон держат руками, то на них надевают резиновые пальцы для защиты от растворителей. Участок с размягченной олифной или лаковой пленкой протирают подсолнечным маслом, отчего в первый момент после удаления компресса растворенная олифа или лак еще больше разжижаются, но вскоре очень быстро твердеют. Если применить касторовое масло в смеси с этиловым спиртом, то пленка удерживается в разжиженном состоянии гораздо дольше.
Для удаления размягченной пленки с поверхности живописи применяют также медицинские, особым образом заточенные скальпели.
Время действия растворителя и выдержки компресса следует замечать по часам. Наиболее удобны песочные часы. Участок, на котором проводится работа, должен быть хорошо освещен. Нужно следить, чтобы осветительный прибор не нагревал поверхность произведения, так как это может повредить его. Кроме того, с нагретой поверхности быстрее испаряются растворители, что затрудняет процесс работы.
Для наблюдения за сохранностью раскрываемого слоя живописи пользуются различными лупами и бинокулярным микроскопом. Однако слишком долгое пользование ими вредно для зрения.
ПРОБНЫЕ РАСЧИСТКИ
Для определения методики раскрытия и обеспечения максимальной сохранности красочного слоя на небольших, неответственных местах произведения делают пробные расчистки. В процессе таких расчисток подбирают растворители, определяют степень смачивания компресса (насыщенный, средний, полусухой), длительность действия растворителя и способ удаления размягченной пленки.
Подбор растворителя начинают с наиболее мягко действующего.
Ватным тампоном, намотанным на черенок кисти и смоченным растворителем, протирают выбранный участок и наблюдают, окрашивается ли тампон в коричневатый цвет — цвет обрабатываемой пленки. Если окрашивание есть, то выбранным растворителем смачивают кусочек ткани и накладывают компресс. Через три-пять минут после наложения компресса проверяют действие растворителя на покровную пленку. Для этого ткань компресса не снимают, а только отгибают ее край.
Если пленка в течение первых 10 минут размягчается приблизительно на половину своей толщины, то растворитель пригоден. Окончив первую пробу, компресс снимают, участок протирают тампоном, смоченным маслом, удаляют с него размягченный слой и вытирают досуха.
Чтобы уточнить экспозицию, ставят новый компресс на соседний участок, держат, не открывая компресса, 20—30 минут и проверяют его действие.
Может оказаться, что покровная пленка многослойная. Тогда примененный растворитель усиливают добавлением одного или двух компонентов и ставят новый компресс на этот же участок. Процесс пробного удаления слоя повторяют.
Последний пробный участок полностью освобождают от размягченной пленки с помощью тампона и скальпеля. Записывают все опробованные растворители и составы из них, степень увлажнения тампона, время выдерживания компресса и способ удаления размягченной пленки.