Проблема молодёжи и семьи – важная, острая и многоплановая. На уровне обыденного сознания семья соотносится с супружеством, родительством, родством, а молодые люди могут рассматриваться во всех перечисленных аспектах в силу следующих обстоятелсьтв:
1. Образ жизни и поведение молодёжи в той или иной мере обусловлены условиями жизни и атмосферой родительской семьи, её семейной культурой.
2. В структуре ценностных ориентаций и видов деятельности, характерных для молодёжного возраста, общение, межличностные контакты и устройство личной жизни занимают одно из важнейших мест.
3. Стиль семейно-брачного и сексуального поведения, семейный статус молодёжи определяют состояние семьи, перспективы её развития, характер решаемых задач и проблем.
По данным социологических исследований, в течение последних 10-15 лет семья, брак, дети устойчиво занимают лидирующее место в перечне базовых ценностей российской молодежи. В частности, по результатам опроса, проведенного исследовательской группой "Циркон" в 2006 г., семью, детей, дом в качестве ведущей сферы жизни указывали 67% молодежи (в 2005 г. – 65%), что является вторым по значимости показателем после образования (69%). Еще 57% молодых людей отмечали работу и 33% - карьеру, продвижение по службе. В целом, как свидетельствуют результаты исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2007 г., "семейные ценности, такие как создание прочной, счастливой семьи, воспитание детей, занимают прочные лидирующие позиции в структуре ценностных ориентаций молодых россиян, наряду с такой ценностью, как создание материального достатка". Причем, в отношении семейных ценностей отчетливо фиксируются безусловно достижительные мотивации. Так, около четверти опрошенных (24%) отметили, что уже смогли создать прочную, счастливую семью. Подавляющее большинство представителей молодежных групп указали, что еще не достигли этого, но им вполне это под силу (70%). Главным для создания семьи современная российская молодежь, как и старшее поколение, считает взаимную любовь(73%), хотя и не забывает о некоторых материальных факторах: наличие отдельного жилья (58%) и приемлемого уровня доходов (61%), позволяющих молодым семьям жить отдельно от родителей).
В социологии молодёжи семейные отношения преимущественно анализируются в аспекте создания и развития молодой семьи. Определение понятия "молодая семья" базируется на типологии жизненного цикла семьи, то есть последовательных стадий семейной жизни с указанием стажа брака на тот или иной момент, что позволяет рассчитать общую продолжительность семейной жизни и сроки отдельных стадий. Согласно данной типологии, принято выделять молодую семью (возраст супругов до 30 лет, стаж брака - до 5 лет); зрелую семью (возраст супругов 30 - 55 лет, возраст детей 10-25 лет); пожилую (состояние "пустого гнезда", выход на пенсию одного из супругов).
Таким образом, молодая (молодежная) семья представляет собой брачный союз, возраст супругов (в ряде нормативных актов – одного из супругов) в котором не превышает 30 лет, а стаж семейной жизни не более пяти лет. Молодые семьи составляют значительную часть российских семей. К 2006 году их насчитывалось более 6 миллионов (около 20 миллионов граждан России). В качестве специфической формы молодой семьи можно дополнительно рассматривать семью "матери-одиночки" в возрасте до 25 лет. При этом не оговаривается возможность или обязательность раздельного проживания с родительской семьей, что обусловлено спецификой жилищной ситуации в России.
Молодые семьи находятся в наиболее сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития. Следствием материальных проблем, проблем, обусловленных сложностью налаживания отношений между молодыми супругами, а также между ними и референтной средой, которая довольно часто является неблагоприятной, является нарастание конфликтов. В этой связи актуализируется вопрос о государственном регулировании брачно-семейных отношений в молодежной среде. Поскольку процесс регулирования возможен лишь при определении некоторого нормативного (желаемого) состояния, представляет интерес определение модели благополучной молодежной семьи. И. Свинцов в данной связи пишет: "Под благополучной понимается молодая семья, которая:
- осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение двух или более детей, имеет их, занимается их воспитанием и развитием на основе взаимодействия пространств семейного, общественного и государственного образования;
- в состоянии самостоятельно решать все свои проблемы и в полной мере выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием мер законодательно определенной ее поддержки;
- обладает способностью к самореализации и саморазвитию как самостоятельный элемент социальной структуры российского общества на основе равноправия и взаимного сотрудничества с государством и обществом".
Комплексный научный анализ молодых семей актуализуируется противоречивостью тенденций сопровождающих процессы их жизнедеятельности в условиях современной России, в частности:
- дестабилизация семьи – рост числа разводов, матерей-одиночек, распространение вдовства среди молодёжи;
- нарастание конфликтности во внутрисемейных отношениях, сочетающееся с неумением или нежеланием молодых людей улучшать нравственно-психологический климат семьи, разрешать возникающие конфликты компромиссом, взаимными уступками;
- ломка традиционных стандартов семейного уклада и обострение межпоколенческих отношений, особенно в связи с критическо-нигилистическим отношением молодёжи к опыту и семейным традициям старших поколений;
- сложности для молодых женщин сочетания репродуктивной и профессиональной деятельности;
- низкая культура интимных отношений, распространенность абортов, губительно сказывающихся на здоровье молодых женщин;
- социально-психологические последствия акселерации, ведущие к более раннему началу половой жизни, более терпимому отношению к добрачным (а позднее – к внебрачным) связям, к растущему плюрализму в оценках сексуального поведения, что сочетается с половой неграмотностью молодёжи или – в последние годы – с поверхностным, облегчённым, искажённым "просвещением" их в вопросах секса;
- изменение взаимоотношений общества и семьи – сужении возможностей социального контроля за внутрисемейными отношениями, превращение семьи в пространство личной жизни;
- становление разнообразных форм брака – фактический брак, гостевой брак, некоторые формы группового брака, многожёнства, повторный брак, "открытый брак" и т.д..
Кроме того, прослеживается процесс замены одного типа молодой семьи (традиционная семья) на другой тип (современная семья). (См. Таблицу 13).
Табл. 13 – Различия между типами семьи
Традиционная | Современная |
Патриархальная семья (с верховенстовм старших, мужчины) | Биархатная, основанная на равенстве супругов |
Чёткое разграничение семейных функций | Функции супругов "смазаны" |
Семья сложная, расширенная, многопоколенная, с многочисленными родственниками | Семья нуклеарная, простая, состоит из родителей и детей, ещё не создавших семью |
Многодетная | Малодетная |
Семья как фактор производства | Семья как общность потребительско-бытовая, досуговая |
Родительство и родство играют в семье ведущую роль | Супружество-ведущее отношение в семье |
Семья – ячейка общества, семья существует для общества | Самоценность семьи, значимость межличностных отношений |
Основные функции семьи - хозяйственная, досуговая, репродуктивная, воспитательная | Основные функции семьи - сексуальная, социально-психологическая, культурная |
Следует отметить, что создания семьи осложняется для большинства молодых людей не только возможностью возникновения материальных трудностей и нерешенностью жилищных проблем, но и недостаточной социально-психологической подготовленностью молодых людей к семейной жизни. Особое значение в этом отношении играет готовность к браку и созданию семьи. Следует различать нравственную и психологическую готовность. Нравственная подготовка к браку – это формирование личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание характера, способствующего сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственности перед семьёй. Психологическая подготовка к браку предполагает знание психологии личности, супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения.
Создание семьи начинается с выбора молодыми людьми спутника жизни. Чаще всего будущие супруги знакомятся там, где проводя больше всего времени – на работе и в процессе учёбы. Затем там, где молодые люди живут, отдыхают и развлекаются. Таким образом, будущих супругов сводит совместное дело, общие интересы и соседство.
Выбор будущего супруга, как правило, соотносится с определёнными идеализированными представлениями. Например, для юношей важно, чтобы будущая жена была красивой, модной и привлекательной девушкой; заботливой и любящей матерью; верной и преданной женой; добрым, отзывчивым другом; практичной, умелой хозяйкой. Девушки же предпочитают, чтобы будущий супруг умел хранить верность и преданность жене; был сильной, активной, волевой и предприимчивой личностью; добрым, отзывчивым и нежным другом. Для современных девушек не безразлична внешность будущего мужа, его умение модно одеваться. Вместе с тем, показатели личностного портрета "реального" и "желаемого" брачного партнёра как правило не совпадают, что может послужить причиной конфликтов при попытке "подогнать" партнёра под свои идеализированные представления.
В этом отношении показательны те характеристики, которыми молодые люди наделяют своего будущего супруга (супругу), неосознанно идеализируя его (её) (См. Таблицу 14).
Изучение брачно-семейных установок и влияние на эти установки реальной модели семейного взаимодействия в родительской семье показывает, что представления юношей и девушек о будущей семейной жизни формируются на примере реальных семейных отношений их родителей. Ролевые установки матери способствуют формированию готовности дочери выполнять функции жены-матери, а ролевые установки отца являются основой для формирования у сына модели ролевого поведения в будущей семейной жизни. В то же время молодое поколение скорее декларирует, чем осуществляет на практике, необходимость особого уважения и любви к своим родителям, к старшим. Подобная декларация носит абстрактный характер, по мнению молодёжи, родители не должны оказывать на них непосредственного реального воздействия – оценивать действия, контролировать, критиковать, направлять и т.д. Исходя из указанных позиций, молодёжь оценивает необходимость спрашивать согласие родителей на брак (См. Таблицу 15).
Достаточно часто молодые люди, выбирая будущего супруга (супругу), наряду с иными, оценивают возрастные характеристики партнёра. В частности, 7,9% молодёжи считают, что супруги должны быть одного возраста; 72,9% - муж должен быть старше жены; 12,3 – зависит от обстоятельств; 7% - затруднились ответить.
Безусловно, в семейно-брачных ориентациях молодежи преобладает установка на традиционный зарегистрированный брак (70%). Но для части респондентов (17%) более привлекательным является гражданский брак, а для 5% - внебрачные отношения. Одинокий образ жизни выбирают 2% респондентов, 6% ориентируются на иные формы отношений (гомосексуальные, групповые и др.).
Итак, несмотря на все проблемы и противоречия, в отношении российской молодёжи, результаты социологических исследований выявили два существенных момента:
- молодые люди предпочитают семейные отношения одиночеству;
- молодые люди предпочитают моногамный брак альтернативным формам совместного проживания.