Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Изготовление рисунков, диапозитивов




И компьютерных графических

Материалов

Рисунки, диапозитивы и компьютерные изображе

ния — это виды наглядных пособий, которые чаще

всего используются во время выступлений. Давайте

рассмотрим несколько принципов, которых вы, мо

жет быть, захотите придерживаться, чтобы улучшить

качество своих графических материалов.

Используйте шрифт такого размера, чтобы он был

легко виден всей вашей аудитории. Используя ри

сунки или диапозитивы, проверьте, правильный ли

вы выбрали размер шрифта для своих надписей.

Отойдите от своего наглядного пособия на самое да

лекое расстояние, на каком могут сидеть люди в ва

шей аудитории. Если вы сможете на этом расстоянии

прочесть надписи и рассмотреть делали, значит, и

надписи, и рисунки достаточно велики. Если нет,

сделайте другой образец и проверьте его. Посколь

ку проецирование увеличит размер ваших надпи

сей, для диапозитивов попробуйте шрифт размером

36 пунктов для основных заголовков, 24 пункта для

подзаголовков и 18 пунктов для текста. На рис. 15.8

показано, как это выглядит на бумаге. Шрифт разме

ром 36 пунктов будет иметь на экране высоту от 6,5

до 7,5 см, шрифт размером 24 пункта — от 3 до 5 см,

а шрифт размером 18 пунктов — от 1,5 до 2,5 см.


 

 

Часть IV · Публичное выступление

лужирном варианте, размером 18 пунктов. Если ни

один из этих шрифтов вам не нравится, у вас, скорее

всего, есть широкий выбор других. Убедитесь, что

шрифт, который вы изберете, легко прочесть. Мно

гие, особенно красивые или впечатляющие шрифты,

часто бывает трудно читать.

 

Рис. 15.9. Обычный и полужирный шрифт размером

18 пунктов

Используйте и верхний, и нижний регистры. Ком

бинацию букв верхнего и нижнего регистров читать

легче. Некоторые люди считают, что надпись, сделан

ная одними заглавными буквами, помогает акценти

ровать мысль. Это так в некоторых случаях, но мыс

ли, записанные одними заглавными буквами, намно

го труднее прочесть, — даже если эти мысли

выражены в очень коротких фразах.

Постарайтесь ограничить количество строк текста

не более чем шестью и используйте короткие фразы.

Вам совсем не нужно, чтобы аудитория долго читала

ваши наглядные пособия, — вам нужно, чтобы она

слушала вас. Ограничьте число строк шестью (или

менее) и записывайте ваши положения в виде слово

сочетаний, а не в виде полных предложений.

Выбирайте информацию, на которой вы собирае

тесь сделать акцент в своей речи. Мы часто заимству

ем идеи для своих наглядных пособий из других ис

точников, и здесь существует тенденция включать в

свою картинку или схему весь материал, который

есть в оригинале. Но для целей речи лучше делать

наглядные пособия как можно более простыми. Вы

бирайте ключевую для вашей темы информацию и

исключайте все, что способно рассеять внимание или


Шрифт


Использование


увести в сторону от того положения, которое вы со

бираетесь развить.

Поскольку тенденция загромождать рисунок осо


36 Основные заголовки

24 Подзаголовки

18 Текстовый материал

 

Рис. 15.8. Размеры шрифтов для наглядных пособий

 

Используйте шрифт, приятный для глаз. Совре

менные программные пакеты (такие как Microsoft

Word) имеют в своем комплекте много разнообраз

ных шрифтов. На рис. 15.9 представлены два стан

дартных шрифта, Helvetica и Times, в обычном и по


бенно часто наблюдается при использовании диа

грамм, давайте рассмотрим две диаграммы, на кото

рых показано распределение по возрасту людей, по

ступающих в колледжи (рис. 15.10). На диаграмме

слева упоминаются одиннадцать категорий, на диа

грамме справа это информация упрощается путем

объединения возрастных категорий с небольшой

процентной долей. Правая диаграмма не только лег

че читается, но и позволяет выделить большие про

центные группы.

Убедитесь, что информация подается в виде, при

ятном с эстетической точки зрения. Правильная по

дача информации включает оставление полей сверху,

снизу и по краям целого сообщения, отступ в начале

каждого промежуточного утверждения и использова

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

 

Глава 15 · Вербальная и визуальная адаптация

ние шрифта разных размеров, а также полужирного

или подчеркнутого шрифта.

Вставляйте, где это уместно, иллюстративные гра

фические фрагменты. Если вы работаете с компью

терной графикой, вы можете рассмотреть возмож

ность вставки какого нибудь готового графического

фрагмента. В комплект большинства пакетов ком

пьютерной графики входит множество разнообраз

ных готовых иллюстративных фрагментов, которые

вы можете включить в свой документ. Вы также мо

жете купить относительно недорогие программные

пакеты, содержащие тысячи таких картинок. Умест

ная вставка графического фрагмента может придать

вашему наглядному пособию как более профессио

нальный, так и более впечатляющий вид. Будьте

осторожны, потому что здесь можно и переусерд

ствовать. Не перегружайте ваше сообщение ненуж

ными картинками.

 

Рис. 15.10. Сравнительные диаграммы

Chronicle of Higher Education, Almanac Issue, August 28,

1998, p. 18.

Теперь давайте посмотрим, как мы сможем ис

пользовать всю эту информацию. Плакат на

рис. 15.11 содержит много важной информации, но

обратите внимание, как непривлекательно он выгля

дит. Как вы можете заметить, оратор, изготовивший

это наглядное пособие, игнорировал все правила эф

фективной презентации. Однако путем нескольких

обдуманных упрощений этот оратор мог бы получить

плакат, изображенный на рис. 15.12, который заост

 

Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ВЫ ЗАПОМНИЛИ ТРИ ПРА

ВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

 

Уменьшайте количество мусора, который создает

ся использованием слишком большого количества

упаковочных материалов или материалов, не под

дающихся переработке.

 

Используйте полотенца из ткани вместо бумажных

полотенец, керамическую посуду вместо пластико

вых тарелок, стеклянные бутылки вместо алюмини

евых банок.

 

Собирайте мусор, поддающийся переработке, пра

вильно сортируйте его и приносите в пункты при

ема перерабатываемых отходов.

 

Рис. 15.11. Неразборчивый и громоздкий плакат


 

 

ряет внимание на главных моментах выделением

ключевых слов (уменьшайте, используйте, перераба

тываемые отходы), высвечивает основные детали и

включает графический фрагмент, придавая тем са

мым информации профессиональный вид.

 

ЗАПОМНИТЕ ТРИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛА

 

Уменьшайте

Количество мусора

 

Используйте

полотенца из ткани

керамическую посуду

стеклянные бутылки

 

Собирайте

Сортируйте

Приносите

Перерабатываемые отходы

 

Рис. 15.12. Простой, но эффективный плакат

 

 

Как сделать выбор

Вот несколько ключевых вопросов, на которые

вам нужно ответить, чтобы сделать наилучший вы

бор типа наглядных пособий.

Какие идеи в моей речи наиболее важны? Нагляд

ные пособия и представленный на них материал

обычно хорошо запоминаются. Старайтесь использо

вать их только для выражения наиболее важных идей

своей речи.

Как велика аудитория? Тип наглядного материа

ла, который будет работать для аудитории из двад

цати или менее человек, сильно отличается от того

типа материала, который будет работать для аудито

рии из сотни или более человек. Например, если

ваша аудитория — двадцать или менее человек, как

чаще всего и бывает в случае выступлений перед

учебной группой, вы можете выбрать для демонстра

ции относительно небольшие предметы или модели —

все смогут их увидеть. Для очень больших аудиторий

вам потребуются проекционные изображения, кото

рые можно легко рассмотреть с расстояния 30 или 50

метров.

Всегда ли необходимое оборудование будет в ва

шем распоряжении? Может случиться так, что вы

будете произносить свою речь в помещении, не обо

рудованном электронными дисплеями. В универси

тете Цинциннати, например, в большинстве аудито

рий есть только обычная классная доска, диапози

тивный проектор и электрические розетки. Если вы

хотите использовать что то еще, вам нужно будет

принести это с собой или взять во временное

пользование в офисе университета, если это воз

можно. Будьте готовы к неожиданностям! Если вы

договорились о временном использовании оборудо

вания, подготовьтесь к возможности того, что обо

 
 
 
 
 
 
 


 

 

 

рудование не прибудет вовремя или что оно не бу

дет работать так, как вы предполагали. Справьтесь

заблаговременно, все ли в порядке, приходите на

место своего выступления пораньше и, на всякий

случай, имейте в запасе различные варианты на

глядных пособий.

Окупается ли время, которое нужно затратить

на изготовление или приобретение наглядных по

собий? Наглядные пособия — это дополнения к ва

шей речи. Вы используете их, для того чтобы сде

лать акценты на том, о чем вы говорите словами.

Если вы считаете, что определенное наглядное по

собие поможет вам достигнуть своей цели, тогда

время потрачено не зря. Но вряд ли стоит тратить

огромное количество времени на подготовку на

глядных пособий, иллюстрирующих второстепен

ные положения.

Как много наглядных пособий следует использо

вать? Если только вы не собираетесь устраивать

большой показ слайдов, когда вся речь сосредоточи

вается на демонстрируемых образах, лучше исполь

зовать относительно немного наглядных пособий.

Вам нужно, чтобы большую часть времени аудито

рия фокусировала свое внимание на вас, человеке,

который говорит. Используйте наглядные пособия

тогда, когда они помогут вам овладеть вниманием

аудитории, проиллюстрировать идею или сделать

так, чтобы слушатели запомнили материал. Во всех

этих трех случаях, чем больше наглядных пособий

используется, тем меньше будет их результатив

ность. Для пятиминутной речи три наглядных посо

бия, показанные в ключевых местах, будут привле

кать внимание, иллюстрировать и стимулировать

запоминание намного лучше, чем шесть или восемь

наглядных пособий, демонстрируемых в течение все

го выступления.

 

Рубрика: Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

 

Выбор наглядных пособий

Тщательно исследуйте вербальную информа

цию, которую вы планируете использовать в

своей речи. В своей рабочей тетради под пунк

том 15.1 отметьте, в каких местах вашей речи,

по вашему мнению, наглядные пособия будут

полезны для привлечения интереса аудитории,

облегчения понимания и улучшения запомина

ния. Ограничьте свой выбор, самое большее,

четырьмя или пятью моментами, так как на вашу

первую речь вам, скорее всего, будет отведено

от четырех до шести минут.

Затем напишите, какой тип наглядного пособия

будет наиболее эффективным в каждом из от

меченных вами мест. Ваши собственные дей

ствия? Предметы? Модели? Диаграммы? Худо

жественные изображения? Проекции? Надписи

и рисунки на доске? Раздаточный материал?

Компьютерная графика?

Наконец, опишите содержание наглядных посо

бий. Например, если вы в каком то месте наме

рены использовать диаграмму, что вы на нее

поместите?


 

 

Часть IV · Публичное выступление

План адаптации речи — письменная стра

тегия достижения взаимопонимания с ауди

торией, привлечения и поддержания ее инте

реса, обеспечения понимания и избежания воз

можных негативных реакций публики на вас

как на оратора и на предмет или цель вашей

речи.

 

ПЛАН АДАПТАЦИИ РЕЧИ

 

Теперь, когда мы обсудили, как вербально или ви

зуально адаптировать информацию к конкретной

аудитории, можно сосредоточиться на написании

плана адаптации речи, письменной стратегии дости

жения взаимопонимания с аудиторией, привлечения

и поддержания ее интереса, обеспечения понимания

и избежания возможных негативных реакций публи

ки на вас как на оратора и на предмет или цель ва

шей речи. Хотя аудитория из ваших однокурсников

может быть похожа на вас по возрасту, расовой при

надлежности, религии, образованию и т. п., вы, тем не

менее, должны тщательно продумать свою страте

гию.

Формулировку плана мы начнем с того, что рас

смотрим анализ аудитории, который вы подготови

ли для своей речи, работая над главой 12, уделяя осо

бое внимание вашим прогнозам. Используя эту ин

формацию, сделайте эскиз плана адаптации своей

речи, отвечая по ходу его составления на следующие

вопросы.

Что я буду делать, чтобы достичь взаимопонима

ния? Начните с обдумывания того, как вы можете

использовать личные местоимения и риторические

вопросы, общий опыт, гипотетические ситуации и

персонифицированную информацию, для того чтобы

развить общую почву.

Что я буду делать, чтобы привлечь и поддержи

вать интерес? Напишите, что вы собираетесь сделать,

чтобы показать своевременность, важность для ауди

тории и серьезность вашего материала. Обозначьте

также, какие методы привлечения внимания вы на

мерены использовать во время вашей речи, чтобы

восстановить или повысить интерес аудитории. От

метьте, где вы собираетесь использовать наглядные

пособия с целью привлечения или повышения инте

реса.

Как я смогу добиться того, чтобы аудитория вла

дела достаточной исходной информацией? Покажи

те, что вы будете делать, чтобы сориентировать слу

шателей, если у них недостаточно исходной инфор

мации, для того чтобы понять вашу речь.

Что я буду делать для того, чтобы завоевать кре

дит доверия и поддерживать его? Напишите, что вы

предпримете для того, чтобы продемонстрировать

свои знания и опыт, надежность и личную привлека

тельность.

Что я буду делать, чтобы создать и поддерживать

позитивное отношение к теме выступления? Напи


 

 

Глава 15 · Вербальная и визуальная адаптация

шите, как вы собираетесь показать важность понима

ния той информации, которую вы намерены предста

вить. Если тема вашей речи спорная, покажите, за

чем аудитории нужно будет слушать вас, даже если

она отвергает ваши убеждения.


 

 

 

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

 

План адаптации речи для выступления


Перед аудиторией

В своей рабочей тетради под пунктом 12.2 вы

сделали анализ аудитории, которая будет слу

шать вашу речь, подобный анализу Эмминга,

представленному на рис. 15.13. Теперь под пунк

том 15.2 напишите стратегический план адапта

ции своей речи к аудитории. Пользуясь инфор

мацией из пункта 12.2 рабочей тетради, пере

числите в этом плане конкретные способы, с

помощью которых вы намерены приспособить

ся к своей аудитории. В качестве модели може

те использовать план Эмминга, приведенный на

рис. 15.14. Возьмите оттуда заголовки: 1) вза

имопонимание; 2) интерес аудитории; 3) уро

вень понимания аудитории; 4) отношение ауди

тории к вам как к оратору; 5) отношение ауди

тории к теме и цели вашей речи. Включите там,

где это уместно, ваши соображения насчет ис

пользования наглядных пособий.

После того как вы проведете анализ своей аудитории,

вам нужно будет разработать план адаптации для вы

ступления перед этой аудиторией.

РЕЗЮМЕ


 

Давайте, ради практики, посмотрим, как может

справиться с этой задачей Эмминг. Вспомним, что

Эмминг собирается рассказать своим однокурсникам

о том, каковы критерии оценки кредитных карт. Пол

ный конспект основных положений его речи приве

ден на рис. 14.2. На рис. 15.3 представлен анализ

аудитории, сделанный Эммингом.

Исходя из этих прогнозов, Эмминг может напи

сать план речи, представленный на рис. 15.14.


 

Ораторы устанавливают связь с аудиторией, обра

щаясь прямо к ней и разрабатывая стратегии, кото

рые помогают привлечь интерес, адаптировать речь

к уровню понимания аудитории и к ее отношению

как к самому оратору, так и к цели речи.

Непосредственное обращение к аудитории подра

зумевает использование личных местоимений, рито

рических вопросов, воспоминаний об общем со слуша

телями опыте и персонифицированной информации.


 

 

Анализ аудитории

Моя аудитория — примерно 20 студентов колледжа, двенадцать женщин и восемь мужчин; трое из двад

цати — афро американцы, один — азиатского происхождения; они принадлежат к разным религиям; воз

раст восемнадцати из них — от 18 до 20 лет, двоим — от 23 до 25 лет.

Прогнозы

Интерес аудитории: Интерес аудитории, вероятно, будет большим, потому что мои однокурсники нахо

дятся в том возрасте, когда кредитные карты начинают приобретать значение в их жизни. Но при этом мо

гут быть люди, которые не захотят уделить внимания моей информации, так как у них уже есть кредитная

карта.

Понимание материала со стороны аудитории: Так как моя аудитория в общем знает, как использовать

кредитные карты для оплаты счетов, я не думаю, что надо будет тратить время на рассказ о том, что такое

кредитная карта.

Отношение к оратору: Отношение аудитории ко мне должно быть в целом положительным, но слуша

тели могут быть не готовы признать мою осведомленность в области кредитных карточек.

Отношение к теме: Хотя отношение слушателей к приобретению кредитных карточек может быть раз

ным, они все равно, вероятно, будут готовы узнать о критериях их оценки, поскольку не исключают воз

можности приобретения кредитной карты в ближайшем будущем. Даже те, у кого уже есть кредитная кар

та, могут найти мою информацию полезной для решения вопроса о том, не купить ли другую карту.

 

Рис. 15.3. Анализ аудитории, сделанный для речи о кредитных картах

 


 

 


 

 

Часть IV · Публичное выступление


 

План адаптации речи

Взаимопонимание. Я буду все время использовать личные местоимения и в подходящих местах зада

вать риторические вопросы. Я буду связывать информацию о трех критериях, которые я собираюсь пред

ставить, с тем, что знакомо моей аудитории.

Интерес. Я начну с примера, привлекающего внимание. Чтобы поддерживать интерес во время всей речи,

я буду сопровождать каждое основное положение специальным примером.

Понимание материала. Так как моя аудитория имеет представление о кредитных картах, мне не нужно

определять это понятие. Однако большинство могут не знать о том, как люди нечаянно залезают в долги по

кредитной карте, поэтому я использую специальные примеры, чтобы показать, что может случиться, когда

пользователи кредитных карт бывают неосторожны. Я покажу диапозитивы, чтобы обобщить критерии и

дать статистику.

Отношение к оратору. Аудитория может отнестись ко мне скептично. Так как я — выходец из Азии, боль

шинство однокурсников может видеть во мне человека, отличающегося от них. Но я без труда поддержи

ваю контакты с людьми всех рас и национальностей, так что я не думаю, что у меня будут какие либо про

блемы с адаптацией к студентам из моей группы. Однако они могут сомневаться в глубине моих знаний об

использовании кредитных карт, поэтому я должен буду особенно внимательно следить за тем, чтобы изла

гать информацию точно и дать несколько примеров из личного опыта, чтобы продемонстрировать мое по

нимание этой информации.

Отношение к теме или цели речи. Хотя отношение к теме кредитных карт, скорее всего, будет хорошим,

я все равно постараюсь выделить важную информацию, чтобы сохранить положительное отношение ауди

тории к предмету.

 

Рис. 15.4. План адаптации речи, составленный для речи о кредитных картах


 

Стратегии поддержания или повышения интере

са включают демонстрацию своевременности ин

формации, ее способности затрагивать личное про

странство слушателей и серьезности этого влияния.

Стратегии приспособления информации к уровню

понимания аудитории зависят от того, как велики

знания вашей аудитории. Если у слушателей отсут

ствуют знания на специфическую тему, заполните,

где необходимо, пробелы в их информационной

базе. Стратегии завоевания кредита доверия у пуб

лики включают полноценную подготовку к выступ

лению и демонстрацию слушателям своей искрен

ней заинтересованности в их благополучии. Для

 

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики


 

адаптации к отношению, которое имеется у аудито

рии к цели вашей речи, сосредоточьтесь на том, что

бы показать, почему слушателям нужно знать о ва

шем предмете.

Отведите время на то, чтобы разработать нагляд

ные пособия, которые будут достаточно большими и

привлекательными внешне. Вынесете на них ту ин

формацию, которую вы собираетесь подчеркнуть в

своей речи.

Для нескольких ваших первых речей вам будет

полезно составить план адаптации речи, сконцентри

рованный на том, как вы будете приспосабливать

свою речь к конкретной аудитории.


 

— Кендра, я слышал, ты расска

зывала Джиму о твоей завтраш

ней речи. Похоже, ты надеешься

на победу?

— Ты понял совершенно пра

вильно, Омар. Я думаю, что Бард

стон станет совсем ручной.

— Звучит уверенно.

— И на этот раз у меня есть на

то причины. Смотри сам, наша

преподавательница Бардстон

только и делала, что говорила о

том, как важно адаптироваться к

аудитории. Последние две недели

мы только это и слышали: адапта

ция, адаптация.

— Что она имела в виду?


 

— Говорить о чем то так, чтобы

это затрагивало людей лично.

— Хорошо, и как ты собираешь

ся это делать?

— Видишь ли, я буду выступать

с речью об абортах. Это сейчас са

мая модная тема. Бардстон как то

дала понять, что она поддержива

ет «право на жизнь». Поэтому вот

что я собираюсь делать: я расскажу

о движении «За право на жизнь».

Но я собираюсь подать их главные

убеждения так, чтобы можно было

подумать, что я тоже их поддержи

ваю. Я хочу упомянуть такие сто

роны этого движения, которые, на

сколько я знаю, ей нравятся.


 

— Но я слышал, ты говорила о

том, что ты стоишь за «право на

выбор»?

— Я — обеими руками. Но если

я буду давать эту информацию

как положительную, она подума

ет, что я их поддерживаю. Это не

значит, будто я собираюсь гово

рить неправду или что то вроде

этого…

1. Этично ли адаптироваться к

аудитории так, чтобы ваша речь

«попадала в русло» убеждений

аудитории, но не соответствовала

вашим собственным убеждениям?

2. Могла ли Кендра достичь

своей цели иным способом? Как?


 

 

:


,


Þ


:


·

·


 

¾


?


 

¾


 

-


?


·

·

·

·

·


 

Þ


 

Þ


 

ïï

 

,


 

 

Þ

 

 

Þ


 

ïï


?

 

 

¾


 

?


 

?


 

 

?

 

Þ


 

 

?

 

 

.



,


.


Þ


,


Þ -


,


 

Þ


Þ


 

,


,


,


 

Þ


Þ

,


,—


¾

,


-

-


.


Þ


,


,


Þ.



,


.


,


Þ


-


.


Þ


 

ï


 

,


Þ


Þ.


¾ ¾


 

.


 

,


,


Þ

,


-

,



Þ


,


Þ


.

 


 

 

 

Марв указал на то, что известно на протяжении

веков: обязательным компонентом эффективной

речи является ее хорошее произнесение. Почему?

Подача речи способствует восприятию аудиторией

мыслей оратора, и хотя она не может улучшить идеи,

содержащиеся в речи, но помогает изложить их наи

лучшим образом. Даже не являясь от природы ода

ренным оратором, вы можете повысить качество сво

его выступления в том случае, если готовы трениро

ваться в произнесении речей.

Вы можете вспомнить, что план эффективной

речи является производным пяти пошаговых дей

ствий. В этой главе мы рассматриваем пятый шаг:

тренировку презентации своей речи. Словесная фор

ма вашего сообщения должна быть ясной, яркой и

выразительной, причем вы должны произнести свою

речь в разговорном стиле, который характеризуется

энтузиазмом, экспрессивностью, спонтанностью, бег

лостью и зрительным контактом.

Хотя речь может быть произнесена экспромтом

(по вдохновению, без предварительной подготовки),

по бумажке (записанная полностью и затем прочи

танная вслух) или по памяти (записанная полностью

и затем заученная наизусть), материал этой книги

поможет вам в любой ситуации. Он нацелен на то,

чтобы помочь вам произнести свою речь в импрови

зированной форме. Импровизированная речь отли

чается тщательной подготовкой и предварительной

тренировкой, но ее конкретная форма определяется

в момент выступления.

В этой главе мы рассмотрим вербальные и невер

бальные компоненты презентации речи, характерис

тики разговорного стиля, принципы эффективной

тренировки, способы преодоления нервозности и

критерии оценки речи. Затем мы рассмотрим пример

произнесения речи.

 

Импровизированная речь — тщательно

подготовленная и отрепетированная речь,

конкретная форма которой определяется в

момент выступления.

 

КОМПОНЕНТЫ РЕПЕТИЦИИ РЕЧИ

 

В ходе репетиции речи вы должны проанализиро

вать вербальные и невербальные компоненты своей

речи. Давайте рассмотрим их более подробно.

 

Вербальные компоненты

Слушатели не могут «перечитать» то, что вы ска

зали. Чтобы быть умелым оратором, важно употреб

лять конкретные и точные слова (см. обсуждение в

главе 3), но при этом вам необходимо давать яркие и

выразительные формулировки.

Яркие слова и выражения описательны, полны

жизни, энергичны, ясны и насыщенны. Например,

комментатор бейсбольного матча может сказать:

«Джексон ловко поймал мяч», но более ярким опи


 

 

Часть 4 · Публичное выступление

санием будет следующее: «Джексон прыгнул и пой

мал мяч одной рукой, налетев на ограждение в цент

ре поля». Слова прыгнул, поймал одной рукой и нале

тел придают действию насыщенную вербальную

окраску. Яркая речь начинается с яркой мысли. Ве

роятность, что вы выразитесь ярко, возрастает во

много раз, если вы можете прочувствовать смысл

того, что пытаетесь передать.

Яркость речи часто достигается использованием

сравнений и метафор. Сравнение — это прямое сопо

ставление разнородных объектов, которое обычно

выражается с помощью слов подобно или как. Срав

нениями являются такие словесные штампы, как

«она ходит как утка» или «она поет как соловей».

Примером более яркого сравнения будет следующее,

употребленное одним учителем младших классов,

который сказал, что возвращение в школу после дол

гого отсутствия «подобно попытке удержать под во

дой сразу 35 пробок» (Hensley, 1995). Это свежее,

образное сравнение передает характер задач, сто

ящих перед учителем муниципальной школы.

 

Сравнение — прямое сопоставление разно

родных объектов.

 

Метафора — это сопоставление, которое выража

ет фигуральную идентичность сопоставляемых

объектов. Вместо того чтобы сказать, что одна вещь

подобна другой, метафора говорит, что одна вещь

является другой. В результате неисправные автомо

били становятся «лимонами», а неудачно действую

щие полевые игроки бейсбольной команды — «реше

том». Более оригинальной метафорой в ответе на

утверждение, что «телевизор — это тостер с картин

ками», может быть следующее: «Этот тостер не про

сто подрумянивает хлеб. Он поджаривает нашу стра

ну» (Hundt, 1995).

 

Метафора — сопоставление, которое вы

ражает фигуральную идентичность объектов.

 

Хотя сравнения и метафоры могут сделать речь

более яркой, разумно избегать банальных штампов.

Старайтесь придумывать оригинальные метафоры

для своего выступления.

Эмфаза придает словам и идеям силу или интен

сивность. Старайтесь выделять какие то части своей

речи за счет пропорции, повторения или использо

вания переходов.

Эмфаза посредством пропорции означает, что вы

уделяете больше времени одной идеи по сравнению

с другой, в результате чего ваши слушатели воспри

мут это место как более важное.

Эмфаза посредством повторения означает, что вы

произносите важные слова или выражаете важные

идеи более одного раза. Вы можете либо повторить

те же самые слова: «Кольцевидный коралловый ост

ров, почти или полностью окружающий лагуну, на

зывают атоллом; запомните это слово — атолл», либо

сформулировать идею в других словах: «Тест будет

состоять примерно из четырех повествовательных

вопросов; то есть все вопросы теста потребуют от вас

достаточно подробного обсуждения материала».


 

 

Глава 16 · Практикуемся в произнесении речей

Эмфаза посредством переходов означает, что вы

используете слова, которые показывают и выделяют

связи между идеями. В главе 14 мы говорили о пере

ходах от раздела к разделу, которые резюмируют,

поясняют и предваряют. Переходы в виде слов мож

но использовать с целью осуществления ряда допол

нительных функций:

· Для добавления материала используют слова:

также, и, аналогично, снова, вдобавок, кроме того, по

добным образом, далее.

· Для присоединения следствий, подведения ито

гов или показа результатов: следовательно, так что,

значит, наконец, в целом, в общем, говоря коротко,

тем самым, в результате.

· Для указания изменений в направлении мысли

или противопоставлений: но, однако, с другой сторо

ны, тем не менее, хотя, тогда как, без сомнения.

· Для указания причин: поскольку, так как.

· Для демонстрации причинных или временных

отношений: тогда, после того как, в то время как.

· Для объяснения, приведения примеров или

ограничения: другими словами, фактически, напри

мер, то есть, точнее.

 

Эмфаза — придание силы или интенсивно

сти своим словам или идеям.

Эмфаза посредством пропорции — посвя

щение большего количества времени идеям, ко

торые, на ваш взгляд, должны быть восприня

ты как более важные.

Эмфаза посредством повторения — мно

гократное выражение важных идей.

Эмфаза посредством переходов — ис

пользование слов, которые показывают связи

между идеями.

 

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

 

Сравнения и метафоры

Читая в течение ближайших дней газетные и

журнальные статьи, слушая разговоры людей,

отметьте для себя тривиальные и оригинальные

сравнения и метафоры. В своей рабочей тетра

ди под пунктом 16.1 укажите, по меньшей мере,

три из них, которые, по вашему, были употреб

лены наиболее удачно. Затем коротко поясни

те, почему они произвели на вас впечатление.

 

Наконец, независимо от того, пытаетесь ли вы сде

лать свою речь конкретной, точной, яркой или выра

зительной, убедитесь, что вы употребляете слова,

которые понимают все слушатели. Иногда ораторам

кажется, что они произведут большее впечатление,

если продемонстрируют свой богатый словарный за

пас. Однако использование витиеватых слов часто

выглядит помпезным, нарочитым или неестествен

ным. Когда у вас есть выбор, останавливайтесь на

самом простом, наиболее знакомом слове, которое

точно передает то, что вы хотите сказать.


 

 

 

Невербальные компоненты

Из нашего обсуждения вы должны помнить, что

невербальными компонентами презентации речи яв

ляются голосовые характеристики, артикуляция и

телесные действия.

К голосовым характеристикам относят высоту,

громкость, темп речи и качество (интонацию, тембр

или звучание голоса). Убедитесь, что ваши слушате

ли находят ваш голос не слишком высоким и не

слишком низким, а вашу речь — не слишком быст

рой и не слишком медленной.

 

Голосовые характеристики — высота,

громкость, темп и звуковые качества речи.

 

 

«Дамы и господа... мой ли это голос?.. Я никогда рань

ше не слышал, как он звучит из динамиков. Он кажет

ся таким незнакомым. Эй. Эй. Не могу поверить, что

это я. Что за странное чувство. Раз, два, три... Эй.

Вау...»

 

Артикуляция — это придание звукам речи формы,

превращающей их в распознаваемые оральные сим

волы, сочетание которых образует слово. Артикуля

цию часто путают с произношением, формой и ак

центированием различных слогов слова. К примеру,

в слове статистика артикуляция относится к фор

мированию десяти звуков (с т а т и с т и к а), а про

изношение — к группированию и акцентированию

звуков (ста тис ти ка). Если вы не уверены в том, как

следует произносить какое то слово, воспользуйтесь

словарем.

 

Артикуляция — придание звукам речи фор

мы, превращающей их в распознаваемые ораль

ные символы, сочетание которых образует

слово.

 


 

 

 

Произношение — форма и акцентирование

различных слогов слова.

 

Проследите, не добавляете ли вы звук там, где его

не должно быть (ath a lete вместо athlete), не пропус

каете ли имеющийся звук (libary вместо library), не

меняете ли звуки местами (rev a lent вместо rel e vant),

не искажаете ли их (tru f вместо tru th). Хотя некото

рые из нас имеют постоянные проблемы с артикуля

цией, которые требуют вмешательства логопеда (на

пример, систематически заменяют th на s в своей

речи), большинство людей страдают небрежным про

изношением, которое можно легко исправить.

Убедитесь, что вы не допускаете две наиболее рас

пространенные артикуляционные ошибки: нечеткое

произношение звуков (слияние звуков и слов) и от

брасывание окончаний слов. Разговорный англий

ский отличается слитным произношением звуков.

Например, большинство людей, скорее всего, скажут

«tha table» вместо «that table» (тот стол) — все дело

в том, что слишком трудно произнести подряд два

звука «t». Но многие из нас нечетко произносят зву

ки и опускают окончания слов в чрезмерной степе

ни. Случай, когда говорят «Who ya gonna see?» вме

сто «Who are you going to see?», иллюстрируют обе

эти ошибки. Если ваша речь «нечленораздельна»,

поскольку вы торопитесь и нечетко произносите зву

ки, то вы можете добиться заметного прогресса, по

свящая 10 15 минут трижды в неделю чтению вслух

отрывков из книг и пытаясь тщательно артикулиро

вать каждый звук. Некоторые педагоги советуют «пе

режевывать» слова, т. е. убеждаться, что губы, челю

сти и язык двигаются должным образом при каждом

произносимом вами звуке. Как и в случае большин

ства других проблем с произнесением речи, ораторы

должны добросовестно заниматься по несколько

дней в неделю в течение многих месяцев, чтобы до

биться заметных успехов.

На рис. 16.1 перечислены некоторые из распро

страненных трудных слов, которые люди часто про

износят неправильно.

Серьезной проблемой ораторов, представляющих

различные культуры или живущих в разных регио

нах страны, является их акцент: изменения формы

слов, интонация и речевые привычки, типичные для

коренных жителей страны, региона и даже штата или

города. Когда же человеку следует заняться смягче

нием или устранением того или иного акцента, кото

рый может у него быть? Если ваш акцент настолько

«неуклюж» или не соответствует ожиданиям людей,

что вам трудно эффективно общаться, или если вы

собираетесь посвятить себя педагогике, работе на

радио и телевидении или другой профессии, где ак

цент может негативно сказаться на результатах ва

шей деятельности, вам следует предпринять усилия

по его смягчению или устранению.

Телесные действия включают в себя выражение

лица, жесты, позу и движение. Мы обсуждали их в

главе 4, а в этом разделе мы сосредоточим внимание

на тех аспектах этого невербального поведения, ко

торые вам будет необходимо учесть при публичном

выступлении.


 

 

Часть 4 · Публичное выступление

Убедитесь, что ваше выражение лица (движения

рта и глаз) соответствуют тому, что вы говорите в

данный момент. Слушатели реагируют негативно на

каменное выражение лица, постоянные гримасы и

сердитые взгляды. Слушатели реагируют позитивно

на открытое и искреннее выражение лица, которое

отражает ваши мысли и чувства. Активно размыш

ляйте о том, что вы говорите, и ваше лицо примет

соответствующее выражение.

Жесты — это движения рук, кистей и пальцев, ко

торые что то описывают и подчеркивают. Если жес

тикуляция дается вам нелегко, вероятно, лучше не

заставлять себя жестикулировать во время выступ

ления. В целях стимуляции жестов оставляйте руки

все время свободными — это поможет вам «совер

шать естественные действия». Если вы сцепите руки

у себя за спиной, обхватите ораторскую трибуну или

засунете руки в карманы, то не сможете жестикули

ровать естественным образом, даже если того захо

тите.

 

Телесные действия — выражение лица, же

сты, поза и движение.

Выражение лица — движения рта и глаз.

Жесты — движения рук, кистей и пальцев.

 

Подумайте об этом





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 409 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2210 - | 2142 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.