Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности рационального и мифологического мышления




1. Миф и логос. Мифологическое сознание и рациональное познание мира.

2. Миф и личность. Сотворение имен. Феномен игры. Миф и язык. Сакральный язык текста. «Лоскутное пространство» мифа.

3. Миф и художественное творчество. Миф и поэзия. Миф и чудо.

Основные понятия

Единство мысли и аналитическое мышление. Самосознание культуры. Путь мифа как жизненная реальность. Миф и символ. Миф и схема. Миф и аллегория. Миф и идеальное. Миф как имя. Миф и личность.

 

Темы рефератов

1. Сравнительный анализ мифологического и рационального мышления.

2. Символическое в мифе.

3. Отображение мифологических сюжетов в различных художественных произведениях.

4. Миф как игровое явление. Культура и игра.

5. Чудесное в культуре. Роль чуда в понимании мифа.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Соотношение в мифе формы и содержания. Работа делается по прочитанному ранее источнику. Студентам предлагается выделить структурные особенности прочитанного текста и определить, как эти особенности влияют на восприятие текста в целом, то есть как соотносятся между собой форма и содержание данного произведения.

2. Миф и личность. Миф и имя. Продолжается работа по прочитанному источнику. Миф анализируется с точки зрения личности автора (обычно автором выступает народ и его культура, так как произведения такого рода носят народный характер, то есть редко имеют конкретного автора) и героических образов, которые его воплощают. Заполняется таблица (таблица № 2) персоналий данного произведения, которая призвана облегчить такого рода анализ.

 

Таблица 2. Личность героя как собирательный образ народа.

Имя героя Место героя в сюжете Место героя в социальной структуре Судьба героя (по тексту)
       

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

Гуревич П. С. Культурология: Учеб. пособие. - М.. 2003.

Культурология: Учеб. пособие для вузов/ под науч. ред. Г. В. Драча. - Изд. 9-е. - Ростов-н/Д., 2006.

Левяш И. Я. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 5-е изд., испр. и доп. - М., 2004.

Культурология: Учеб. пособие/ Шаповалов А. И., Колясников И. Н., Голованова С. А. и др.; Под ред. А. И. Шаповалова. - М., 2004.

Розин В. М. Культурология: Учеб. для вузов. - М., 2005.

 

Дополнительный

Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. – М., 2004.

Батай Ж. Теория религии. – Минск, 2000.

Донини А. Люди, идолы, боги: Очерки истории религии. – М., 1966.

Кэмбелл Дж. Тысячеликий герой. – Киев, 1997.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа. // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. – М.,1990. – С. 393 –599.

Лосев А. Ф. Философия имени. – М., 1990.

Лотман Ю. М. К типологии изучения культуры. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 447 – 457.

Лотман Ю. М. Миф – имя – культура. // Семиосфера. – СПб., 2001.

Лотман Ю. М. О мифологическом коде сюжетных текстов. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 670 – 673.

Лотман Ю. М. Феномен культуры. // Семиосфера. – СПб., 2001.

Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы мифа. – М., 1968.

Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. – М., 2000.

Мифология древнего мира: Сборник очерков. – СПб., 2005.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории христианства. Античные критики христианства. – М., 1990.

Фрейденберг О. М. Миф и литература в древности. – М., 1998.

Фромм Э. Концепция мира у ветхозаветных пророков. // Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993. – С. 210 – 217.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. – М., 1980.

Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. – М., 1985.

Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. – М., 2003.

Юнг К. Г. Душа и миф: Шесть архетипов. – М., 1997.

Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

Ярославский Ем. О религии. – М., 1957.

 

Тема IV. Символическое в культуре. Культура как знаковая система. Особенности прочтения культурного пространства (8 ч.)

Занятие 1. Культура как знаковая система.

1. Понятие информации. Роль информации в создании культуры.

2. Знак и его свойства. Функции знака. Знак – основное условие коммуникации. Виды знака. Главный признак культуры.

3. Группы знаков. Структура знака. Признаки знака. Семантический треугольник: знак – значение – смысл.

Основные понятия

Информация. Коммуникация и коммуникативная система. Информация и память человечества. Информация в структуре культуры. Кульдурные коды и информационные шифры.

Знак. Структура знака: денотат и референт. Знаки-копии, знаки-сигналы, знаки-символы. Десигнат. Репрезентативность и условность знака.

Образы реального мира. Коммуникативная система. Семантический треугольник. Значение. Смысл.

 

Темы рефератов (докладов)

1. Современная культура как информационная.

2. Виды информации как культурного явления и способы ее хранения.

3. Знак как самое распространенное культурное явление.

4. Виды коммуникаций и использование в них знака.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 562 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2279 - | 2102 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.