Работа с источниками. Цель работы – закрепить понятия по теме с использованием полученных сведений из источника по культуре конкретного народа. В работе используется материал лекции по теме «Мифология как самосознание культуры. Место мифа в культурном пространстве»как основа для построения общей схемы по источнику. Рекомендуется использовать также дополнительные сведения из литературы по мифологии конкретного народа как иллюстративный материал по предложенной схеме и дополнительную литературу по теории мифа.
Мифологический контекст источника.
1. Мифологический сюжет текста (типологическая структура сюжета).
1.1. Исход героя (народа).
1.2. Битва героя – наделение его силой.
1.3. Возвращение или смерть героя.
2. Миф как сообщение.
3. Миф как побуждение к действию.
4. Миф как модель.
5. Миф как личность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной
Гуревич П. С. Культурология: Учеб. пособие. - М.. 2003.
Культурология: Учеб. пособие для вузов/ под науч. ред. Г. В. Драча. - Изд. 9-е. - Ростов-н/Д., 2006.
Левяш И. Я. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 5-е изд., испр. и доп. - М., 2004.
Культурология: Учеб. пособие/ Шаповалов А. И., Колясников И. Н., Голованова С. А. и др.; Под ред. А. И. Шаповалова. - М., 2004.
Розин В. М. Культурология: Учеб. для вузов. - М., 2005.
Дополнительный
Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. – М., 2004.
Виннер Н. Кибернетика. – М., 1968.
Воробьев Н. Н. Числа Фибоначчи. – М., 1969.
Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. – М., 1970.
Деррида Ж. Письмо и различение. – СПб., 2000.
Журавлев А. Звук и смысл. – М., 1991.
Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1993.
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М., 1976.
Лотман Ю.М. Диначимеская модель семиотической системы. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 543 – 556.
Лотман Ю.М. Культура и информация. // Семиосфера. – СПб., 2001.
Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы изучения искусственного разума. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 557 – 567.
Лотман Ю.М. Мозг – текст – культура – искусственный интеллект. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 580 – 589.
Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникаций и их соотношений в общей системе культуры. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 666 – 668.
Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 462 – 484.
Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 673 – 676.
Лотман Ю.М. Память культуры. // Семиосфера. – СПб., 2001.
Лотман Ю.М. Проблемы знака и знаковой системы и типология русской культуры Х I – XIX веков. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 400 – 416.
Лотман Ю.М. Семантика числа и тип культуры. // Семиосфера. – СПб., 2001. – С. 430 – 434.
Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. – М., 1980.
Семиотика и искусствометрия: Современные зарубежные исследования. – М., 1971.
Занятие 4. Герменевтика как способ трактовки и понимания культурных явлений.
1. Герменевтика как способ расшифровки культурных кодов. Этимология понятия герменевтика. Основные течения герменевтики.
2. Предмет и метод герменевтики. Объект герменевтики: человек как субъект культуры. Понятия понимания и интерпретации. Герменевтический круг в трактовке Ф.Шлейермахера, В. Дильтея, Г. Гадамера.
3. Культура и ее традиции: теория пред- понимания. Целостность и историчность интерпретации.
4. Понимание как завершающий этап коммуникации. Зависимость понимания от культурной традиции.
5. История герменевтики: от античности до наших дней.
6. Основные методологические принципы герменевтики по Г. Гадамеру.
Основные понятия
Герменевтика. Основные течения герменевтики: натурфилософское, культурологическое, психологическое, аллегорико-символическое, грамматическое, стилистическое.
Понимание и интерпретация. Герменевтический круг.
Теория пред- понимания. Целостность интерпретации. Историчность интерпретации: пред -сказания. Интуиция как понимание.
Понимание – завершающий этап коммуникации. Четыре этапа понимания по М. Бахтину. Герменевтика – со- причастность смыслам. Текст как медиум коммуникации. Авторская интерпретация текста. Автор – текст – читатель.
Теория понимания в античности: антиохийская и александрийская тенденции в интерпретации. Средневековая экзегетика. Текстуально-исторические толкования эпохи Возрождения. Исторические установки, их значение в интерпретации в эпоху Просвещения. Интерпретатор – медиум смысла. История как дискретный ряд изменений. Непосредственное и опосредованное понимание. Понятие Духа и его значение в теории понимания для немецкой классической философии. Духовная универсальность. Классификация интерпретаций по Ф. Асту. Речь как факт языка и как факт мысли (Ф. Шлейермахер). Диалог интерпретатора с автором: код смысла и его расшифровка. Понятие как производная от «отношения к жизни». Вторичная непосредственность понимания (В. Дильтей). Метод психологической реконструкции внутреннего мира личности. Абсолютная релятивность понимания (Абель Т.) Онтологическая школа герменевтики (Хайдеггер М.) История – игра внутри стихии языка (Гадамер Г.) «Эстетическая необязательность» бытия.
Третий элемент процесса понимания. Вживание. Идентификация, четыре типа идентификации: ассоциативная, адмиративная, катарсическая, ироническая. Сопоставления читателя «с собой через себя». Перевоплощение. Преодоление герменевтического круга. Расширение духовного горизонта читателя. Воображение.
Темы рефератов (докладов)
1. Понимание как завершающий этап коммуникации.
2. Роль интуиции в трактовке культурных явлений.
3. Читатель и автор: особенности авторской трактовки.