Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Долговой кризис в еврозоне




Перейдем ко второму фактору рис­ка — долговому кризису в периферийных странах еврозоны. Основная угроза, связанная с ним, — неконтролируемый дефолт Греции, бегство инвесторов из облигаций других периферийных стран, вплоть до Италии, переоценка/списание долгов этих стран. Как следствие — убытки и банкротство крупных европейских банков, паника на финансовом рынке и сокращение объемов кредитования. В результате пострадает и реальный сектор, а в целом события будут развиваться примерно по мировому сценарию 2007–2008 гг. — в значительной степени кризис, если он все-таки состоится, будет организован руками тех, по кому он ударит. Конечно, в отношении Греции можно утверждать, что страна неплатежеспособна и единственным вариантом является реструктуризация долга, то другие государства в принципе способны платить по своим долгам (по еврозоне в целом долговая нагрузка относительно ВВП даже меньше, чем в США и Японии). Так, Италия и Испания в большей мере имеют дело с кризисом ликвидности, и если сами держатели их долгов не начнут в массовом порядке уходить из этих активов, страны смогут преодолеть кризис.

«Предохранители» в механизм развития кризиса можно ставить на разных стадиях. Можно принимать меры, направленные на улучшение в средне- и долгосрочной перспективе платежеспособности стран-заемщиков. Это экономические реформы, гармонизация фискальной политики отдельных государств еврозоны и т. д. Благодаря им инвесторы смогут обрести уверенность в том, что их деньги будут возвращены. Сюда же можно отнести и стабилизационные кредиты «проблемным» странам, чтобы им не приходилось занимать на рынке по высоким ставкам и чтобы у них появилось время для проведения необходимых реформ и улучшения ситуации в экономике. Работа в этом направлении уже ведется. Так, недавно лидерами стран еврозоны были одобрены проекты законов, направленных на укрепление бюджетной дисциплины в отдельных странах и дающих Еврокомиссии большие полномочия в формировании их бюджетов. Сформирован также фонд поддержки «проблемных стран» (Euro­pean Stability Mechanism, ESM), который начнет действовать раньше срока. Единственный недостаток таких мер — они не могут быстро изменить ситуацию.

Можно создавать «подушку безопасности» в виде спроса на облигации, чтобы у частных инвесторов было меньше стимулов продавать «зараженные» облигации из предосторожности. Можно, наконец, поддерживать инвесторов косвенно, выдавая дешевые кредиты и улучшая их финансовые показатели, чтобы опять-таки у них не было стимулов распродавать «проблемные» активы.

На рубеже III–IV кв. прошлого года стало складываться впечатление, что европейские политики и регуляторы теряют контроль над ситуацией. Несмотря на покупки облигаций Европейским центральным банком, спрэды доходностей бумаг периферийных стран к германским устойчиво росли, доходности итальянских и испанских бумаг приблизились к 7% (после достижения этого критического уровня уйти с рынка и обратиться за кредитами к ключевым странам и МВФ были вынуждены Греция, Ирландия и Португалия), а в отдельные периоды и пробивали этот показатель. Напряженность на денежном рынке сказалась и на реальной экономике — замедлились объемы экспорта, промышленного производства и т. д. Ситуацию в конце ноября помогли выправить согласованные действия центральных банков развитых стран, а также объявленный ЕЦБ (и проведенный в конце декабря) трехлетний кредитный аукцион, на котором банкам на срок 3 года было предоставлено почти 500 млрд евро. Еще один такой аукцион должен состояться в конце февраля. В итоге ЕЦБ, хотя и не присоединился формально к «клубу QE», однако тоже наконец-то начал активную накачку банковского сектора ликвидностью (баланс ЕЦБ раздулся в результате одной операции примерно на четверть). После этого финансовый рынок пошел на поправку — доходности периферийных облигаций и ставки на аукционах по размещению испанских и итальянских бумаг стали снижаться (рис. 4). Приостановив распродажу, ЕЦБ, по крайней мере, дал периферийным странам необходимое время для проведения реформ. Остается надеяться, что они им хотя бы частично воспользуются.

В результате фактор неопределенности, связанный с европейским кризисом, конечно, не устранен окончательно (надо все-таки дождаться, чем закончится греческая история, хотя инвесторы, судя по всему, в случае Греции готовы к чему угодно, при условии, что это не затронет облигации других стран), однако есть основания считать, что худшее уже позади. Это подтверждается и рядом экономических данных — индексы деловой активности в ключевых странах еврозоны в последние месяцы превышали ожидания, а их значения находятся в той области, которая свидетельствует о положительных темпах экономического роста.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 792 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2744 - | 2660 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.