Российские западники, либералы видели в Западной Европе пример для подражания, выступали за конституционную монархию, основывались на теории разделения властей (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье), значительное внимание уделяли проблеме прав человека.
Западничество — одно из важных направлений русской общественно-политической мысли, ориентирующееся на европейские ценности и путь развития, оппозиционное идее самобытности исторического пути России. В более узком смысле западничество представляло влиятельное идейное течение русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в., выступавшее за ликвидацию крепостного права и признававшее необходимость развития России по западно-европейскому пути. Оформилось в 40-е гг. XIX в. Выступая за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, сторонники западничества отстаивали необходимость развития российского общества в направлении, пройденном или указанном западной цивилизацией.
Западничество впервые заявило о себе в 30-е гг. XIX в. во время полемики вокруг «Философических писем» П.Я. Чаадаева (1794-1856) — первое письмо было напечатано в 1836 г. в журнале «Телескоп». В нем давался анализ особенностей, аномальности и обособленности российского общественного генезиса, его недостаточной цивилизованности (наличие крепостничества и др.), был выражен пессимизм в отношении возможностей догоняющего типа развития в сложившихся российских условиях. Важную роль в становлении движения сыграл организованный Н.В. Станкевичем философский кружок, объединивший таких известных просветителей и общественных деятелей, как В.Г. Белинский, М.А. Бакунин! А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин и др. Западничество являлось дост* точно разнородным течением. К нему принадлежали: консервативный романтЮ П.Я. Чаадаев; последователи революционно-демократических и социалист4^й В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, Г.В. Пле-
и др.; на определенном этапе западничество включало весьма умеренных — ^'^' Боткина, П.В. Анненкова и будущего крайнего консерватора
^. а Каткова. Течение было широко представлено также именами литераторов публицистов: Н.А. Мельгунова, Е.Ф. Корша, А.В. Никитенко; ученых: истори-правоведов, естествоиспытателей — Т.Н. Грановского, П.Н. Кудрявцева, ^ М Соловьева, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, В. И. Вернадского.
Идеи западничества нашли отражение в творчестве писателей И. С. Тургене-
И.А. Гончарова, В.Н. Майкова, Н.А. Некрасова, А.Ф. Писемского, М.Е. Сал-'кова-Щедрина. Западники противостояли славянофилам по всем основным взглядам на ход общественного развития России, хотя, в принципе, представители этих двух различных общественно-политических течений принадлежали к кругам дворянской интеллигенции, профессорам Московского университета. В условиях николаевской России при пристальном внимании цензуры полемика между славянофилами и западниками могла идти только по философским, историческим и литературным вопросам чаще всего в завуалированной форме.
Западники отстаивали свои идеи на страницах столичных журналов «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник», газет «Московские ведомости» и «Санкт-Петербургские ведомости», в литературных и художественных салонах, в аудиториях Московского и Санкт-Петербургского университетов. Философскую основу западничества составляло левое гегельянство. История рассматривалась как воплощение идеи прогресса. Конечной целью истории провозглашалось создание необходимых условий для гармоничного развития человека. Отсюда вытекали негативные оценки российского самодержавия как препятствия на пути прогрессивного социального развития, осуждение крепостничества и самовластия помещиков, за-силия патриархальщины, идеологии «официальной народности» и др.
Исходной идеей западничества являлось признание единства пути России и Запада, констатация факта, что Россия развивается по общемировым законам, но только отстала и теперь должна догонять развитые европейские страны. Для западнической концепции, в отличие от славянофилов, было характерно внимание не к общности, а к индивиду, не к идее соборности, а к политическим правам и государственным институтам, не столько к религии, сколько к ценностям образования и европейской культуры. В учениях западников личность выдвигалась как приоритетная ценность, большое значение уделялось ее раскрепощению от патриархальных и средневековых пут, всестороннему развитию. йпадники, в отличие от славянофилов, не придавали принципиального значе-101 православию, а П.Я. Чаадаев даже полагал, что русский народ может войти семью цивилизованных народов, только приняв католичество.
"яд западников вели светский образ жизни и не придавали большого значения
фосам религии. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.П. Боткин, как Вестно, отвергали официальные религиозные институты. В. Г. Белинский кри-
Эвал официальную церковь и пытался показать «глубокий атеизм» русского
Р°Да. Основные взгляды западников испытали сильное воздействие концеп-
таких известных западно-европейских историков, как Ф. Гизо, О. Тьерри,
^"ура. Их взгляды активно пропагандировал в своих лекциях российский ис- торик-западник Т.Н. Грановский, который развивал идею единства мирово исторического процесса, связей России с Западом.
В отличие от славянофилов, критически относившихся к деятельности Пет ра I по европеизации России, западники видели в лице первого российског императора прежде всего великого реформатора, предпринявшего смелую по, пытку поворота России к Западу. Важную роль в обосновании и распрострац» нии этих взглядов сыграл профессор русской истории С.М. Соловьев, который подготовил «Публичные чтения о Петре Великом», многотомное исследование «История России с древнейших времен».
Существенный вклад в правовое обоснование западничества внесли основе положники «государственной школы», историки права К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, которые рассматривали в своих трудах государство как высшую форму общественных отношений, вначале возникшую на Западе и окончательно утвердившуюся в России именно при Петре I. По своим политическим убеждениям большинство западников являлись сторонниками конституционной или парламентской монархии. В своих публицистических произведениях западники многое сделали, чтобы познакомить русского читателя с западно-европейскими порядками, государственным устройством и политической жизнью.
Для умеренных западников была характерна идеализация Англии и Франции, тогда как А.И. Герцен и Н.П. Огарев, ближе познакомившись в эмиграции с западно-европейской жизнью, испытали разочарование в буржуазном строе, особенно после революций 1848-1849 гг. В сфере юриспруденции западники одними из первых поставили вопрос о юридическом обеспечении свободы личности, необходимости законодательства, закрепляющего права гражданина. Западники резко критиковали российскую действительность, выступали за отмену крепостного права, осуждая его и в художественных произведениях («Записки охотника» И.О. Тургенева), и в научных работах (Записка А.П. Заблоцкого-Десятовского «О крепостном состоянии в России» и др.). Освобождение крестьян мыслилось западниками как реформа сверху. Такие же реформы по европейскому образцу, по мысли западников, необходимо было осуществить во всех сферах общественной жизни России.
В пореформенный период западничество перестает существовать как единое течение, распавшись на различные, нередко противоположные направления общественно-политической мысли, прежде всего либеральное и революционно-демократическое (позже — социал-демократическое). Западничество приобретает более широкое толкование как характерная черта российских государственных и общественных деятелей либерального толка, а также как элемент мировоззрен ческой ориентации основной части российской социал-демократии. В современной России многие представители общественно-политических, особенно либеральных, движений и партий широко используют теоретический потений*1 западничества применительно к условиям новой эпохи и соответствующим поли тическим интересам.
Славянофилы, в отличие от западников, — представители одного из напр38 лений русской общественной мысли, отстаивавшие идею особого пути и ос бой исторической роли России. Славянофильство возникло как оппонент и йДе ный антипод западничества. Термин «славянофил» родился из литературров обществ и вначале носил уничижительный характер, обозначая привер-„ца старины и старорусского языка. Основной вклад в разработку славяно-ьСКих идей внесли А.С. Хомяков, братья И.С. и К.С. Аксаковы, братья И В и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев, Д.А. Валуев, близкими славянофилам по своим взглядами были писатели С.Т. Аксаков, В.И. Даль, д н Островский, Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков и др. Главные положения славянофильства были сформулированы в 1839 г., когда А.С. Хомяков написал рукопись статьи «О старом и новом», а И.В. Киреевский написал «В ответ Хомякову».
Мировоззрение славянофилов сложилось под влиянием своеобразно переработанных романтических идей ведущих представителей немецкой классической философии в лице Ф. Шеллинга и Г. Гегеля, с которыми отдельные славянофилы были знакомы лично. Концепция о том, что каждый «исторический» народ имеет свою особенность, которую ему предстоит развить, чтобы выполнить свою миссию, стала ведущей парадигмой славянофильства. Они были убеждены в том, что Россия должна идти по своему, самобытному пути, развивая исконные начала русского народа. Славянофилы противопоставляли Россию и Запад как два абсолютно различных типа цивилизации. Для Запада, который они называли «гниющий», были характерны рационализм, развитие бюрократического государства, классовая борьба и религиозные направления: католицизм и протестантизм, отклонившиеся от идей истинного христианства.
Аргументируя коренные отличия России от Запада, славянофилы обращались к концепции историка М.Н. Погодина о том, что добровольный характер призвания варягов привел к формированию уникального бесклассового общества. Славянофилы делили русскую историю, на московский и петербургский периоды. Допетровская старина идеализировалась как период гармонии и первенства веры над разумом. Развитие русского народа шло по пути «внутренней правды», в отличие от Запада, развивавшего «внешнюю правду». Органичное течение русской истории, по мысли славянофилов, было прервано Петром I, который «насаждал в стране чуждые ей европейские порядки, оторвал русский народ от его коренных основ». Среди чуждых идей, привнесенных с Запада, славянофилы называли идею бюрократического государства и формального права. В отличие от западников, придававших большое значение теории и истории государства и права, славянофилы отвергали «юридический формализм» как одно из величайших заблуждений человеческого разума. Русский народ, по мнению славянофилов, жил общинным миром, не претендуя на политические права и предоставив функции Убавления государству, которое должно обращать особое внимание на «защиту 1 охранение жизни народа». Православие, по утверждению славянофилов, явля-^ось единственно возможным для русских вероисповеданием, тесно связанным °бщественным бытом и имеющим особое духовное значение для России. Они ^приняли формулу «Православие. Самодержавие. Народность», являвшуюся 'Ражением «теории официальной народности». На этом основании славянофи-' часто объединяли в один лагерь со сторонниками официальной народности, ^"адники обвиняли их в защите ретроградных устоев. В действительности сла-1офилы обычно выступали в роли идейной оппозиции властям. Считая само-ФЖав монархию нравственной силой, наиболее соответствующей духуРоссии, славянофилы считали, что со времен Петра I оно утратило «единение с народом, превратившись в подобие западно-европейского абсолютизма; кри тически относились к императору Николаю I и династии Романовых.
Основываясь на началах «соборности», которое они считали одним из важней ших устоев русской народной жизни, славянофилы выдвигали идею созыва сове, щательного Земского собора, выдвигали программу реформ, в том числе отмену крепостного права. Ряд славянофилов были активными участниками подготовки и проведения Крестьянской реформы 1861 г. В то же время славянофилы бьщц противниками развития частнособственнических отношений в деревне, отстаивая общинное владение землей. Они придавали огромное значение крестьянской общине, считая ее прообразом будущего общества. Благодаря усилиям славянофилов русская община стала предметом анализа не только российской, но и европейской науки. Для славянофилов была характерна известная идеализация русского народа его культуры и истории. Однако несомненной заслугой славянофилов являлось при-стальное внимание к народной жизни. Они много сделали для изучения памятников культуры, русского языка и крестьянского быта, способствовали развитию и укреплению связей русской общественности и зарубежных славян, оказали положительное влияние на многих видных деятелей национально-освободительного движения славянских народов Австрийской и Османской империй.
Представитель позднего славянофильства Н.Я. Данилевский (1822-1885), автор книги «Россия и Европа (1869 г.), обосновал идею о культурно-исторических типах (цивилизациях), их пространственных и временных пределах. Культура конкретного исторического типа может проникать в культуру другого типа только отдельными элементами. На Западе уже в XX в. эта идея стала развиваться А. Шпенглером и А. Тойнби. Идея культурно-исторических типов сохраняет свою актуальность и сегодня, может играть большую методологическую роль в современных условиях интенсивных культурных и политических связей.
Классическое славянофильство перестало существовать в пореформенный период, когда перед Россией возникли новые перспективы развития. В конце XIX — начале XX вв. некоторые положения классического славянофильства развивали т.н. «эпигоны славянофильства», под влиянием классического славянофильства сложилось почвенничество и панславизм. В последующие периоды развития российского общества между «западниками» и «почвенниками» («славянофилами») велись постоянные дискуссии, поскольку вопрос о пути развития для России в силу ее индоевропейского состояния «тела и души» всегда актуален. В современной России ряд представителей общественных, особенно патриотических, движений использует теоретический потенциал славянофильст» применительно к новым условиям.
реологию консерваторов, отстаивавших интересы императорского дома, азил Н.М. Карамзин (1766-1826) — автор 12-томной «Истории государства сийского» в знаменитой формуле: «Дворянство. Духовенство. Сенат и Синод хранитель законов, над всеми — Государь — единственный законодатель, динственный источник власти, освобождение крестьян гибельно».1 Сущность славянофильства — православие, самодержавие, народность — сформулировал граф С.С. Уваров (1786-1855), президент Петербургской академии наук, министр лросвещения. Он доказывал, что русский народ религиозен, мистичен, покорен царю, помещику. К. Победоносцев (1827-1906) выступал против любых выборов, в т.ч. и Земского собора, полагая, что это может привести к конституционной монархии. Порядок в стране держится на вере, монархии, унитаризме, власти хозяев. Отсюда выводился тезис: «Россия единая и неделимая».
Среди консерваторов сложились два течения: если одни отстаивали политические традиции прошлого и видели их идеал в существовавшем строе, то другие усматривали в прошлом основу для модернизации общества. И те и другие выступали с позиций славянофильства, поддерживали самодержавие. Славянофилы по ряду вопросов выступали как консерваторы. Они идеализировали историческое прошлое, русский национальный характер, рассматривали государство как консервативную, исключительно внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды», критически оценивали реформы Петра I именно за то, что он нарушил гармоничные взаимоотношения между государством и народом. Они показывали, что в вопросах достижения общественной справедливости Россия может пойти дальше Западной Европы. «Человек достигает своей нравственной цели только в обществе, — писал А.С. Хомяков, — где силы каждого принадлежат всем и силы всех — каждому».2
В 1840-60-е гг. в России складывается революционно-демократическая идеология. Ее «генераторами» стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев,
* Чернышевский и др. А.И. Герцен (1812-1870) — революционный демократ,
гадатель газеты «Колокол», автор многих трудов, призывал крестьян к активным
Кйствиям, рассчитывал, что после отмены крепостного права и других прави-
'ельственных реформ Россия пойдет по пути конституционных преобразова-
'• В работе «Русский народ и социализм» отмечал, что будущее России видит
«русском крестьянском социализме», основу которого составляют община, пат-
)ИаРхально-коллективистский быт».3 Явился одним из родоначальников народ-
кства—движения разночинной интеллигенции, выражавшего интересы кресть-
• выступавшего против самодержавия в России, за крестьянскую революцию Н.Г. Чернышевский (1828-1889) — представитель радикально-демократи ской политической мысли, автор многих теоретических работ («Что делать1) и др.), был подвергнут гражданской казни и сослан на каторгу в Сибирь. Наибо! лее передовой формой правления определял республику. Полагал, что еип к республиканскому правлению Западная Европа пришла через ряд революции то и Россия не избежит этого. Крестьянская революция, по его мнению, доля™' увенчаться демократизацией государственного строя и установлением «Со циальной республики». Во время переходного периода допускал существоващ монархической формы правления. Обращал внимание на важность контроля законодательной власти над исполнительной. Основой будущего экономического и политического строя России считал крестьянскую общину.
Интерес представляют труды А.И. Стронина (1826-1889), выпускника Киевского университета, просветителя, одного из первых российских исследователей, занимавшихся изучением философских, методологических и социологических основ политики, автора книги «Политика как наука» (1872). В ней он классифицирует политику на «теоретическую, эстетическую и практическую» выделяет «политическую диагностику и прогностику для России», раскрывает задачи и функции политики в обществе.1 А.И. Стронин писал о пирамидальном устройство общества: большинство находится внизу, в центре—средний класс, меньшинство — вверху и владеет, соответственно, силой, богатством, знаниями, властью. Выступал за моральное и правовое совершенствование общества, его демократизацию.
В 1860-е гг. формируется народничество: движение разночинной интеллигенции, выступавшее против крепостного права, за просвещение крестьян, почерпнувшее многие идеи у А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Народники идеализировали крестьянство и сельскую общину, считали их "революционной средой, переоценивали свою роль в политической борьбе. Ими были созданы радикальные организации «Земля и воля», «Народная воля», которые использовали и террористические методы.2
У «народников» сложились различные теоретические течения и толкования способов революционной деятельности: ^ «пропагандистское», которое рассматривало личность как силу, способную
изменить общество, — П.Л. Лавров (1823-1900), труд «Исторические письма»
и др.; ^ «заговорщическо-террористическое» — П.Н. Ткачев (1844-1886), работа
«Задачи революционной пропаганды в России», считал, что, только захвг
тив государственную власть, революционное меньшинство может провес?11
в интересах народа глубокое преобразование общества;
1 Стронин А.И. Политика как наука // Антология мировой политической мысли: в
Т. 4. Политическая мысль в России. Вторая половина Х1Х-ХХ вв. — С. 117-129.
2 1 марта 1881 г. император России Александр II на пути в Сенат с предложи"
о принятии Конституции (проект конституционной монархии) был убит народоволья
(Желябов А.И. и др.). После провала покушения на Александра Ш в 1887 г. А.И. уль"
(старший брат В.И. Ленина) был повешен в Шлиссельбургской крепости.
бунтарское» — М.А. Бакунин (1814-1876), книги «Государственность и анархия», федерализм, социализм и антитеологизм» и дггегир п^поп о^о„.„, |
о ор~"~~" ^,1.^.. ча^уппп (.1014-ю/о;, книги «Государственность анархия», федерализм, социализм и антитеологизм» и другие, делал ставку а революционный взрыв народа, безвластие, уничтожение государства; теоретическое» — П.А. Кропоткин (1842-1921), работы «Современная нау-ка и анархизм», «Государство и его роль в истории».1 В конце XIX в. в связи с развитием рабочего и революционного движения уЮ роль в политической мысли России стали играть социалистические идеи мссистского направления. Наиболее ярко они были представлены Г.В. Плеха-вым (1856-1918) — основоположником первой русской марксистской организации «Освобождение труда», созданной в 1883 г. в Женеве (работы «Социа-изм и политическая борьба», «К вопросу о роли личности в истории» и др.), и В И. Лениным (1970-1924) — одним из лидеров социал-демократического движения в России, автором трудов «Развитие капитализма в России», «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» и др. В этих работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России и как возможная перспектива демократическая и социалистическая революции.
В последней трети XIX в. в России начался новый этап в развитии либерализма. Он был связан с отменой крепостного права, судебной и земской реформами, демократизацией университетского образования и др.
Эти важные политико-юридические решения были провозглашены или зафиксированы в «Манифесте 19 февраля 1861 г.» Александра 11; «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» (1864), по которому органы местного самоуправления стали избираться по сословной системе; от землевладельцев, городских жителей и крестьян; «Городовом положении» (1970), по которому выборные городские думы получали значительные права; в Указе «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати» (1865), который снимал предварительную цензуру; в Манифесте «О введении всеобщей воинской повинности» (1874), который отменял рекрутские наборы и сокращал срок службы до 6-7 лет; издании новых «Судебных уставов» (1864), которые отменяли сословный характер судов, учреждали адвокатуру, •статут присяжных, избрание судей; в новом «Университетском уставе» (1863), дававшем автономию вузам, в положениях о повсеместном создании начальных училищ (1864); в «Уставе средней школы» (1864).
В этих условиях сформировался конституционный либерализм. Его представители — Б.Н. Чичерин,1 С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев Другие — первостепенное значение придавали разработке проблем правово-^сударства, защите прав и свобод личности, теории власти, истории полити-ких учений. Являясь представителями правоведения, они внесли существен-^ вклад и в развитие российской политической науки.
согЪ ^ ^ичеРин (182 8-1904) — крупнейший представитель либеральной фило-Рской и политической мысли рубежа ХГХ-ХХ вв. в России, ученик Т.Н. Гра-
невского, профессор права Московского университета (с 1861 по 1867). Щ нул университет в знак протеста против нарушения властями университетск •• автономии. В 1882-1883 гг. являлся московским городским головой; по вы* " де в отставку жил в своем имении (в селе Караул Тамбовской губернии); прии° мал деятельное и плодотворное участие в работах тамбовского земства. Труп «Философия права» (1901); «Курс государственной науки» (в 3 т., 1894, 189* 1898); «Вопросы политики» (1903). «О народном представительстве», «(V и закон в гражданском праве», пятитомная «История политических учений (т. 1-5. 1869-1902). В них он развивал идею перехода России путем реформ от самодержавия к конституционной монархии.
Б.Н. Чичерин хотел примирить начала свободы с началами закона и власти, либеральные меры и сильную власть. Государство есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого вер. ховной властью для общего блага. Основными элементами государства являются: 1) власть; 2) закон; 3) свобода; 4) общая цель. Цель государства, его идея есть гармоническое сочетание всех элементов общежития и руковод-ство общими интересами для достижения общего блага. Чичерин обращал внимание на сложносоставное устройство общественной жизни, которую составляют четыре союза: семья, гражданское общество, церковь и государство; полагал, что лучшей формой их объединения в России явится конституционная монархия. Парламент предусматривался двухпалатный: верхняя — для представителей аристократии и землевладельцев; нижняя (ведение бюджета, контроль за исполнением законов, деятельностью министров, установление армии и др.) должна избираться с учетом имущественного ценза, который со временем должен снизиться. Б.Н. Чичерин выступал за создание выборных учреждений местного самоуправления. Предполагалось, что судей будет назначать глава государства, при этом важная роль отводилась суду присяжных заседателей.
Чичерин подразделяет право на естественное и положительное. Естественное право—это система общеюридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом для положительного законодательства. Положительное создается государством. Чичерин выступал против перевода в право претензий на социальное равенство и на помощь слабым. Право — одно для всех; человеколюбие же имеет в виду только известную часть общей' ва, нуждающуюся в помощи. Он критиковал как самодержавие, так и иные фор мы подавления свободы. Если свобода личности зависит от самодержавия ил» абсолютистского народоправия, то личность находится во власти произвол • Вот почему гражданская свобода должна быть закреплена свободой П°^ИТЙ ческой. Именно «политическая свобода является высшим развитием своос-Д" личной».1 Цель социально-политического развития — избежать крайностей дивидуалистического анархизма и государственного этатизма, суметь гаР_. нически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную сво и общий закон.
р Н- Чичерин обосновывал необходимость публичности всех правительствен-действий и гласности судопроизводства. Он подразделял либерализм на И цчный» (своеволие), «оппозиционный» (поведение обиженных властью) охранительный» (примирение свободы с начатом власти и закона).
^Я. Чичерин: «Человек потому только имеет права, что он несет на себе обязанности, и наоборот, от него можно требовать исполнения обязанностей единственно потому, что он имеет права».
Муромцев С.А. — известный юрист и политический деятель (1850-1910). Родился в Санкт-Петербурге, в старинной дворянской семье, учился в 3-й московской гимназии и Московском университете, слушал, в Геттингене Иеринга. Являлся доцентом, затем профессором права Московского университета и его проректором. Принятие в 1884 г. реакционного университетского устава привело к увольнению многих либерально настроенных профессоров того времени, в т.ч. и его (уволен «за распространение либерализма» и «политическую неблагонадежность»). Принимал активное участие в городских и земских делах в качестве гласного московского и тульского земских собраний, являлся председателем Думы Москвы. Читал лекции в лицее в Петербурге. Был одним из основателей и лидеров партии кадетов. 27 апреля 1906 г. единогласно избран председателем I Государственной думы. После ее роспуска стал одним из авторов «Выборгского воззвания», призвавшего к гражданскому неповиновению, за что отбыл тюремное заключение. Выйдя из заключения, продолжил занятия наукой и чтение лекций. Расстроенное здоровье и чрезмерные труды привели к параличу сердца. В последний путь'его провожала вся Москва. Газета «Русские Ведомости» писала: «Муромцев при жизни для всех русских, для всех европейцев стал исторической личностью, потому что с его именем начинается русская конституционная история». На прощальном венке была надпись: «Первому русскому гражданину от будущих граждан».
Труды: «Определение и основное разделение права» (1879), «Гражданское право древнего Рима» (1883), «Рецепция римского права на Западе» (1885), «Социологические очерки» (1889), «Статьи и речи» (1908-1910).
Муромцев рассматривал теорию права как часть социологии, т.е. как совокуп-
н°сть наук об обществе и человеке. Был первым ученым-юристом своего времени,
который указал на необходимость творческого изучения права как социального
"Щения, рассматривал не только нормы права, но и юридические отношения. Его
°визна состояла в том, что вместо совокупности юридических норм под правом
°нималась совокупность юридических отношений, правовой порядок. Такая по-
*~*Ия способствовала усвоению и распространению взгляда на право, который не
ждествлял его с велением носителя власти в государстве и тем самым содейство-
<Х)лее глубокому пониманию сущности права и его роли в обществе. 1о Н пытался построить социологическую теорию права в тесной связи с ис-не Ко"сРавнительным методом. В частности, обращал внимание на то, что ^ * понять Конституцию США без опыта Англии и конфедеративного опыта В «Записке о внутреннем состоянии России» Муромцев отметил следу, щие основные положения: 1) главная причина болезненной формы (террорис ческой) заключается в отсутствии в России свободного развития общественн мысли и самодеятельности; 2) никакими репрессивными мерами искоренить чп" невозможно; 3) при современном положении общества вследствие неудовл ворения многих из важнейших потребностей его существует обильный исто ник для недовольства, которое за отсутствием свободных путей для его вып жения по необходимости выливается в формы болезненные; 4) для устранени причин широко распространенного недовольства недостаточно одних прави тельственных мероприятий, но необходимо дружное содействие всех живц сил русского общества.
Муромцев предлагал реформу суда. В соответствии с его предложениями эта реформа предполагала повышение образовательного уровня судей, избрание кандидатов на судейские должности самой судейской корпорацией, гласность при действительной независимости и несменяемости судей. Положительно оценивал суд присяжных заседателей.
Н.М. Коркунов (1853-1904), профессор государственного права в Петербургском университете, развивал социально-психологическое толкование права. В книгах «Русское государственное право» и «Лекции по общей теории права» рассматривал право как подверженное изменениям общественное явление. Институты народного представительства считал второстепенными, гарантию законности видел в праве независимого и несменяемого суда. Существенное значение придавал принципу неприкосновенности частной собственности, праву подачи петиций. Теорию разделения власти рассматривал в ракурсе распределения ее функций.
Проблематика политических наук рассматривалась только на юридических
факультетах университетов. Существенное внимание уделялось «истории по
литических учений» (общий курс лекций был подготовлен и издан Б.Н. Чичери
ным) и «истории философии права» (курсы лекций профессоров Н.М. Коркуно-
ва и Г.Ф. Шершеневича). Официальные власти в силу понятных причин весьма
неодобрительно и подозрительно относились к научным исследованиям и пре
подаванию политических наук в вузах. По свидетельству известного доктора
права, заслуженного профессора Московского и Санкт-Петербургского универ
ситетов П.Г. Редкина «науки политические были признаваемы нашим прави
тельством... весьма опасными для спокойствия государств. А всякие полити
ческие рассуждения были нетерпимы не только в книгах и повременных
изданиях, но и в самых тесных кружках, в частной... жизни». Он писал, ч№
«правительству нужны были только юристы и администраторы, притом таки ,
которые выучили бы Свод законов буква к букве; нужны были подданные,
торые бессознательно повиновались бы существующим законам, не смея отт
вариваться их неведением». ^
Итак, в XIX в. в России проявились и оформились все основные направле политической мысли, которые получили свое дальнейшее развитие в XX в-серватизм, различные социал-демократические течения, либерализм (в т-4' сударственный) и др.
\1ожно выделить характерные черты российской политической мысли
.^____ начала XX вв.:
/ необычайное разнообразие различных политических учений и идей;
/ преобладание крайностей: радикализма и консерватизма; слабое восприятие обществом либеральных идей;
/ тесная взаимосвязь политических, философских, нравственных и религиозных идей и концепций;
/ чрезмерная идеализация, а также мифологизация (прошлого — консерваторами, будущего —радикалами);
/ своеобразие набора (в отличие от Западной Европы) и содержания поставленных вопросов и решаемых задач; / недостаточная экономическая, политическая и правовая обоснованность ряда
важных идей и путей их практической реализации;
/ постановка изучения политико-правовых дисциплин в университетах и их развитие выдающимися российскими правоведами; разработка вопросов политики плеядой известных мыслителей этого времени: философами, известными общественными и государственными деятелями России. На переломе веков остро встал вопрос о том, какие общественно-политические силы и политические идеи содержат действенные рецепты решения насущных вопросов политического бытия, и прежде всего проблем демократизации российского общества.
7. Политическая мысль в России в XX в.
В XX в. в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического и исторического развития, оказавших существеннейшее воздействие на генезис ее политико-правовой мысли: первая русская революция (1905-1907) и создание Думской монархии; революции 1917 г. (Февральская и особенно Октябрьская); распад СССР (1991) и становление современной России. С учетом этих событий и образуемых ими соот-^ствуюших политико-исторических периодов целесообразно рассматривать особенности развития политической мысли России в XX — начале XXI вв.
Первая русская революция, начавшаяся в 1905 г., оказала серьезное воздей-
°вие на политическое и идеологическое развитие страны, вызвала к жизни не-
°°ходимость принятия важных политико-правовых документов, привела
Изданию Думской монархии и многопартийной системы, активизировала идео-
гическую и духовную жизнь российского общества.
первом (булыгинском) проекте Государственной Думы, разработанном Петром внутренних дел А.Г. Булыгиным, ее компетенции сводились сугубо и вецйтельной функции. Манифест императора России Николая II (1868-1918, 0 ^Ратор — 1894-1917) «Об учреждении Государственной Думы» был „е икован 6 августа 1905 г., но революционные события лета-осени 1905 г. Нов °ЗВ°ЛИЛИ Даже начать выборы в эту Думу. По поручению Николая II проект Ог° Указа о Думе подготовил С.Ю. Витте (1849-1915, с 1903 г. — председа- тель кабинета министров, в 1905-1906 гг. — председатель совета министр0 17 октября 1905 г. был опубликован знаменитый царский манифест «Об усов шенствовании государственного порядка», в котором содержалась усоверщ» ствованная формула компетенции Государственной Думы. Теперь она надел лась законодательными функциями и превращалась в высшее законодательн учреждение страны. В Манифесте также говорилось об обеспечении демокп тических свобод (личности, свободы совести, слова, собраний и союзов), нач ле перехода к «общему избирательному праву».
Вместе с тем законодательные возможности Думы были значительно огти ничены условием представления законопроектов на рассмотрение Государствен ного совета, который, по сути, имел право вето на законотворческий процесс В новой редакции «Свода основных государственных законов» от 23 апре-ц 1906 г. (гл. 9 п. 86) говорилось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприягь силу без утверждения ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА». Царь имел право роспуска Государственной Думы и Государственного Совета и мог единолично проводить решения фактически по всем вопросам государственной жизни.
Думскую монархию в России не следует смешивать с конституционной. При первой самодержец может единолично проводить решения фактически по любым вопросам государственной жизни, которые, по сути, ранжируются Думой, при второй — Дума действительно превращается в высшее законодательное учреждение страны с широким кругом полномочий.
Четыре российские думы в начале XIX в. Думы первого (1906) и второго (1907) созыва избирались на основе Закона 6 выборах (11 декабря 1905 г.). В его основе лежала сословно-представительская (куриальная) система: от землевладельческой курии один депутат представлял 2 тыс. избирателей, от городской — 7 тыс., от крестьянской — 30 тыс., от рабочей — 90 тыс. К выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50 человек. В результате 2 млн рабочих лишались избирательного права. Его были также лишены женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Несмотря на очевидные ограничения в представительстве депутатов, Думы первого и второго созывов были настроены критично к правительству и, просуществовав всего по несколько месяцев (вместо положенных 5 лет), были распущены.
Манифест 3 июня 1907 г. «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную ДуО™ досрочно прекращал деятельность Думы второго созыва и содержал целый Р13 консервативных избирательных норм. По нему один выборщик избирался ъ з* левладельческой курии от 230 человек вместо 2 тыс., городская курия бы разбита на две категории, в первой категории (наиболее состоятельные горо"^ не) один выборщик избирался от 1 тыс. избирателей, а во второй категории ^ от 15 тыс., в крестьянской курии — от 125 тыс. вместо 90 тыс. и в раб° курии — от 125 тыс. вместо 90 тыс. Этот избирательный закон позволил Ф Ц_ мировать лояльный и управляемый состав Думы, в котором наблюдалось пр рвативное или консервативно-либеральное большинство. В результате на К° тя*ении лет цаРь и правительство, с одной стороны, и Дума — с другой, по
гим вопросам находили достаточно хорошее взаимопонимание. м -Третья Дума — единственная из четырех — проработала весь положенный ллетний срок — с ноября 1907 г. по июнь 1912 г. Порядок взаимодействия кого Правительства и Думы, сложившийся после Манифеста 3 июня 1907 г., лучил название в литературе «третьеиюньской системы» и просуществовал 01915 г. Распад системы был связан с началом Первой мировой войны и повышением в стране роли либерально-промышленных кругов, заявлявших о необходимости установления в России конституционной монархии.
Четвертая Дума просуществовала с ноября 1912 г. по октябрь 1917 г. Она неоднократно вступала в конфликты с исполнительной властью. 25 февраля 1916г. была распущена, но продолжала работать под видом «частных совещании» и сыграла важную роль в учреждении Временного правительства. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.
Учреждение многопартийности в России в 1905 г. и существование «думской (парламентской) политической трибуны» с 1906 г. оказало важное влияние на развитие ее политической мысли: она стала более структурированной, ее основные направления нашли адекватное отражение в программах соответствующих политических партий.
Консервативное направление политической мысли отражалось в программе партии «Союз 17 октября» (октябристы), где говорилось о том, что она поддерживает институт конституционной монархии и правительства, которое не зависит от народного представительства. Либеральные идеи в концентрированном виде были выражены в программе конституционно-демократической партии (кадеты), где были хорошо расписаны права и свободы граждан. Социалистические идеи формулировались в программе российской социал-демократической рабочей партии, в которой ставилась задача свержения царского самодержавия и замена его «демократической республикой».
До революционных событий 1917г. политическая мысль в России развивалась в традиционных направлениях: консерватизм, социал-демократизм, либерализм. Выразителями консервативной политической мысли выступали идео-*>ги, защищавшие основные самодержавно-помещичьи принципы устройства Оссии. Среди них: А.И. Гучков (лидер октябристов), князь Г.Е. Львов, В.М. Пу-Ришкевич (лидер «Союза русского народа», крайне правых во 2-4-й Государ-Венных думах), М.В. Родзянко (председатель 3-й и 4-й Думы, лидер октяб-тов> крупный помещик) и др.
с 1„ Ф°РМЫ П.А. Столыпина (род. в 1862 г., председатель Совета министров
вя Г'' Убит в 1911 г.) в целом не выходили за рамки модернизации существо-
Щего строя. Ой был автором политического курса освобождения крестьян от
Чинной зависимости, предоставления желающим бесплатной земли в лич-
И0 с°бственность в Сибири, создания кулаческих хозяйств при сохранении
ецШчьего землевладения. Реформа Столыпина стимулировала внедрение
более прогрессивных методов обработки земли. Районы с переселенцами ста крупными поставщиками зерна, мяса, масла (всего за десять лет из общи вышло более 1 млн крестьян). П.А. Столыпин также разрабатывал проекты *"' централизации России и усиления полиции. Крылатой стала фраза П.А. Стол пина, произнесенная в речи 10 мая 1907 г.: «Противникам государственное!,! хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от историческо прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны велик потрясения, нам нужна Великая Россия!»'
Идеи либерализма не пользовались широкой популярностью в России и были распространены в основном среди вузовской интеллигенции, разночинцев и т п Наиболее широкой известностью пользовались имена С.А. Муромцева, П.И. Нов городцева, М.М. Ковалевского и др.
Одним из ярких представителей «социализированного» либерализма являл-ся П.И. Новгородцев (1866-1924), выпускник Московского университета, правовед и политолог, депутат I Государственной Думы, автор «Введения в философию права» (в 3-х ч., 1907-1917), «Демократии на распутье». Его идея правового государства включала политико-правовую концепцию защиты слабых, наемных работников. П.И. Новгородцев обосновывал принцип определения границ «права на достойное существование». Тем самым он подошел к идее социального государства, критиковал классический либеральный подход к государству и праву. Именно во имя свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления; установить минимум гарантированного существования. Демократия, по Новгородцеву, возникает не в результате революции и активности низов, а при «политической зрелости народа», «высоте политического сознания», которые достигаются долгим опытом жизни, при соответствующей политико-правовой деятельности, при демократическом управлении немногих.2
Большой популярностью пользовались взгляды выдающегося русского социолога и правоведа, профессора Московского университета, академика Петербургской Академии наук, депутата I Думы М.М. Ковалевского (1851-1916). В своих работах («Из истории государственной власти в России» (1905) и др.) он выступал с умеренно-либеральных позиций, разрабатывал сравнительный метод в правоведении, создавал традицию социологического мышления. По его инициативе была создана секция социологии при Санкт-Петербургском ун"' верситете, где рассматривались проблемы прогресса, солидарности в социальных группах, генетического родства социальных институтов различных стран и ДР В 1916 г., после кончины Ковалевского, его коллегами и учениками было созД но Русское социологическое общество его имени, с 1998 г. — Социологическ общество им. М.М. Ковалевского.
Международную известность получила книга «Демократия и организа" ^ политических партий» (1903) российского общественного деятеля, чл
Думы М.Я. Острогорского (1854-1919). В этой работе дан бокий анализ партийных систем США и Великобритании, показано, что со Г еменем руководство партии может отрываться от рядовых членов, поскольку него возникают особые интересы, предсказана тенденция бюрократизации олигархизации партий, введено понятие «кокуса» — партийного ядра.1
В либерально-консервативном направлении политической и философской мысли России выделяются работы С.Н. Булгакова (1871-1944), Н.А. Бердяева /1874-1948), И.А. Ильина (1883-1954), П.Б. Струве (1870-1944). Бердяев вме-хе с Булгаковым, Струве и Франком был участником всех трех манифестов пусскях философов-идеалистов первой четверти века: «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В этих работах анализируются такие основополагающие устои российского общества, как религия, патриотизм, традиционализм, народоправство в духе консервативных подходов. Н.А. Бердяев считал, что государство, основанное на праве и законе, — более высокая ценность, чем социализм или анархизм. Он полагал, что «настоящий глубокий радикализм должен сочетаться с настоящим глубоким консерватизмом. Не может существовать народ, которому нечего сохранять. Отрицание настоящего консерватизма, благоговейного охранения своих ценностей всегда нигилистично». В работах «Судьба России», «Истоки и смысл русского коммунизма» показал, что «русский коммунизм» не случайное явление; оно имеет определенную социальную и психологическую почву, русский национальный характер. Выделял в русской истории «пять разных России» — киевскую, татарскую, московскую, петровскую, императорскую и, наконец, новую, советскую, учил видеть их взаимосвязь и отличия. В революции 1917 г. он увидел судьбу России, давшей ей шанс на возрождение и спасшей страну от грозящей катастрофы. Вместе с тем он осудил крайности радикальных преобразований, тупики бюрократизации и огосударствления, указал на возможность перехода общества в высшую стадию (братство людей и народов), освобожденную от лжи и правового нигилизма. В 1922 г. был выслан из России и жил во Франции. Первые труды И.А. Ильина вышли в досоветский период: «Основы законоведения» (1915), «Порядок или беспорядок» (1917). Однако наиболее известные работы им были написаны после высылки из России (1921) в-Германию, а затем — Швейцарию. В исследованиях «Понятие права и силы» и «Наши задачи» °н рассмотрел отличия правового государства от тоталитарного, показал, что первый тип государственности основывается всецело на признании человеческой личности—духовной, свободной, правомочной, управляющей собою в душе и в Делах, т.е. он покоится на лояльном правосознании. И.А. Ильин раскрыл остоинства и несовершенства двух основных форм устройства власти в государстве: монархии и республики. В основе его оценки — мера их содействия осту духовности и свободного правосознания. «Человек призван не к внешне-У самоосвобождению от закона (таков путь революции, анархии, деспотизма); к внутреннему самоосвобождению в пределах закона (таков путь лояльно-' и> правопорядка и здорового развития). Внутреннее освобождение выражает- ся в добровольном самообязывании; оно освобождает человека не от зако«а а в законе, ибо человек свободно блюдет закон».'
Важным, неотъемлемым направлением политической мысли России с конц XIX в. стали социал-демократические идеи и доктрины. Умеренное крыло социал-демократии (Ю.О. Мартов, Г.В. Плеханов и др.) делало акцент на реализации экономических требований пролетариата, реформирования существовавшего строя, признавало положительную роль буржуазии в демократических преоб". разованиях, полагало, что Россия должна пройти длинный и трудный путь капиталистического развития. Размежевание российской социал-демократии на радикальное крыло — «большевиков» и реформистское — «меньшевиков» произошло на II съезде РСДРП (1903). На нем «умеренные» оказались в меньшинстве, выступая против организации партии нового типа, со строгой внутрипартийной дисциплиной и фиксированными обязанностями ее членов (включая обязательную уплату членских взносов), а также о руководящей роли пролетариата и его партии в грядущих революциях.
Ведущим теоретиком «большевизма» являлся В.И. Ленин. Особенности его идей состоят в том, что они разрабатывались на базе ряда марксистских постулатов, которые он пытался применить к российской действительности с учетом ее особенностей и партийной целесообразности. К числу важнейших его политических идей можно отнести учение о партии нового типа, построенной на принципах демократического централизма; тезис о гегемонии пролетариата и его партии в буржуазно-демократической революции и возможности ее перерастания в социалистическую; классовый подход ко всем явлениям общественной жизни (с позиций рабочего класса и его партии); решение национального и национально-колониального вопроса в связи с революционными преобразования; теория однопартийного государственного социализма. Последняя включала: власть советов под руководством партии, культурную революцию, новую экономическую политику (рыночные отношения под контролем советского государства), индустриализацию, принципы создания Российской Федерации и СССР.2
Важным аспектом политического учения В.И. Ленина является концепция партии нового типа, положение о ее ведущей роли и месте в советах — органах власти трудящихся. Именно II Съезд Советов, на котором большинство делегатов представляли РСДРП и партию левых социалистов-революционеров (участвовала в правительстве до июля 1918 г.), в ноябре 1917г. принял решение о переходе к нему государственной власти. В.И. Ленин был избран Председателем правительства — Совета народных комиссаров. 5 января 1918 г. было распущено Учредительное собрание, отказавшееся признать декреты советской власти, руководство страной было полностью сконцентрировано в советах и создаваемых ими органах, через которые партия большевиков руководила страной.
К числу проблемных аспектов учения Ленина можно отнести следующие.
а -первых> положение о руководящей роли одной партии «нового типа»
поцессе созидания нового общества: в случае нарушения в ней демократи-
Е ских принципов это сразу крайне негативно отразилось бы на всех общест-
нных процессах. Так, собственно, и произошло в годы культа личности.
В0-вторых, однопартийная система предполагала и одну официальную идео-
огию,что могло привести и вело к догматизации теории и политики. В-треть-
. большевики придерживались «революционной» теории права, в основе
И^;
которой лежала «революционная сознательность» и партийно-советская целесообразность. Подмена принципа законности принципом «целесообразности» вела к массовым нарушениям закона. Сложное взаимодействие и сочетание этих принципов прослеживалось на всем пути развития политической и правовой мысли в СССР.
В работах Ленина о новой экономической политике интересно и плодотворно ставился вопрос о соотношении рынка и государства, допускалось широкое развитие рыночных отношений под государственным контролем. В конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. ленинская идея нэпа была снята с повестки дня И.В. Сталиным и его окружением. Попытку вернуться к ней сделал М.С. Горбачев в годы «перестройки».'
В первые годы после Октябрьской революции допускался идеологический плюрализм, существование «неофициальных» социально-политических и философских концепций.
Так, можно выделить взгляды «сменовеховцев». Идейно-политическое направление «Смена вех» называлось так по его одноименному программному сборнику, вышедшему за рубежом в 1921 г. В названии также содержалось отношение к платформе «Вехи» (сборника статей русской интеллигенции в 1909 г.). Смена «вех» означала, что представители этого течения поменяли ориентиры, признали победившую советскую власть и шли на сотрудничество с ней. Движение включало и часть эмигрировавшей за рубеж интеллигенции, а затем вернувшейся и занявшей видные посты в советской России. Одним из наиболее видных представителей этого течения являлся Н,В. Устрялов (1890-1938). В своих трудах «сменовеховцы» обращали внимание на национальный характер русской революции, выступали за укрепление Советской России как великой державы, приветствовали расширение ее сферы влияния на Восток, поддерживали НЭП, называли свои идеологические позиции «на-Чионал-большевизмом».
Одной из ветвей сменовеховства явились евроазийцы — российские ученые,
азавшиеся после революции за рубежом и опубликовавшие ряд трудов по
проблеме «Россия — Евразия» в 1920-30-е гг.: Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой и др. Они высоко оценивали творческий, исторический и политический поте
веду. |
циал русского народа, признавали полезным опыт СССР, выступали за
щую роль православной идеологии в жизни российского общества, критичес относились к опыту западных стран, делали акцент на самобытности России к евро-азийской державы.
Некоторое время внутри партийной идеологии, в принципе, допускалис различные идейно-политические взгляды и платформы (Н.Н. Бухарин Л.Б. Каменев и др.). Однако с 1930-х гг. в правящей партии утвердилась безадь' тернативная «марксистско-ленинско-сталинская» идеология, ставшая д сути, государственной идеологией страны. Норма о руководящей роли партии большевиков в жизни общества была введена Конституцией СССР 1936 г (ст. 126), содержалась и в Конституции СССР 1977 г. (ст. 6). В 1989 г в условиях процесса демократизации российского общества, эта статья была отменена.
С 1930-х до конца 1980-х гг. политическая наука в СССР изучалась в курсах «История КПСС», «Исторический материализм», «Научный коммунизм» и др. Их отличительной чертой являлся классовый подход ко всем явлениям политической жизни, приоритет идей марксизма-ленинизма. Например, рассматривались такие ключевые вопросы политической теории, как «руководящая роль партии», «социалистическая демократия», «закономерности строительства социализма», «мировой революционный процесс» и др. Дискуссии вокруг них развивались в русле официальной доктрины, что сужало возможности для развития политической мысли.
Определенный прогресс в развитии политологических исследований был достигнут в процессе преодоления культа личности, в период реформаторской деятельности Н.С. Хрущева, последующих обсуждений путей совершенствования политической системы общества. В середине 1960-х гг. была создана Советская (ныне — Российская) ассоциация политических наук, под эгидой которой и при ее непосредственном участии в 1979 г. в Москве состоялся XII Всемирный конгресс Международной ассоциации политических наук. Политологические исследования стали проводиться на базе гуманитарных институтов Академии наук (Института государства и права, Института мировой экономики и международных отношений, Института научной информации по общественным наукам, Института философии и др.). Российские ученые получили возможность определенных международных контактов, обсуждения теоретико-методологических основ политических проблем, выходящих за рамки курса истории партии. В 1970-е гг. в стране в научный оборот вошли новые важные понятия и категории политической науки: «литическая система общества», «политический процесс», «лидерство и элита», «теория международных отношений»; были апробированы идеи п?ав человека как главной цели конституционного закона и демократии, открыт°г° общества, выдвижения нескольких кандидатов на одно место при выбор3* суда присяжных и др. Многие из этих идей были реализованы в 1990-е гг.
Можно отметить труды российских политологов: Ф.М. Бурлацкого, А.П. "Ч тенко, А.А. Галкина, А.В. Дмитриева, В.Н. Кудрявцева, Г.Х. Шахназарова и ДРУих сыгравших существенную роль при формировании политической науки ак самостоятельной отрасли знания на рубеже 1980—90-х гг.
В конце 1980-х гг. была опубликована известная книга М.С. Горбачева «Но-Ое мышление для нашей страны и для всего мира». В ней были изложены „дюралистические принципы «перестройки» в СССР, вопросы демократизации советского общества, гласности, совершенствования системы международных отношений. Проблемной стороной исследования явилась недооценка классовых и национально-государственных приоритетов развития советского общества, геополитических интересов России.
Принципиально важным явилось формирование в 1989 г. экспертного Совета ВАКа по политическим наукам, что создало необходимую нормативную базу для открытия кафедр, аспирантур, присуждения ученых степеней по политическим наукам (кандидата и доктора политических наук) и присвоения научных званий (доцента, профессора) по политологическим кафедрам. К началу XXI в. в России насчитывалось уже более 300 докторов и свыше 1000 кандидатов политических наук.
Принципиальное формально-правовое значение для развития политологии в России имело принятие Конституции Российской Федерации (1993 г.), закрепившей принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе. В ст. 13. Конституции РФ говорится, что «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
К числу важных политико-правовых документов, позитивно повлиявших на развитие как демократии, так и политической науки в России, следует отнести Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в которых закрепляются юридические предпосылки и условия плюралистических избирательных кампаний.
В современных условиях фундаментальные исследования в области политической науки ведут: Институт социально-политических исследований РАН, Институт сравнительной политологии РАН, Институт мировой экономики и международных отношений РАН и другие социально-гуманитарные и правовые институты РАН, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, политологические отделения и кафедры ведущих российских университетов (МГУ, МГСУ, МГПУ, МГИМО, РУДН, СПбГУ, СПбПУ, Краснодарский, Ростовский, Уральский, Владивостокский и др.). Существует большое количество аналитических и прикладных политологических исследовательских и консультационных центров.
В Российской Федерации функционирует более 200 политологических Кафедр в вузах, политологических отделений и научных центров. В них за-Нято околь 4 тыс. профессоров и преподавателей, специализирующихся в области политологии.1 С начала 1990-х гг. издаются политологические
Кто есть кто в политической науке России / отв. ред. В.Н. Иванов. — М., 1996.
журналы: «Полис» (Политические исследования), «Вестник МГУ. ческие науки» и др.
Функционируют (с 1991 г.) Российская ассоциация политической наук и (с 1995 г.) Академия политической науки Российской Федерации, под згц дои которых осуществляются важные политологические проекты. Результатами работы Академии политической науки явилась подготовка «Антологии мировой политической мысли в 5 томах» (1997), «Политической энциклопедии в 2 томах» (2000). В соответствии с решением Российской ассоциации политических наук (РАПН) с 1998 г. в г. Москве проводятся всероссийские конгрессы политологов, работа которых ведется по секциям и «круглым столам», соответствующим современным актуальным направлениям политической науки. Материалы трех всероссийских конгрессов политологов опубликованы.'
Можно также отметить сборники материалов конференции по политологии, проведенных РАПН.2
Рубежи второго и третьего тысячелетий стали самыми плодотворными для развития политической науки в России: осуществлены переводы основных работ зарубежных политологов, вышли в свет обстоятельные работы отечественных авторов по истории политических учений, теории и методологии политики, прикладной политологии, систематически проводятся опросы общественного мнения, анализируется их влияние на политическую жизнь.
В современной российской политологии важное место занимают проблемы политического (государственного и муниципального) управления, правового и социального государства, участия в политике, политической и электоральной культуры, политического менеджмента и маркетинга, внешней политики России и геополитики, вопросы политики и политологии в условиях глобализации и информационной революции, политической науки, коммуникативистики и политического образования в Интернете.
В целом российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, новейшие отечественные исследования в теоретической и прикладной сферах политики, пользуется растущим авторитетом в обществе.
Ключевые понятия
авянофилы, славянофильство яародиичество, его идеи западники, западничество мен ц течения социал-демократий в России идеи «Русской правды» «самовладство», «народоправство» идеи анархизма в России лдея земских соборов, соборности
евроазийство
школа конституционного либерализма
идеи «нового политического мышления»
византийское наследство России в ее развитии, идеях
идея просвещенной монархии в России
идея думской монархии идея однопартийно-государственного социализма идеи течения «Смена вех» Российская ассоциация политической науки
идеи консерватизма в России политические идеи Ленина идеологема «Москва—третий Рим» идеи «Табели о рангах» идеи либерализма в России
10. Охарактеризуйте идеи республиканизма в истории российской политиче
ской мысли.
11. Какова роль всероссийских конгрессов политологов в развитии политиче
ской науки?