Во времена правления Екатерины II (1729-1796) начинается важный этап в развитии политической и правовой мысли России. В знаменитом «Наказе» она обосновывала необходимость монархии, но при этом главной задачей монарха объявляла достижение общего блага и склонность всех к добрым делам, признавала его обязательство перед обществом. В «Наказе» отмечалось, что «равенство всех граждан состоит в том, чтобы все были подвержены тем же законам». Однако на практике осуществлялись поддержка дворянства, расширение их прав и свобод (создание губернских дворянских обществ и собраний, избрание ими должностных лиц для сословного управления — предводителей и депутатов), дальнейшее закабаление крестьян. Политико-правовым обоснованием этих действий явилась «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства»(1785). Проводилась и политика создания «среднего сословия» (шесть категорий) в городах: домовладельцы, купцы, ремесленники, именитые граждане (ученые), иностранцы, посадские люди («Грамота на права и выгоды городам Российской империи» — 1785 г.).
В годы Екатерины II сформировалась яркая плеяда политических просветителей: И.И. Новиков (1740-1789), И.А. Третьяков (1735-1779), А.П. Сумароков (1717-1777). Их общим мотивом была критика крепостничества, повышение роли моральных устоев политики. Хорошо известен афоризм А.П. Сумарокова: «Мораль без политики бесполезна, а политика без морали бесславна». Н.И. Новиков в «Статьях по истории и философии» также полагал, что политика — это наука царствовать, устраивать счастье и благоденствие не только государя, но и всего народа. «Процветание государства, — писал он, — зависит в первую оче-Редь от доброты нравов, которые, в свою очередь, зависят от воспитания».1
Екатерине II принадлежит идея «вооруженного нейтралитета» — объединение нейтральных стран для отпора любой агрессии. По сути, оно ограничивало безраздельное господство Англии на морях. Этот принцип с тех пор широко Использовался российской дипломатией.
С.Е. Десницкий (1740-1789), первый русский профессор права, доказал неизбеж-
°сть общности политических и правовых институтов при схожести экономических
л°вий. Им был обоснован тезис об осуществлении законодательной функции мо-
наРхо,м совместно с представительным органом — Сенатом. Согласно представле-
^° Десницкого судьи должны быть несменяемыми, независимыми; предлагалось
Дение института присяжных, которые должны выбираться от лица всех сословий.
Новиков Н.И. Избранные произведения. — М.; Л.; 1954. — С. 373.
На рубеже веков ярко проявился талант А.Н. Радищева (1749--1802)—демокра та-просвегителя. Он являлся принципиальным противником самодержавия как по. литической формы правления, считая его «наипротивнейшим человеческому естест ву состоянием».' В выступлении против самодержавия Радищев опирался ц» историю длительного существования Новгородской республики, в чем усматривал доказательство приверженности русского народа к этой форме государственности. Будущую Россию он видел как свободную, добровольную федерацию городов где народ был бы «истинный государь». Вслед за Руссо он выдвигал идею народно-' го суверенитета. Народное правление должно осуществляться, по его мнению, не только в малых, но и в больших государствах. Радищев не был вполне согласен с теорией разделения властей (Монтескье и др.), считал, что во главе народного правления должны стоять великие мужи, которые будут выдвинуты самим народом.
Н.А. Радищев отмечал, что, заключая общественный договор, люди передают государству только часть своих прав, в силу чего за каждым членом общества сохраняется право защиты жизни, чести и собственности. Никакая власть и никакой положительный закон не могут истребить дарованных самою природою прав человека. Выступая против крепостничества, в работе «О законоположении» он указывал, что крепостное состояние противоречит естественному праву, поскольку все народы рождены свободными и равными, обращал внимание на необходимость «сделать в законоположении Отечества великую перемену». В своих произведениях «Путешествие из Петербурга в Москву», «Проект гражданского уложения» показал, что, если власть издает законы, нарушающие основные права, и не обеспечивает человеку сохранности жизни, чести, неприкосновенности имущества, за народом остается право на расторжение общественного договора и восстание против тирана. Долгие годы провел в ссылке. Вместе с благодарностью потомков заслужил и блестящую политическую оценку Екатерины II: «Бунтовщик, хуже Пугаче-ва!»ПриАлександре1(1877-1825,имлератор—с 1801 г.) принял активное участие в работе императорской комиссии над новым гражданским законодательством,