В деятельности врача, долг с давних времен трактовался как дело жизни и самопожертвования. Известные слова девиза врачей
«Aliis inserviendo ipse consumer» («Светя другим – сгораю сам»)
· Отражают категорию долга и совести в медицине.
· Самоотверженность в борьбе с эпидемиями, служение долгу выдающимися учеными и врачами многих стран.
· Это было ярко выражено в их опытах на себе с целью изучения клиники заболеваний и методов борьбы с ними.
Среди выдающихся медиков, положивших начало благородным традициям, был эпидемиолог Д.С. Самойлович, героически боровшийся с эпидемиями чумы. Для предупреждения он предложил предохранительный метод, который испытывал на себе (носил одежду больного, марлю, смоченную гноем чумного бубона).
Его последователь С.С.Андреевский доказал путем самозаражения инфекционную и зоонозную природу сибирской язвы.
Профессор Т.Н.Минх и О.О.Мочутковский ввели себе кровь больного сыпным и возвратным тифом, разрешив научную дискуссию о механизме передачи этих заболеваний. После этих опытов они переболели тяжелой формой тифа и едва не погибли.
И.И.Мечников дважды вводил себе кровь больного тифом и едва также не погиб, но доказал роль насекомых в передаче инфекции.
Известный эпидемиолог Д.К.Заболотный неоднократно экспериментировал на себе. Выпил культуру холерного вибриона с целью проверки эффективности иммунизации. Несколькими годами позже он заразил себя дифтерией, чтобы испытать действие нового противодифтерийного препарата.
Опыты на себе проводил известный бактериолог Э.Ф.Гамалея. Он проверил эффективность вакцины против бешенства. А известный профессор Фавр заразил себя малярией, чтобы доказать роль малярийного комара в распространении этого заболевания. Г.Н.Габричевский ввел себе изготовленную им скарлатинозную вакцину, доказав ее безвредность для человека.
А.Уайт с целью исследования чумы привил ее себе от женщины, болевшей чумой, через несколько дней он умер.
Лауреат Нобелевской премии японский ученый Ногухи для тщательного изучения желтой лихорадки выехал в Африку в самые опасные очаги ее распространения, где заразился и умер.
Неоднократно рисковал жизнью знаменитый чешский физиолог Я.Пуркинье, пытаясь опытами на себе выяснить действие различных препаратов.
Опасный для жизни эксперимент произвел американский врач В.Форсман. Через вену катетером он вошел себе в правое предсердие. Этот опыт он ставил на себе дважды. Первый раз ему не удалось самому продвинуть катетер в сердце. Через неделю В.Форсман повторил этот опыт. Он сделал открытие, за что был удостоен Нобелевской премии.
Таким образом, нравственный долг, совесть – категории, без которых немыслимо существование медицинской профессии.
Гуманизм в медицине.
· воспитание будущих врачей к гуманному отношению с больными.
Медицина в отличие от других профессий тесно связана со здоровьем человека и его жизнью. Отсюда вытекают и особо нравственные качества врачебной профессии. Наиболее полно они определяются понятием «гуманизм». Гуманизм составляет этическую основу медицины, ее мораль. Во все времена большое внимание уделялось отбору будущих врачей и методу их нравственной подготовки.
Принципы гуманизма изложены в «Клятве Гиппократа», «Женевской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации», «Клятве врача РФ» и «Присяге врача КР».
· Гуманное отношение к больному занимает основу врачебной этики. Гиппократ говорил: «Врач должен быть по своему нраву человеком прекрасным, добрым, человеколюбивым. Врач должен быть с лицом исполненным размышлений, но не суровым».
· Представитель медицины Древнего Востока, Авиценна описал образ врача: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва».
В этих высказываниях объединены важнейшие нравственные, духовные качества врача. Чтобы стать врачом надо не только уметь соблюдать этические категории, как долг, совесть, справедливость, любовь к пациенту, но и понимать пациента с человеческой точки зрения.
Профессия врача – творческая профессия. Врач не может догматически следовать определенным постулатам, не учитывая характера течения заболевания, психологических и других факторов.
Стать хорошим врачом без любви к своему труду, к больному человеку, невозможно. Врач, равнодушный к больному – большое социальное и профессиональное зло. Ведь врач лечит не только, применяя различные медицинские методы, но и воздействует на больного собственной личностью. По данному вопросу существует ряд документов, регламентирующих деятельность врача, одним из них в Кыргызстане является «Кодекс профессиональной этики медицинского работника».
«Кодекс профессиональной этики медицинского работника КР»: врач должен быть благородным, добрым, милосердным и гуманным; оказывать помощь любому человеку вне зависимости от пола возраста, расовой и национальной принадлежности и социального статуса.
Очень важным аспектом гуманизма в медицинской профессии являются взаимоотношения врача и пациента. При оказании медицинской помощи врач обязан:
· уважать честь и достоинство пациента;
· морально поддерживать пациента.
Таким образом, воспитание студентов-медиков, как будущих врачей гуманному отношению с больным имеет первостепенное значение. А это в свою очередь, ведет к улучшению качества медицинской помощи населению. Поэтому, вопросы и проблемы медицинской этики и деонтологии выходят за пределы взаимоотношений врача и больного, приобретая большое общественное значение.
Тема 2. Врачевание в первобытном обществе
Цель темы
Студент должен знать:
· возникновение зачатков врачевания в первобытном обществе;
· первые религиозные представления первобытных людей.
Студент должен уметь:
· анализировать развитие медицины в эпоху первобытного общества;
· проводить презентацию рефератов.
План изучения темы