Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.
Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже "очень важному методу". "Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией". Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их "механическое единство". Методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.
ТЕМА 9. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Наука как социокультурный феномен
Наука выступает в трех основных аспектах: 1) как форма деятельности, 2) как система или совокупность дисциплинарных знаний, 3) как социальный институт.
Наука как социокультурный феномен возникла, отвечая на потребность человечества в производстве и получении истинного знания о мире. Сегодня наука расширяется до границ культуры и претендует на роль единственного устойчивого фундамента культуры. Она вплетена во все сферы человеческих отношений, во все формы человеческой деятельности, связанные с обменом, производством, распределением и потреблением вещей. Наука развивается в контексте освоения знаний, хранящихся в социальной памяти человечества, ставших общественным достижением.
Существуют различные образы науки: наука античности, Нового времени, возрождения, Современная наука. Наука выступает движущей силой социально-исторического процесса.
Степень развития науки зависит от уровня цивилизованности общества. Официальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идеологические установки общества, представлять интеллектуальные аргументы и практический инструментарий, помогающий сохранить привилегию государственных приоритетов. Наука не может освободиться от общества, она противостоит идеологии, исповедующей догматизм, нетерпимость, намеренное искажение реальности, она стремится к точному и адекватному отражению реальности. Но и сегодня наука вынуждена выполнять социальный заказ. Отсюда остро стоит моральная и социальная ответственность ученого.
Наука есть плод коллективных усилий. Она включает и сам процесс творчества, и уникальные способности мыслительной деятельности и степень креативности научного коллектива. Интерналисты выделяют в качестве движущей силы внутренние факторы, логику идей, решение проблем. Эстерналисты выделяют динамику науки, социоэкономические ориентиры, культурно-исторический контекст. Наука как социокультурный феномен изучается в контексте определенного типа цивилизации (у Тойнби 21 тип цивилизации). Более общий подход предполагает традиционные и техногенные цивилизации. В традиционных обществах приоритет отдается канонам, традициям, нормам. В техногенном обществе основной ценностью является инновация, новизна, развитие техники и технологии, ускоренное изменение природной среды, активная трансформация социальных связей людей (возраст техногенной цивилизации более 300 лет). Внешний мир – арена активной деятельности человека; диалог, основанный на принципе невмешательства, прекращается. Для современного ученого смысл его существования состоит в поиске истины. Амбивалентность ценностно-нормативной структуры науки ставит ученого перед дилеммой: 1) жить на благо человечества; 2) не взваливать на себя бремя ответственности за последствия использования результатов исследования. Но необходимо помнить о моральной и социальной ответственности ученого. Труд ученого и условия достижения консенсуса становятся проблемой, дополняющей его портрет. (Консенсус в учебниках, на уровне парадигмы, школ, направлений, индивидуальных религий, согласий, научно-исследовательских программ). Научная элита и интеллектуалы представляют особый тип научной среды – это – производители интеллектуальной собственности. Интеллектуальная элита (открытая элита) - функциональный тип интеллигенции. Он связан с возложенной на него функцией обеспечения духовного и интеллектуального развития общества.