Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глобальные революции и смена типов научной рациональности




 

Научная революция – это смена научной рациональности. Рациональность предполагает способность человека самостоятельно мыслить и принимать решения. И. Кант считал, что рациональность – главный принцип Просвещения.

Вся европейская культура формировалась и развивалась под знаком рациональности. Европейская рациональность была преимущественно ориентирована на науку. Европейская рациональность уходит корнями в культуру античной Греции.

Основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия, которое было открыто греческим философом Перменидом. «Мысль не может быть пустой».

Бытие по Пермениду, истинно сущее Единое (Бог, Абсолют), - это божественная, сверхчувственная реальность, характеристики которой не могут быть даны в чувственном опыте, опирающемся на телесные слух и зрение.

Тождество ума и бытия означало способность мышления выходить за пределы чувственного мира.

Платон создал учение об идеях.

Открытая греками работа мысли с идеальными объектами заложила основы традиции теоретизма. Практические житейские интересы были вне.

Теоретический мир надстраивался над обыденными представлениями о мире, в силу своей идеальности он не уничтожается временем. Теоретические мысли не знают преград.

Открытое античностью идеальное измерение мышления стало важным для европейской культуры и науки. В европейской культуре, начиная с античности, было повышенное внимание к слову и артикуляции. Слово - это отсутствие чувственного восприятия, считал Платон. Для рационального знания необходима определенность, точность, однозначность значений слов.

Мышление в античности понималось как интеллектуальное озарение, уподобляющее ум человеческий уму божественному.

Парменид утверждал, что бытие есть мысль, он имел в виду космический разум, а не субъективную мысль отдельного человека. Через Космический Разум содержание мира раскрывается для человека непосредственно. Истина открывается человеку. Поэтому с точки зрения Парменида, не следует рассматривать логические доказательства как свидетельства могущества только человеческого разума, оно имеет свой источник Высший разум. Человеческий разум - это проекция Божественного разума, то знание для человека всегда благо и добро. Знающий не может быть злым, его мысль есть частица Божественного Разума, полнота которого состоит из единства Истины, Добра и Блага.

Основная функция разума усматривалась в познании целевой причины. Только разуму доступны понятия цели, блага.

«То, ради чего» – это конечная цель, ради которой существует другое (Аристотель). Природа, по Аристотелю, рассматривалась как нечто целостное, включающее в себя объективную целесообразность.

НТР – понятие, используемое для обозначения технических преобразований, которые произошли в науке и технике во II половине ХХ века.

НТР – длительный процесс, она изменяет характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, оказывает воздействие на все стороны жизни общества.

Важную роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце 19 начале 20 в. Сложилась в это время новая картина мира.

Были открыты электрон, рентгеновские лучи, создана теория относительности и квантовая теория. Философия идеи естественнонаучных открытий аргументировала, обосновывала, критически переосмысливала.

Первая научная революция произошла в 17 в. В ходе этой революции сформировался научный тип рациональности. Результат этой революции – возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. Европейская наука отказалась от метафизики. Произошло разделение бытия на религиозное и научное, создается религиозное и научное мировоззрение: в религиозной сфере люди имели дело с живым Богом, а в науке с мертвым миром.

Научный тип рациональности, отличаясь от античного, воспроизвел, правда, в измененном виде два главных основания античной рациональности: принцип тождества мышления и бытия и идеальный план работы мысли. Отказ от метафизики позволил науке свести Божественный космос к природе, натуре. Природа стала рассматриваться, как единственная истинная реальность, бытие перестало рассматриваться как абсолют.

Человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе. Он сам из себя формировал качества, принципы, правила, сам обосновывал свои права на познание истины. Убеждение во всесилии и всевластии человеческого разума укрепилось в эпоху Просвещения. Сложились определенные толкования познавательной деятельности. А. Койре отмечал, что из науки изгоняются все рассуждения о ценностях, гармонии, совершенстве. Неизменное, всеобщее, безразличное ко всему знание стало идеалом научной рациональности. Так Б. Спиноза утверждал, что истина требует «не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

Субъективность и предметность научного знания достигаются только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что связано с субъектом. Естествознание претендовало на статус точной науки о предметных темах. Новое математическое естествознание делало большие успехи, но как считал Гуссерль, это происходило за счет утраты им связи с гуманистической стороной жизни: все большее и большее естественное знание «технизируется». Новоевропейская научная рациональность вытеснила античное понимание разума.

Полное, истинное и окончательное объяснение природных явлений считалось завершенным, если изучаемое явление сводилось к механической системе, из которой устранялась качественная определенность вещей и явлений.

Свободе интерпретации мира был положен предел. В научную картину мира бралось только то, что можно практически объективировать и проконтролировать. Эксперимент стал применяться вместо эмпирического фиксирования наблюдаемых явлений природы.

Идея математизации природы, осуществленная родоначальником науки Галилеем, способствовала тому, что бесконечная природа превратилась в прикладную математику. Если в античности математика имела духовно-мистический смысл в контексте космического разума, то Галилей начинает использовать ее как просто технику счета. Наука отделилась от философии и превратилась в исследовательскую технику.

Сконструированные с помощью мышления математические модели, алгоритмы, теоретические конструкты рассматривались как полностью адекватные действительности.

Господствовало убеждение, что научная истина не подвергается историческим метаморфозам.

Наука отказалась вводить в процедуру объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще. А. Аристотель учил, что основная функция разума состоит в познании цели, т.е. того, ради чего существует вещь и мир.

Отказавшись от понятия цели, науки о природе не могли признать аристотелевское представление о космосе, как конечной органической целостности. Без понятия «цель» космос превращается в однородное бесконечное пространство. Формируется новое представление о Вселенной, в которой место кругового движения занимает движение прямолинейное, подчиненное закону инерции.

Итогом первой научной революции было формирование особого типа рациональности. Механистическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии.

Во II-ой половине 17 в. Р. Бойль внедрил принципы и образцы объяснения, сложившиеся в механике, в химии, предложив объяснять все химические явления на основе представлений о движении корпускул. Механическая картина мира оказала сильное влияние на исследования в биологии.

Ламарк выдвинул идею биологической эволюции, опираясь на представления о «флюидах» (электрических тепловых), существовавших в механической картине мира.

Начало 19 века было торжеством механического взгляда на мир. «Математические начала натуральной философии» Ньютона определили триумф механики на протяжении последующего столетия.

Вторая научная революция произошла в конце 18 и первой половине 19 вв. Это время перехода от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

Появление таких наук, как биология, химия, геология и др. способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. В физике стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности. Физика была лидером естествознания, потому произошел поворот ученых – физиков в сторону неклассического мышления. Это можно считать началом возникновения неклассической науки. Проявлялся интерес к философским и методологическим основаниям науки и сформулировался ряд эпистемологических идей, резко отличающихся от классического типа рациональности.

Третья научная революция конец 19 – середина 20 вв. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теория, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия и т.д.

В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира.

Произошли изменения в понимании идеалов и норм научного знания.

Стали выдвигаться требования учитывать и фиксировать взаимодействие объекта с прибором. Философы науки, начиная с середины ХХ в., согласились с тем, что каждая наука конструирует свою реальность и ее изучает. Физика изучает «физическую» реальность, химия – «химическую» и т.д. Тождество мышления и бытия «размывается».

Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть ХХ столетия. Рождается постклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов, Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира и др.).

Если в неклассической науке идеал исторической реконструкции использовался преимущественно в гуманитарных науках, то в постклассической науке историческая реконструкция как теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономии, даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира.

Получила развитие синергетика, которая базируется на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому.

Объект познания не является внешним наблюдателем. Он активен, он участник протекающих событий.

Постклассическая наука обратилась к изучению таких дисциплин, компонентом которых является сам человек (глобальная экология, генетическая инженерия). Для изучения таких сложных систем необходима компьютерная техника.

Современные ученые активно обращаются к пониманию рациональности в античности (Платон считал, что душа не обращается за поддержкой к телесным ощущениям, душа - субъект познания). Подобно античному типу рациональности начинает стираться граница между теорией элементарных частиц и теорией Вселенной (электрон ведет себя антиномично). Физика и космология сформировала сходную с античной тенденцию обращения к умозрению, к теоретизированию. Научные вопросы имели связь и с философскими: Почему так устроена Вселенная, почему в ней все связано?

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 755 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2487 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.