Научная революция – это смена научной рациональности. Рациональность предполагает способность человека самостоятельно мыслить и принимать решения. И. Кант считал, что рациональность – главный принцип Просвещения.
Вся европейская культура формировалась и развивалась под знаком рациональности. Европейская рациональность была преимущественно ориентирована на науку. Европейская рациональность уходит корнями в культуру античной Греции.
Основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия, которое было открыто греческим философом Перменидом. «Мысль не может быть пустой».
Бытие по Пермениду, истинно сущее Единое (Бог, Абсолют), - это божественная, сверхчувственная реальность, характеристики которой не могут быть даны в чувственном опыте, опирающемся на телесные слух и зрение.
Тождество ума и бытия означало способность мышления выходить за пределы чувственного мира.
Платон создал учение об идеях.
Открытая греками работа мысли с идеальными объектами заложила основы традиции теоретизма. Практические житейские интересы были вне.
Теоретический мир надстраивался над обыденными представлениями о мире, в силу своей идеальности он не уничтожается временем. Теоретические мысли не знают преград.
Открытое античностью идеальное измерение мышления стало важным для европейской культуры и науки. В европейской культуре, начиная с античности, было повышенное внимание к слову и артикуляции. Слово - это отсутствие чувственного восприятия, считал Платон. Для рационального знания необходима определенность, точность, однозначность значений слов.
Мышление в античности понималось как интеллектуальное озарение, уподобляющее ум человеческий уму божественному.
Парменид утверждал, что бытие есть мысль, он имел в виду космический разум, а не субъективную мысль отдельного человека. Через Космический Разум содержание мира раскрывается для человека непосредственно. Истина открывается человеку. Поэтому с точки зрения Парменида, не следует рассматривать логические доказательства как свидетельства могущества только человеческого разума, оно имеет свой источник Высший разум. Человеческий разум - это проекция Божественного разума, то знание для человека всегда благо и добро. Знающий не может быть злым, его мысль есть частица Божественного Разума, полнота которого состоит из единства Истины, Добра и Блага.
Основная функция разума усматривалась в познании целевой причины. Только разуму доступны понятия цели, блага.
«То, ради чего» – это конечная цель, ради которой существует другое (Аристотель). Природа, по Аристотелю, рассматривалась как нечто целостное, включающее в себя объективную целесообразность.
НТР – понятие, используемое для обозначения технических преобразований, которые произошли в науке и технике во II половине ХХ века.
НТР – длительный процесс, она изменяет характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, оказывает воздействие на все стороны жизни общества.
Важную роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце 19 начале 20 в. Сложилась в это время новая картина мира.
Были открыты электрон, рентгеновские лучи, создана теория относительности и квантовая теория. Философия идеи естественнонаучных открытий аргументировала, обосновывала, критически переосмысливала.
Первая научная революция произошла в 17 в. В ходе этой революции сформировался научный тип рациональности. Результат этой революции – возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. Европейская наука отказалась от метафизики. Произошло разделение бытия на религиозное и научное, создается религиозное и научное мировоззрение: в религиозной сфере люди имели дело с живым Богом, а в науке с мертвым миром.
Научный тип рациональности, отличаясь от античного, воспроизвел, правда, в измененном виде два главных основания античной рациональности: принцип тождества мышления и бытия и идеальный план работы мысли. Отказ от метафизики позволил науке свести Божественный космос к природе, натуре. Природа стала рассматриваться, как единственная истинная реальность, бытие перестало рассматриваться как абсолют.
Человеческий разум потерял свое космическое измерение, стал уподобляться не Божественному разуму, а самому себе. Он сам из себя формировал качества, принципы, правила, сам обосновывал свои права на познание истины. Убеждение во всесилии и всевластии человеческого разума укрепилось в эпоху Просвещения. Сложились определенные толкования познавательной деятельности. А. Койре отмечал, что из науки изгоняются все рассуждения о ценностях, гармонии, совершенстве. Неизменное, всеобщее, безразличное ко всему знание стало идеалом научной рациональности. Так Б. Спиноза утверждал, что истина требует «не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».
Субъективность и предметность научного знания достигаются только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что связано с субъектом. Естествознание претендовало на статус точной науки о предметных темах. Новое математическое естествознание делало большие успехи, но как считал Гуссерль, это происходило за счет утраты им связи с гуманистической стороной жизни: все большее и большее естественное знание «технизируется». Новоевропейская научная рациональность вытеснила античное понимание разума.
Полное, истинное и окончательное объяснение природных явлений считалось завершенным, если изучаемое явление сводилось к механической системе, из которой устранялась качественная определенность вещей и явлений.
Свободе интерпретации мира был положен предел. В научную картину мира бралось только то, что можно практически объективировать и проконтролировать. Эксперимент стал применяться вместо эмпирического фиксирования наблюдаемых явлений природы.
Идея математизации природы, осуществленная родоначальником науки Галилеем, способствовала тому, что бесконечная природа превратилась в прикладную математику. Если в античности математика имела духовно-мистический смысл в контексте космического разума, то Галилей начинает использовать ее как просто технику счета. Наука отделилась от философии и превратилась в исследовательскую технику.
Сконструированные с помощью мышления математические модели, алгоритмы, теоретические конструкты рассматривались как полностью адекватные действительности.
Господствовало убеждение, что научная истина не подвергается историческим метаморфозам.
Наука отказалась вводить в процедуру объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще. А. Аристотель учил, что основная функция разума состоит в познании цели, т.е. того, ради чего существует вещь и мир.
Отказавшись от понятия цели, науки о природе не могли признать аристотелевское представление о космосе, как конечной органической целостности. Без понятия «цель» космос превращается в однородное бесконечное пространство. Формируется новое представление о Вселенной, в которой место кругового движения занимает движение прямолинейное, подчиненное закону инерции.
Итогом первой научной революции было формирование особого типа рациональности. Механистическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии.
Во II-ой половине 17 в. Р. Бойль внедрил принципы и образцы объяснения, сложившиеся в механике, в химии, предложив объяснять все химические явления на основе представлений о движении корпускул. Механическая картина мира оказала сильное влияние на исследования в биологии.
Ламарк выдвинул идею биологической эволюции, опираясь на представления о «флюидах» (электрических тепловых), существовавших в механической картине мира.
Начало 19 века было торжеством механического взгляда на мир. «Математические начала натуральной философии» Ньютона определили триумф механики на протяжении последующего столетия.
Вторая научная революция произошла в конце 18 и первой половине 19 вв. Это время перехода от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.
Появление таких наук, как биология, химия, геология и др. способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. В физике стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности. Физика была лидером естествознания, потому произошел поворот ученых – физиков в сторону неклассического мышления. Это можно считать началом возникновения неклассической науки. Проявлялся интерес к философским и методологическим основаниям науки и сформулировался ряд эпистемологических идей, резко отличающихся от классического типа рациональности.
Третья научная революция конец 19 – середина 20 вв. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теория, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия и т.д.
В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира.
Произошли изменения в понимании идеалов и норм научного знания.
Стали выдвигаться требования учитывать и фиксировать взаимодействие объекта с прибором. Философы науки, начиная с середины ХХ в., согласились с тем, что каждая наука конструирует свою реальность и ее изучает. Физика изучает «физическую» реальность, химия – «химическую» и т.д. Тождество мышления и бытия «размывается».
Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть ХХ столетия. Рождается постклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы (Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов, Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мегамира и др.).
Если в неклассической науке идеал исторической реконструкции использовался преимущественно в гуманитарных науках, то в постклассической науке историческая реконструкция как теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономии, даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира.
Получила развитие синергетика, которая базируется на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому.
Объект познания не является внешним наблюдателем. Он активен, он участник протекающих событий.
Постклассическая наука обратилась к изучению таких дисциплин, компонентом которых является сам человек (глобальная экология, генетическая инженерия). Для изучения таких сложных систем необходима компьютерная техника.
Современные ученые активно обращаются к пониманию рациональности в античности (Платон считал, что душа не обращается за поддержкой к телесным ощущениям, душа - субъект познания). Подобно античному типу рациональности начинает стираться граница между теорией элементарных частиц и теорией Вселенной (электрон ведет себя антиномично). Физика и космология сформировала сходную с античной тенденцию обращения к умозрению, к теоретизированию. Научные вопросы имели связь и с философскими: Почему так устроена Вселенная, почему в ней все связано?