и природного чутья режиссера».
***
Темпоритм – это степень гармоничности фильма. Бывает плохим и хорошим.
Плохой темпоритм – задает ощущение внутреннего дискомфорта при просмотре фильма.
Хороший темпоритм заставляет зрителя не замечать собственно фильм. Если, конечно, сюжет интересный.
Забота о темпоритме целиком на совести и ощущениях режиссера. Темпоритм может оценить фокус-группа или продюсер, но вывести его под силу только одному человеку, двоих темпоритм не терпит, и двоим не подчиняется.
«Темпоритм нельзя переснять или заменить,
он – неосязаемая субстанция.
В отличие от атмосферы».
***
Режиссура - это всегда поиск, и нет устоявшихся Абсолютов. Если режиссёр снимает строго по раскадровке - то это плохой режиссёр. Нет устоявшихся парадигм! У режиссера постоянно роятся новые мысли. Часть их хуже изначальных задумок, а часть надо реализовывать. Не нужно бояться менять пару кадров, из-за испуга менять ход всей сцены!
***
В ответе за атмосферу и темпоритм режиссер. Как и за всё другое:
▫ Если фильм успешен – то 90% лавров получает режиссер.
▫ Если фильм провалился – то 90% плевков получает режиссер.
«Провал фильма может быть кассовым и настоящим.
Маленькая Касса для режиссёра подобна отсрочке
Смертного приговора. А настоящий провал может
поставить крест на его карьере».
Короткометражки
Прежде чем снимать полный метр – надо обкатать себя на короткой форме. Даже если у тебя умер дядюшка и оставил в наследство 40 миллионов – не нужно лезть в полнометраж. Это аксиома, в которой глубоко убежден даже я сам, считающий, что в кинотворчестве нет аксиом априори. Продюсерские деньги – это та аксиома, что здесь не в счёт.
«Режиссерами не становятся, а рождаются».
На коротком метре тоже есть сценарий, кастинг и этапы кинопроизводства.
Итак, ты хочешь снять короткий метр, но не знаешь, с чего начать. Технология кинопроизводства, в целом, копирует принципы работы на прокатном метре, но… Здесь это всё гораздо более упрощенное, более безобидное и романтичное. Каждый режиссер – это сам себе сценарист (соавтор), продюсер и инвестор.
«В короткометражке деньги на бюджет фильма занимают самое последнее место. В отличие от полных метров, где деньги –
это начало начал и основа основ».
Сценарий и саундтрек
Конечно, начать производство короткого метра - нужно с киносценария! Все режиссеры короткометражек ищут гениальный сценарий, но на самом деле главное не в нём.
Любую киноисторию можно рассказать оригинальным языком, даже сценарно банальный сюжет способен стать нетривиальным. Для этого ты собственно и снимаешь короткий метр, чтобы понять – дан тебе Дар творить кино или нет.
«Сам по себе Дар мёртв, надо его холить и развивать».
Сценарии обычно ищут на сценарных форумах и у знакомых по ВГИКам. Или пишут сами.
***
После того, как литературный сценарий найден (написан) – из него надо сделать режиссерский сценарий. Такой документ на коротком метре пишет сам режиссер. Один. Не нужно сильно заморачиваться, довольно трех граф:
▫ Порядковый номер кадра + его хронометраж. Это для последующего монтажа.
▫ Графа с репликами/действиями героев. То есть то, что происходит в кадре.
▫ Сколько дублей снято и характерные особенности дублей, тоже для монтажа. Заполняется на съемке.
«Режиссерский сценарий на коротком метре –
это аналог монтажного листа на полном метре».
Кстати, заполнение монтажных листов на съемке – тоже данность короткометражного режиссера.
***
Саундтрек. Как правило, в короткие метры берут широко известную музыку. Предварительно не думая. Вот снял режиссер кино, и только после сидит и слушает различную музыку, обычно любимую. Подбирая трек (и).
Или – наоборот – режиссер ещё перед съемками знает, какой саундтрек будет. И целиком его и берет в свое кино.
Иногда, но бывает, что саундтрек режиссер пишет сам или просит написать знакомого.
Как бы то ни было, а саундтрек для короткометражки – довольно простое и быстро решаемое задание, - относительно других процессов.
***
Итак, производство короткометражки я разделил по географическому признаку. Два раздела. Один для тех, кто живет в Москве, а второй – для юных режиссеров из Кукуевсков.
Как снять в Москве
Москва дает больше возможностей для профессиональной съемки, но и таит в себе больше подстав. Как следствие, требует б о льших знаний и энергии.
§10.2.1. Актёры
Чаще всего актёров ищут на специализированных форумах. И, как правило, находят.
Такие проф. актеры работают бесплатно, но им самим по кайфу, ведь ты их делаешь звездами! Приблизительно такого же масштаба, как и ты сам. Твой успех – это их успех и в смысле отсутствия гонораров тут все ОК!
«Состоявшиеся звезды также играют в коротких метрах.
Иногда бесплатно, а иногда нет».
Володя Стеклов мне показывал короткий метр, где он сыграл главную роль. Другую главную роль играл Сергей Маковецкий.
Рис. 90. На фото: кадр из к/ф «Ты, да я, да мы с тобой». Режиссер А. Велединский. 2001 г. По рассказу В. Пьецуха «Двое из будки 9-го километра».
Данный фильм был заказан государством и им же финансировался. И закономерно собрал кучу разных премий на фестивалях, что позволило А. Велединскому стать одним из сценаристов сериала «Бригада». И строить свою карьеру дальше.
Я постеснялся спросить у Стеклова – на каких условиях он играл в этом фильме. Работа Стеклова тут – одна из лучших его ролей, что 100% требовало большой подготовки, репетиций и, как следствие, времени. Бюджет фильма очень немаленький, судя по натуре и декорациям.
Подбор киногруппы
Будучи один – ты кино не снимешь. Ты делаешь 100% работы перед площадкой, 100% после площадки и 80% на площадке. Вот для этих 20% на площадке тебе и нужна киногруппа. Это оператор, его помощник и принеси-подай. Иногда, если требует сценарий – художник по гриму.
***
Художник-постановщик на коротком метре – это нечто из разряда фантастики. Поэтому задний фон локаций – это твоя собственная задача. Ты сам художник, декоратор, дизайнер и строитель. И, конечно, продюсер декораций!
***
▫ Проф. оператор практически всегда просит деньги за свою работу. И немаленькие. Ты можешь уболтать на бесплатную работу кого угодно, но только не профессионального оператора! Они просят гонорар за каждую смену (12 часов). Помнится, когда я был очень юн – один мудак требовал у меня 12 тысяч рублей за 1 смену + оборудование от него столько же.
Сейчас можно найти приемлемого по цене оператора, чаще всего «свадебного». Он имеет навыки ремесла и свою DV-камеру (полупроф., используются на ТВ). К тому же владеет монтажом, что немаловажно для тебя!
«В Москве есть фирмы, что сдают операторов в аренду.
Цена от 2 тыс. руб. – 1 смена. Камера, звук в лице звукооператора
с микрофонами и свет ещё 5-6 тыс.».
В моей личной практике было 2 оператора, что явились исключением и работали на моих пилотах и коротком метре совершенно бесплатно. А именно:
***
Николай Чепурышкин. Он имеет свое производство из двух камер, киносвета и монтажного комплекса. Сам оператор, монтажер, светотехник и изготовитель спецэффектов. В свое время он мне здорово помог!
Рис. 91. На фото: замечательныйоператор-постановщик Николай Чепурышкин.
(Андрей Ангелов справа от него).
***
Мурад Газиев – замечательный оператор, профессионал. В отличие от Чепурышкина имеет только рабочие руки. Своего оборудования нет, и режиссеру приходится брать его в аренду за немаленькие деньги. Сам Мурад готов работать бесплатно на коротком метре. Причем, бесплатно реально.
Вот мнение Мурада о своем бескорыстии: «мои интересы вполне читаемы и понятны... не знаю, почему они тебе не очевидны... и ты и другие ребята с которыми я снимал наверно не хотят отваливать большие деньги (за оборудование, прим. Ангелова) в пустую... каждый думает о перспективе... и я думаю о ней же... какое то направление выстрелит рано или поздно... и я надеюсь, что я пересекусь с теми с кем работал уже на коммерческом проекте... это очевидно и это очень весомая мотивация для того, что бы в то время, пока нет ничего другого, быть полезным кому то и расширять творческие контакты... а деньги я какие тут поимею..? лучше просто за коньяк...».
Мурад – единственный оператор на моей памяти, что умеет длинно и грамотно писать.
Рис. 92. На фото: первоклассныйоператор-постановщик Мурад Газиев. Он – крайний справа. Рядом - помреж Настя Якунина, актеры (Наташа Фенкина, Иван Смелик), и бесподобный художник по гриму Аня. Снимал: Андрей Ангелов. Дом кино.
***
Иногда оператор якобы работает бесплатно, но ставит условием, что оборудование берет в аренду он сам. Некий Максим Мосин, помнится, насчитал мне миллион за 10 съемочных дней. Впрочем, после того, как А. Чернышов попросил у меня 150 тысяч рублей за каждую смену (а это 2009 год), то запросы Мосина – семечки.
И таких как Мосин – вагон и тележка по Москве.
«Иногда оператор – это студент ВГИКа, которому тоже