Например, руки помрежа в кадре».
▫ Чтобы обойти технические просчеты и накладки. Там пересветили лицо героя, там не поставили хромакей, там забыли привести деталь интерьера в нужное состояние.
Например, сняли кадр №1 с открытым окном. Потом был перерыв – окно закрыли, переставили свет. И стали снимать кадр №2, а окно не открыли, хотя по драматургии герой в него должен кинуть гранату… Значит, переснимать.
А возможно, открытая фортка не для гранаты, а для окурка. Но в перерыве режиссер чуть перестроил сцену и решил окурок в окно не кидать. Таким образом, про закрытое окно могут вообще забыть, и так и войдут в фильм два соседних кадра: один с открытым окном, а другой – с закрытым.
«Хромакей – технология в кино и на ТВ, широко
Ныне применяемая. Творит чудеса благодаря
куску зеленой (или синей) ткани».
▫ Чтобы выбрать наиболее правильный творческий вариант. Поэтапно выглядит так:
а) Когда ты пишешь сценарий – то идеальной кажется одна ситуация. Даже если ты сценарист и режиссер в едином лице.
б) Когда видишь локацию – ситуация подстраивается под объект.
в) Когда рисуешь раскадровку – ситуация входит в рамки объектива камеры.
г) При собственно съемке ты не можешь выбрать камерный план: крупный или средний. Снимаешь оба, оставляя свой выбор на монтаж. И эти 2 плана – это 2 дубля.
Или эмоция героя: какая лучше именно сейчас - тебе понять сложно. Снимаешь две эмоции, чтобы выбрать нужную на монтаже.
д) Монтаж окончательно расставляет приоритеты, и из 5-6 дублей ты выбираешь один-единственный, что и входит в фильм. На веки вечные.
***
На мой взгляд, при съемке полного метра оптимально делать 4-5 дублей. Если менее 4-5, то свои режиссерские сомнения ты не отыграешь, а если более 4-5 – то уже актер не сможет играть желаемое тобой, так как теряется «Острота Героя».
«Лучше всего брать в фильм 1-ый дубль.
Если нет ляпов и тех. брака».
Экранная выработка
Каждая сцена в режиссерском сценарии идет 1-2 мин. Режиссерски строится так, дабы было не более 5-6 камерных перестановок за смену.
«Смена = 12 ч. Если ты на площадке сегодня меньше –
то всё равно тебе считается целая смена. Если больше –
то считается переработка и оплата сверхурочных».
Если локация знакомая – то на собственно Мотор – остается 8 часов. Остальное время тратится на поездки к месту съемок, завтраки/обеды, освоение площадки, перекуры и разговоры по мобильным телефонам…
***
Говорит Владимир Стеклов: «…и вот на площадке у кого-то звонит телефон. Этот «кто-то» разыскивает его в ворохе одежды, берет трубку, и начинается. – Але… Да, я, но я сейчас не могу, у меня съемка… Когда смогу?.. Позвони мне часа через… А все сидят и слушают, когда этот сукин сын… прервет всю эту никчемность. На другой день объявляется другой такой сукин сын… На третий день такой сволочью выступаешь ты сам, так как забыл отключить телефон, а он поёт на всю площадку…».
***
Если локация незнакомая – то на собственно Мотор – остается 6 часов (в лучшем случае). Остальное время тратится на привоз-разгрузку оборудования, операторские пристрелки и глобальные репетиции с актером в новом для вас интерьере. + всё то, что описано в «знакомой локации».
***
Сейчас каждая смена приносит сотни минут съемки и гигабайты видео. Благо, на жесткие диски камер влезает довольно много видео, а на монтажных студиях терабайты не заканчиваются.
Собственно экранная выработка составляет в среднем 2 мин. за 1 смену. На прокатном метре. Это те минуты, что в итоге войдут в фильм.
***
В сериалах «гонят метраж», часто снимая 10 мин. экранного времени в смену.
Рис. 81-84. На фото: репетиция. Режиссер Андрей Ангелов и актриса Вика Боня.
Технология потерь
Донести кино через объектив камеры – задача не из легких! Несмотря на вроде бы простоту. Фишка в том, что в процессе кинопроизводства теряется очень много вкусного и до зрителя доходит лишь ничтожная часть лакомства по имени «магия кино».
Зритель видит лишь то, что видит. А видит зритель картинку, ограниченную объективом камеры. И погрузить зрителя в эту картинку и мешает технология потерь.
При съёмке камера впитывает в себя часть эмоций, кусочек интерьера, отсекает часть предметов, что не попали в кадр… А то, что попало – немного искажается и приглушается. Таким образом – до зрителя доходит информации в разы меньше, чем хотелось бы.
«Между режиссёром и фильмом – один экран: камера.
Между зрителем и фильмом – два экрана:
камерный и экран кинотеатра».
Посмотри на пейзаж сначала вживую. А потом взгляни на данный вид сначала сквозь окно, а после через окуляр фотоаппарата и сквозь окно. И ты поймешь технологию потерь.
***
▫ В романе читатель общается с героями книги, спорит с ними и сопереживает им.
▫ В фильме по роману – ¾ слов переводятся в действие. А в Слове больше изобразительных средств, чем в Действии. Так было и есть. И вероятно будет.
«Читатель, ставший зрителем – не успевает общаться
с героями, а успевает только их наблюдать».
У фильма в телевизоре вообще «съедается» почти всё, до зрительского сознания доносятся лишь узнаваемые лица актеров и канва сюжета. Слишком маленькое разрешение экрана.