Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Познания общественного человека




Процессы чувственного восприятия,кото­рые могут показаться весьма простыми, на самом деле очень сложны. Верно, что при рассматривании определенного предмета, например этой комнаты, этого стола, этого дома и т. п., в дело включаются органы зре­ния. Но только ли они? Мы смотрим на этот предмет, и наше видение (как и слышание, осязание, обоняние) тесно, неразрывно свя­зано с нашим отношением к данному пред­мету. Мы воспринимаем его как красивый или безобразный, симметричный или асиммет­ричный, приятный или неприятный, полез­ный или вредный.

Мы слушаем музыку. Конечно, это факт, свидетельствующий о функционировании органов слуха, ибо без «работы» органов слу­ха воспринимать музыку невозможно. Безус­ловно, известные природные предрасположе­ния (наличие или отсутствие природного слу­ха, то есть особое устройство органов чувств) важны для музыкального восприятия, а в осо­бенности для музыкального творчества. Но, сказав о функционировании уха и слухового аппарата, мы ничего не сказали о действитель­но человеческом содержании процесса чув­ственного восприятия музыки.

Во-первых, сам объект восприятия, музы­ка, — результат человеческой деятельности, который различается от эпохи к эпохе, от на­рода к народу и т. п. Во-вторых, и способность человека к восприятию музыки — результат его включения в сферу культуры, приобще­ния к миру культуры, общения с другими людьми. Таким образом, восприятие музыки отдельным индивидом — это подлинно че­ловеческий процесс, возникший в ходе совме­стной деятельности людей и зависящий от многих предпосылок культурно-историческо­го опыта. Это итог и этап многовекового раз­вития человеческой культуры.

Когда мы видим человека, воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем об­щественные события, механизм восприятия еще более усложняется. «Красота», «справед­ливость», «прогрессивность» и многие, мно­гие другие понятия, связанные с ними отно­шения и установки незримо включаются в процесс наблюдения, восприятия таких объектов, в процесс их непосредственно-чув­ственного освоения.

Функционирование органов чувств — не­обходимая объективная предпосылка позна­ния, которая важна в том отношении, что без нее познание невозможно. Пока мозг и орга­ны чувств функционируют исправно, мы мо­жем не замечать их роли. Но их роль стано­вится очевидной при повреждениях органов чувств (особенно при врожденных). Именно эти примеры свидетельствуют о внутренней мощи человеческого познания в целом и его способности восполнять физическое несо­вершенство человеческого организма. Ведь люди, даже от природы лишенные способ­ности видеть или слышать, могут быть впол­не полноценными человеческими существа­ми, развивая в себе способности познания и рационального мышления (в том числе в ряде случаев — способности образного выражения и воспроизведения мыслей). А вот индивиды, которые были от природы одарены вполне исправно функционирую­щими органами чувств, но в силу уникаль­ного стечения обстоятельств с самого рож­дения были изолированы от человеческого сообщества (такие редкие случаи в науке описаны и изучены), практически теряют способность к познанию.

В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который при­сущ только человеку и не встречается у жи­вотных. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел собственными глазами: едва ли не боль­шая часть его чувственного опыта включает образы, которые почерпнуты из описаний, сделанных другими людьми.

В наш век быстрого развития образования и средств массовой информации эта характер­ная только для человека способность пользо­ваться чувственным опытом других людей, усваивать и передавать общечеловеческий опыт и тем самым раздвигать границы «ви­димого» и «слышимого» мира стала почти неограниченной. В данном факте отчетливо видно значение реального взаимодействия многих и многих людей для формирования чувственного опыта каждого человека. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с его возможностью переда­вать конкретные образы при помощи слов.

Значение языка в познании вообще, в чув­ственном познании в частности огромно. До­статочно сказать, что человек, чьи органы чувств приходят в контакт с каким-либо ма­териальным объектом, уже владеет языком, а значит, и навыками в употреблении понятий, которые вместе с формами языка представ­ляют собой результат аккумуляции, накопле­ния и обобщения предшествующего истори­ческого опыта.

Язык во многом организует и формирует чувственное познание: через язык осуществ­ляется (причем нередко бессознательно, как бы автоматически) подключение отдельных фактов чувственно-эмпирического опыта каждого конкретного человека к знаниям о существенных связях и отношениях того ре­ального мира, в котором живет и действует человек. Каждый человек — уже благодаря тому, что он владеет языком, — практически повседневно опирается на многовековой опыт «обработки» тех чувственных данных, кото­рые он получает при непосредственном стол­кновении с предметами, явлениями, фактами жизни. Речь идет об обработке при помощи понятий, конкретное содержание которых, выраженное в языковой форме, он усваивает, включаясь в общественную жизнь, в систему существующей в его обществе культуры, в систему имеющихся в обществе знаний.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 294 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.