Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Знание, отражение, информация




Как же и на какой основе возникает и раз­вивается знание?

За последние десятилетия в связи со стре­мительной компьютеризацией всех сфер про­изводственной и духовно-культурной дея­тельности резко возрос интерес к природе и сущности информации, так как компьютеры используются для передачи, хранения, коди­рования, декодирования и преобразования информации. На их основе создаются особые базы данных и знаний, используемые для ре­шения многих задач, которые раньше были доступны лишь человеку. В связи с этим по­нятия «знание» и «информация» часто отож­дествляются. В то же время знание рассмат­ривают как высшую форму отражения дей­ствительности. Учитывая, что специфика от­ражения уже рассматривалась, мы обратим здесь внимание лишь на вопрос о том, в ка­ком отношении к этому понятию находятся понятия «информация» и «знание».

Говоря, что субъект А отражает объект Б, мы имеем в виду, что определенные измене­ния в А соответствуют определенным изме­нениям в Б и вызываются ими. Говоря об ин­формации, мы имеем в виду прежде всего особый способ взаимодействия, через кото­рый осуществляется передача изменения от Б к А в процессе отражения, способ, реализу­ющийся через поток сигналов, идущих от объекта к субъекту и особым образом в нем преобразуемых. Уровень сложности и формы информации зависит, следовательно, от каче­ственных характеристик объекта и субъекта, от типа передающих сигналов, которые на самом высоком уровне реализуются в форме языковых знаковых систем. Наконец, говоря о знании, мы имеем в виду именно высший уровень информации, функционирующей в человеческом обществе.

При этом в качестве знания выступает не вся информация, идущая от Б и воспринима­емая А, но лишь та ее часть, которая преобра­зована и переработана А (в данном случае — человеком) особым образом. В процессе пе­реработки информация должна приобрести знаковую форму или выразиться в ней с по­мощью других знаний, хранящихся в памя­ти, она должна получить смысл и значение. Следовательно, знание — это всегда инфор­мация, но не всякая информация — знание. В превращении информации в знание участву­ет целый ряд закономерностей, регулирую­щих деятельность мозга и различных психи­ческих процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему обще­ственных связей, в культурный контекст оп­ределенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Как же осуществ­ляется процесс познания? Из каких звеньев или этапов он состоит? Какова их структура?

Большинство философских систем, сложив­шихся в Новое время, выделяли два основных этапа: чувственное и рациональное познание. Их роль и значение в процессе познания опре­делялись в зависимости от позиции того или иного философа. Рационалисты, например Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант и Гегель, были склонны приписывать решающее значение рациональному познанию, не отрицая значе­ния чувственного познания в качестве меха­низма связи разума с материальным миром. Сторонники эмпиризма, напротив, признава­ли чувственное восприятие главным и даже единственным источником наших знаний. В интеллекте нет ничего такого, утверждал Гоббс, чего бы не было в чувственном воспри­ятии. И эту мысль в еще более резкой форме повторял Локк. Но если все знания, размыш­ляли рационалисты, формируются лишь на основе чувственного восприятия с помощью особых правил или принципов, то откуда бе­рутся сами эти правила или принципы, ведь их нельзя воспринять с помощью органов чувств. Спор этот и в наши дни не утратил сво­ей остроты. Он приобрел особое значение в связи с развитием исследований по созданию «искусственного интеллекта».

В философии Нового времени под рацио­нальностью, как правило, понималась особая, универсальная, всеобщая и необходимая ло­гическая система, совокупность особых пра­вил, определяющая способность человечес­кого ума постигать мир и создавать истинные знания. Декарту, Спинозе и Лейбницу она представлялась особой врожденной способ­ностью. Но откуда же в таком случае берутся ложные, неистинные знания? Откуда берут­ся нерациональные, то есть не обоснованные общепринятой логикой, суждения и взгляды? Каким образом могут возникать противоре­чащие логике суждения, то есть суждения иррациональные, ведущие к разрушению все­го того, что принято считать рациональным, разумным? Рационалисты XVII и XVIII ве­ков отвечали на эти вопросы так: в челове­ческой душе помимо разумного начала существует еще начало эмоциональное и волевое. Эмоции, которые называли также аффектами, или «страстями души»: гнев, радость, тоска, веселье, любовь, ненависть, симпатии и ан­типатии и т. д., могут заставлять человека сознательно или бессознательно отказаться от разумных доказательств, от требований логи­ки рассуждений и привести к искажению ис­тины в угоду чувству, подчинить разум «стра­стям души». Воля в зависимости от постав­ленных целей может содействовать разуму и рациональным действиям, но может вступить с ним и в конфликт, и это создает возможность нерациональных действий и поступков. Вер­ны ли эти рассуждения? Для того чтобы от­ветить на этот вопрос, посмотрим, как в дей­ствительности происходит процесс познания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 552 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2333 - | 2042 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.