Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структура знания. Чувственное и рациональное познание




Глава 6

Познание

· Познание как предмет философского анализа

· Структура знания. Чувственное и рациональное познание

· Теория истины

 

Познание как предмет философского анализа

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение дей­ствительности. Это воспроизведение и со­ставляет суть познавательного отношения к миру. Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необ­ходимую сторону всей системы его отноше­ний к миру, а возможность адекватного вос­произведения реальности—мировоззренчес­кую проблему.

Знание, являющееся результатом познава­тельной деятельности человека, может быть понято как основа идеального плана деятель­ности. Именно реализация идеальных планов деятельности и позволяет провести мост меж­ду сознанием и действительностью, знанием и бытием.

Функционирование знания в качестве ос­новы идеального плана деятельности обеспе­чивает возможность обратных связей от дей­ствительности к нашим знаниям о ней. В ходе осуществления таких связей уточняются, пе­ресматриваются, совершенствуются челове­ческие знания о мире. Знание, таким образом, является не продуктом пассивного созерца­ния действительности. Оно возникает, функ­ционирует и совершенствуется в процессе активной деятельности человека.

Будучи поначалу вплетено в ткань реаль­ной человеческой жизни, познание на опре­деленном этапе развития общества обособля­ется в специализированное духовное произ­водство. Особой формой духовного производ­ства (наряду с искусством и др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие позна­ние факторы, состоит в достижении адекват­ного воспроизведения действительности, без которого невозможны реальная ориентация
человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать знания, являю­щиеся таким адекватным воспроизведением действительности, каковы основания и кри­терии познавательной деятельности, в про­цессе которой возникает и совершенствуется такое знание, — это и составляет мировоз­зренческую природу философского анализа познания. В настоящее время познание изу­чается не только философией. Сейчас проис­ходит интенсивное развитие различных спе­циальных наук, исследующих познание: ког­нитивной психологии (психологии, изучаю­щей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории на­уки, науковедения, социологии знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изуче­ние познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невоз­можно и квалифицированное, успешное фи­лософское исследование познания. Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих про­блем отношения человека к действительнос­ти. Познание является необходимой стороной этого отношения и само может быть понято только в контексте последнего.

Структура знания. Чувственное и рациональное познание

· Знание как система

· Знание, отражение, информация

· Чувственное познание и его элементы

· Специфика и роль чувственного позна­ния общественного человека

· Единство чувственного и рационального в познании

· Понятие как основная форма рацио­нального познания

· Творчество и интуиция

· Объяснение и понимание

Знание как система

Важнейшим для теории познания вопро­сом является вопрос, что такое знание, како­во его строение, как оно возникает. Недаром Гёте писал:

 

 

Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.
На этот счет у нас не все в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,

Как вам известно, с самых давних дней.

«Фауст» (Ч. I. Ночь)

Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что су­ществуют различные типы знаний. Мы зна­ем, например, что такое автомобиль, что та­кое алгоритм, знаем, как поджарить бифш­текс, зачем стоматологу бормашина. В пер­вых двух случаях это знание об объектах: материальном — автомобиле и идеальном — математической функции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи. В четвертом — о полезном свойстве вещи. Осо­бый тип знаний составляют проблемы или задачи, то есть знания о неизвестном. Они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний.

Знания необходимы человеку для ориента­ции в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания — важнейшее средство преобразования действительности. Они пред­ставляют собой динамическую, быстро раз­вивающуюся систему, рост которой в совре­менных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование зна­ний в практической преобразовательной дея­тельности людей предполагает наличие осо­бой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью ка­ких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Так, знания о математических функциях, напри­мер о логарифмической, или знания о свой­ствах цемента и расположении небесных све­тил оказываются полезными и могут быть использованы человеком только при условии, если мы знаем правила вычисления логариф­мической функции, знаем правила изготовле­ния цементирующих растворов, умеем про­кладывать маршрут корабля по расположе­нию небесных светил. Правила, показываю­щие, как на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность, на­зываются правилами деятельности. Знания, таким образом, включены в систему деятель­ности и сами выступают в качестве особых форм, на основе которых формулируются процедуры деятельности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 837 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.