Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Организация маркетинга на кинопредприятии 9 страница




Развитие рыночных отношений

Предпосылки внедрения рыночных отношений в сферу куль­туры и искусства в России начали формироваться в период пере­стройки народного хозяйства.

Однако возможность осуществления творческой и хозяйствен­ной деятельности на рыночных принципах для большинства орга­низаций сферы культуры и искусства оказалась весьма ограни­ченной и проблематичной. Многие самостоятельные организации столкнулись с проблемой выживания, что породило тенденцию к возвращению их под опеку государства или к стремлению полу- Щшгь государственные субсидии. Это повлекло принятие серии законов о государственной поддержке культуры и ее отдельных отраслей (основы законодательства о культуре, законы о телеви­дении, кинематографии, средствах массовой информации и т.д.).

Неустойчивое финансовое положение культуры и искусства в рыночных условиях не является чисто российским феноменом, хотя российские условия внедрения рыночных отношений замет­но отяготили его. Исторический опыт развития культуры и искус­ства многих стран в рыночных условиях позволяет сделать заклю­чение об ограниченном характере действия рыночных регулято­ров в этой сфере деятельности вообще.

Экономическая наука последовательно пыталась спроециро­вать основные экономические теории на сферу культуры и искус­ства. Первоначальные концепции универсальности рыночных ре­гуляторов, превращавших творческих работников в наемных ра­ботников, служащих воспроизводству человеческого фактора про­изводства (позднее — человеческого капитала), оказались не вполне применимыми к сфере культуры и искусства. Вследствие этого возникли теории, признававшие объективную необходимость су­ществования сферы культуры и искусства как отрасли экономи-


ки, и в то же время — невозможность ее коммерческой эксплуата­ции. Это обусловило появление теории принудительного возмеще­ния расходов на содержание культуры через систему налогообло­жения. Теория «социальных товаров», распространенная и в насто­ящее время, выдвигает идею дифференцированного отношения к культуре и искусству как объекту действия рыночных механизмов исходя из социальной значимости отдельных видов услуг культуры и объема платежеспособного спроса населения. Концепция госу­дарственной поддержки сферы культуры и искусства получила за­конченное развитие в работах Д.М. Кейнса, который обосновал необходимость субсидирования для того, чтобы «помочь всем тем, кто стремится достичь высоких стандартов творчества и исполни­тельской деятельности»1. Причины хронической убыточности теат­ров, по мнению ряда американских исследователей, заключены в особенностях производства и потребления их услуг (совпадение процесса производства и потребления, личный контакт творца и зрителя, ограниченный доступ публики на представления, незна­чительные возможности внедрения результатов научно-техничес­кого прогресса в сфере культуры). Эти обстоятельства приводят к медленному росту производительности труда творческих работни­ков, а следовательно — к опережающему росту расходов на услуги по сравнению с получаемыми доходами. Однако доходы театров не могут быть увеличены путем повышения цен на театральные услуги вследствие низкой (или отрицательной) эластичности спроса по цене.

Внедрение технических средств в массовую культуру, появле­ние новых видов экранной и видеокультуры привели к уменьше­нию личных контактов исполнителя и зрителя, безграничному расширению зрительской аудитории, что позволяет подвергнуть сомнению универсальность утверждения о хронической убыточ­ности учреждений культуры, так же, как ранее, возможность все­охватывающего ее рыночного регулирования.

Плодотворным представляется дифференцированный анализ отдельных групп организаций культуры и искусства по степени их включения в рыночную экономику.

В этой связи следует выделить ряд групп учреждений культуры и искусства. Первую из них составляют объекты культурного на­следия нации (памятники культуры, музейные и архивные фон­ды, народное творчество), экспериментальные виды искусства,

1 Цит. по: Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т. Й М., 1991. С. 142.


7. Особенности развития предпринимательства в сфере культуры ______________ 113

которые не могут быть объектом рыночных отношений в силу их высокой социальной значимости, невоспроизводимости и необ-щшмости сохранения для последующих поколений. Вторую группу составляют организации и учреждения культуры и искусства, вхо­дящие в зону ограниченного действия рыночных отношений: орга­низации исполнительского искусства, культурно-массовые учреж­дения (библиотеки, клубы и т.д.). Услуги этих учреждений обес­печивают гарантированные государством стандарты (нормы) куль­турного потребления и поэтому предоставляются населению бес­платно или на льготной основе. Однако эти организации имеют возможность получения дополнительных доходов за счет продажи билетов и предпринимательской деятельности. Третья группа уч­реждений входит в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы ётих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвователей. К ним относятся предприятия аудиовизуальной сферы, шоу-бизнеса, книгопечатания, печатные и экранные средства массовой информации.

Границы между этими группами организаций культуры и ис­кусства подвижны и могут смещаться в результате проводимой культурной политики государства и его экономического потенци­ала, исторических и национальных культурных традиций, потре­бительских предпочтений населения, уровня жизни и платеже-ююсобного спроса, развитости рыночных отношений, наличия Институтов общественных и частных пожертвований.

I

Отношения собственности в сфере культуры

Рыночные отношения в России обусловили появление разно­образных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием Как экономических, так и не­экономических факторов. Среди них наиболее важными представ­ляются следующие:

• отношение государства к сфере культуры, которое реализу­ется в форме государственной культурной политики;

• претензии различных классов, групп населения, религиоз­ных, общественных организаций и движений, политичес­ких партий, ассоциаций производителей и отдельных по­требителей к объектам культуры и их результатам;

• отношение федеральных, региональных (субъектов федера­ций) и местных (муниципальных) органов власти к разви­тию культуры и искусства;


• интерес со стороны коммерческих структур и капитала к куль­туре как сфере бизнеса.

Преобразования собственности начались с принятия ряда обще­известных законов («О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О собственности в РСФСР»), которые легализовали наряду с государственной (федеральной, субъек­тов федераций) и муниципальной собственностью собственность общественных организаций, юридических и физических лиц, в том числе иностранного происхождения, а также смешанные формы соб­ственности. В этот период принимаются законы, имеющие непос­редственное отношение к сфере культуры: закон об авторском праве и смежных правах, регулирующий отношения по созданию и ис­пользованию изображений, открытий, произведений науки, литера­туры и других объектов интеллектуальной собственности, Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», а также законы о средствах массовой информации, о государственной тайне, об экономической поддержке районных (муниципальных) газет, о государственной поддержке российской кинематографии, законы по телерадио- вещанию и ряд других.

Вышеперечисленные законодательные акты и другие норма­тивные документы регулируют формирование отношений собствен­ности, исходя из общественной значимости культурных ценнос­тей и степени их участия в обеспечении определенных государ­ством культурных стандартов потребления, а также возможности их коммерческой эксплуатации.

Если проанализировать организации и виды культурной деятель­ности только с двух позиций — их социальной значимости и коммер^ ческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры включает в первую группу организации государствен­ной (федеральной, субъектов Федерации), муниципальной и ведом­ственной собственности, к которым относятся: библиотеки, клуб­ные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия, цир­ки, объекты культурного наследия (памятники архитектуры, архивы и т.д.), электронные и печатные средства массовой информации.

Вторую группу образуют организации и виды культурной дея­тельности, отражающие идеологию определенных групп, партий, религиозных и иных объединений граждан, ассоциаций и т.п. и являющихся их собственностью.

Третья группа включает коммерческие предприятия культуры. Они выступают, как правило, в форме частной и смешанной соб­ственности. К ним относятся центры досуга, галереи, издатель-


7. Особенности развития предпринимательства в сфере культуры _____________ 115

екая деятельность, книгопечатание, средства массовой информа­ции, аудиовизуальная сфера и некоторые другие.

Особенности приватизации

Основными способами формирования отношений собственно­сти в сфере культуры и искусства в современной России являются:

• приватизация государственной собственности;

• создание новых предприятий, в том числе путем реорганиза­ции существующих организаций.

Приватизация государственной собственности как способ по­вышения разнообразия культурного обслуживания, обогащения культуры за счет привлечения творчески одаренных граждан, ин­теллектуальных, а также материальных ресурсов не получила ши­рокого распространения в России, во-первых, вследствие суще­ствующих ограничений на приватизацию ряда объектов культуры (памятники культуры, объекты культурного наследия, нацио-ральные объекты культуры), во-вторых, в связи с более поздним законодательным оформлением возможности приватизации объек­тов культуры и искусства, которое было осуществлено лишь в 1994— 19.95 гг., за исключением приватизации объектов социально-куль­турного назначения, принадлежащих приватизируемым промыш­ленным предприятиям. Однако поскольку была предусмотрена возможность отказа от объектов социально-культурного назначе-1шя и их передачи органам государственной власти, многие при­ватизируемые предприятия воспользовались ею.

Условиями приватизации государственных организаций куль­туры предусматривалось сохранение основного вида культурной деятельности, обслуживание льготных категорий населения, обес­печение сложившегося числа рабочих мест и социальных гарантий работников. Предполагалось осуществить передачу объектов куль­туры как в коммерческое (частньгм предприятиям), так и в неком­мерческое (общественным организациям) использование.

Приватизация достаточно широко распространилась на изда­тельскую деятельность, печатные и электронные средства массо­вой информации, радиовещание, кулыурно-досуговые центры, галереи и некоторые другие.

Низкая коммерческая привлекательность большинства куль­турно-просветительных учреждений, организаций исполнительс­кого искусства (театры, концертные организации, цирки), кине­матографии, рискованный характер бизнеса в этих сферах сдер­живали приватизацию в области культуры.


В настоящее время 75% организаций культуры находится в федеральной и муниципальной собственности, а также в собствен­ности ведомств и государственных предприятий.

Негосударственные (частные или смешанные) организации культуры охватывают культурно-досуговые центры для молодежи, концертно-развлекательные организации, антрепризы, галереи, издательскую деятельность, средства массовой информации, про­изводство изделий народного промысла, предприятия аудиовизу­альной сферы, включая телевидение, радиовещание, кинемато­графию (в особенности кинопрокат), производство аудиовизуаль­ной продукции, а также ее материальных носителей (кассеты) и технических средств воспроизведения (видеомагнитофоны, теле­визоры, компакт-диски и т.д.).

Подавляющая часть предприятий инфраструктуры рынка куль­турных ценностей, ремонта и обслуживания оборудования, а так­же консалтинговой, менеджерской, продюсерской, аудиторской деятельности находится в частной собственности.

Процесс формирования отношений собственности в сфере куль­туры не завершен. Отечественные и мировые тенденций позволяют предположить, что отношения собственности в этой сфере в бли­жайшее время будут меняться следующим образом. Стабильной будет оставаться государственная собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако возможное развитие клубов по инте­ресам может увеличить долю общественных образований), зоопар­ки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные организации/ Однако возможен некоторый рост частных организаций исполни­тельского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса.

По мере выхода страны из экономического кризиса, повыше^ ния уровня доходов населения, а также выхода из творческого й экономического кризиса кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа филь­мов, в том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии.

Аудиовизуальная сфера в целом, включая производство и рас­пространение аудиовизуальной продукции и ее материальных но­сителей, технических средств воспроизведения, ее инфраструкту­ру, является наиболее перспективной для внедрения частной соб­ственности.

Следует ожидать увеличения числа учреждений культуры и особенно средств массовой информации, находящихся в собствен­ности частного капитала, политических партий и движений.


7, Особенности развития предпринимательства в сфере культуры ______________ 117

Общая оценка степени рыночных преобразований в сфере куль­туры и искусства может быть охарактеризована показателями со­отношения объемов рыночных и нерыночных услуг, коммерчес­ких предприятий и бюджетных организаций, численностью заня­тых в них работников, а также долей платных услуг культуры в общем объеме платных услуг.

Динамика соотношения рыночных и нерыночных услуг куль­туры и искусства в России, исчисленных в текущих ценах, пока­зывает тенденцию увеличения рыночного сектора услуг. Так, с 1990 по 1997 г. доля рыночных услуг культуры и искусства в об­щем их объеме увеличилась с 5,6 до 15,6%. Этот показатель вклю­чает рыночные услуги, произведенные как государственными и -муниципальными, так и негосударственными (частными, обще­ственными) организациями культуры и искусства.

Доля услуг, оказанная предпринимательским сектором в 1997 г., составила 4% всего объема рыночных услуг. В то же время коли­чество частных предприятий составило 18,1% общего количества зарегистрированных организаций культуры и искусства, с долей Занятости — 16,1%'. В 1998 г. насчитывались 54 предприятия с участием иностранного капитала и числом занятых — 26 тыс. ра­ботников. В 1995 г. было зарегистрировано 3626 организаций куль­туры и искусства (9% общего количества), находящихся в соб­ственности общественных организаций2. Следовательно, основной объем услуг культуры и искусства был создан государственными учреждениями, доля которых составила около 75% общего коли­чества. Для сравнения заметим, что в структуре собственности в промышленности доля частных предприятий составляет 73,2%, общественных организаций — 5,7%, государственных — 6,1% и прочих, включая иностранные, — 8,7%. Это свидетельствует, во-первых, об отставании процессов рыночных преобразований в сфе­ре культуры и искусства, во-вторых, об относительно более низкой эффективности частных предприятий, что вытекает из сопоставле­ния показателей объемов услуг и числа предприятий. Впрочем, последнее может быть объяснено несоответствием между зарегист­рированными и реально функционирующими предприятиями куль­туры частного сектора. Но это может свидетельствовать также о потенциальной возможности роста объема рыночных услуг част­ного сектора; такая тенденция представляется весьма вероятной.

' Рассчитано по: Российский статистический ежегодник 1997 г. М., 1998. С. 50—

57, 348.

2 Там же. С. 13.


Таким образом, предпринимательство в сфере культуры со­временной России развивается крайне неравномерно: в зависи­мости от видов производимых культурных благ и услуг, их соци­альной значимости, коммерческой привлекательности, действу­ющих законодательных норм по приватизации. В большинстве организаций культуры предпринимательство играет вспомогатель­ную роль, выступает в форме коммерциализации этих организа­ций и учреждений.

Контрольные вопросы к разделу II

1. В чем заключается сущность предпринимательства?

2. Что следует понимать под термином «субъект предприниматель­ской деятельности»?

3. Какие виды предпринимательской деятельности вам известны?

4. В чем состоят основные проблемы развития малого бизнеса?

5. Какова сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса?

6. В чем суть форм и методов государственной поддержки малого би­знеса в России?

7. Какие существуют основные организационно-правовые формы коммерческих предприятий?

8. Охарактеризуйте особенности различных видов товариществ.

9. Каковы основные,особенности функционирования акционерных обществ?

 

10. В чем заключаются правовые основы организации унитарных пред­приятий?

11. Какие виды культурной деятельности наиболее перспективны для развития предпринимательства?

12. Может ли быть приватизировано федеральное унитарное пред­приятие «Госфильмофонд»?


РАЗДЕЛ

III

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ШСФЕРЫ


ГЛАВА

МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ

8.1. Отраслевая организационная структура

Условия хозяйствования и соответствующие им организаци­онно-экономические формы предприятий в аудиовизуальной сфере формируются под воздействием ряда противоречивых факторов. Конкретные организационно-экономические и организационно-правовые формы хозяйствования зависят прежде всего от целей и задач, которые ставят перед ними, с одной стороны, учредители, а с другой — организаторы и создатели культурных ценностей, а также от внутренних закономерностей развития культурной дея­тельности и применяемых технологий. Совместимость этих це­лей, задач и технологий с системой экономических отношений, с наличием всего объема экономических и интеллектуальных ре­сурсов и системой правовых норм, регулирующих условия и фор­мы хозяйствования (их форм, типов, образцов), определяют ха­рактер организационно-экономического и правового механизма в аудиовизуальной сфере, который включает состав организаций отрасли, создающих конечный продукт отрасли (аудиовизуальную продукцию) и их структуру, с одной стороны, и механизм функ­ционирования каждой из этих организаций, с другой.

Организационные преобразования в отраслях аудиовизуальной сферы начались в 1980-е годы с целью поиска новых методов хо­зяйствования и увеличения объема и разнообразия услуг и това­ров культурного назначения. В этот период на базе государствен­ных учреждений культуры появилось множество относительно самостоятельных любительских объединений, клубов по интере­сам, творческих студий, молодежных центров, кооперативов.

Так, в 1990-е годы существовало около 900 театров-студий, по­явились коммерческие структуры в области продюсерской дея­тельности, в то же время в кинематографии при киновидеообъе-динениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры, обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и


работавшие на договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом, предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться к рыноч­ным условиям хозяйствования превратились в юридически само­стоятельные частные или государственные организации.

Одновременно шел процесс создания новых организаций в сфере культуры и прежде всего в аудиовизуальной сфере. В кон­це 1980-х годов наряду с традиционными государственными ки­ностудиями были созданы 100 студий нового типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств кинотехники. Кино­прокатные организации получили самостоятельность, были соз­даны 130 киновидеообъединений, в которые первоначально вхо­дили и кинотеатры.

В эти же годы возникает сеть государственных, кооператив­ных и частных организаций видеопроката. Количество видеосало­нов, кафе с видеопоказом, видеотек и других подобных заведений составило, по оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом до 12 млрд руб. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 г. разрешило организацию и проведение развле­кательных программ, платных творческих вечеров, развитие досу-говых центров с использованием видеопроката. Наряду с легально работающими организациями видеопроката возникает обширная нелегальная сеть по тиражированию, прокату и продаже контра­бандной видеопродукции. В 1986 г. было создано Всесоюзное про­изводственно-творческое объединение «Видеофильм» и возникла государственная сеть, состоявшая из 2500 видеотек и видеозалов.

В результате происходящих в кинематографии процессов в 1996 г. организационная структура аудиовизуальной сферы состояла из 38 государственных киностудий, большинство из которых распола­гало производственными мощностями, и 200 независимых студий частных и смешанных форм собственности. Независимые студии, *зак правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных мощностей, зданий и сооружений и располага­ются поэтому на государственных киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование.

В 1995 г. в стране функционировали 328 организаций, зани­мающихся дистрибуцией и демонстрацией экранных произведе­ний, 72 организации, оказывающие кино- и рекламные услуги, 52 предприятия, производящие оборудование и материалы для кинематографии.

В 1997 г. из 57 снятых полнометражных художественных филь­мов 33 были произведены при государственной поддержке, а ос-


122 III. Организационно-экономические основы развития аудиовизуальной сферы

тальные — независимыми киностудиями; из 113 неигровых филь­мов при государственной поддержке сняты 64 фильма1. В 2001 г. организационная структура кинематографии включала 78 государ­ственных предприятий, в том числе 36 филъмопроизводящих кино-и киновидеостудий, Российскую государственную компанию «Рус­ское видео», 4 кинокопировальные фабрики, один фильмокомби-нат, 6 заводов, связанных с производством и ремонтом кинообо­рудования, 6 научно-исследовательских и проектных институтов, 9 журналов, предприятие Союзкиносервис, Всероссийскую хозрас­четную компанию «Совэкспортфильм*у Межрегиональный центр «Союзкинорьшок», центральную сценарную студию, генеральную дирекцию международных кинофестивалей «Интерфеет», экспорт­ную фильмобазу, а также распорядительную дирекцию, Управле­ние зданиями Госкино России, государственное предприятие «Уни­версал кино»2. 36 организаций имели правовой статус государствен­ного унитарного предприятия, 6 — федерального государственного унитарного предприятия и 36 — государственного предприятия.

В кинопрокате изменения собственности происходили за счет новых прокатных организаций, чему способствовало массовое проникновение зарубежной кинопродукции, позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно большого зрительского спроса достаточно успешно работать на российском кинорынке. В 1996 г. система кинопроката включала 6 государственных (фе­дерального уровня) кинопрокатных организаций и 115 частных киновидеопредпринимательских предприятий. В 1999 г. региональ­ный уровень был представлен 90 региональными киновидеопро-катными организациями и 191 межрайонным отделением кино­проката. Кинопоказ осуществлялся в основном в государственных (муниципальных) кинотеатрах, которых в стране насчитывалось 1900, а также в 3304 видеозалах и видеосалонах в некоторых круп­ных городах страны3.

В настоящее время наблюдается также тенденция сотрудниче­ства федеральных и региональных органов в реализации культур­ных программ и проектов. Так, кинообслуживание населения осу­ществляется путем создания центров российской кинематографии (ЦРК). В частности, уже сформированы 24 ЦРК, заключены со­глашения о создании ЦРК в 59 субъектах Федерации. В 1999 г. из федерального бюджета было выделено 13 045 тыс. руб. в качестве

1 Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М, 1998. С. 320.

2 Кинопроцесс (бюллетень российской кинематографии). 2001. № 2. С. 55—57.

3 Россия в цифрах. Официальное издание. М.: Госкомстат России, 2000. С. 232.


финансовой поддержки на формирование и пополнение 55 ЦРК и 40 кинопрокатным организациям. В этом году господдержка проката и продвижения фильмов, их тиражирования и рекламы была оказана 34 отечественным игровым фильмам1.

Все большую поддержку получает идея развития государствен­ных Организаций по прокату и показу фильмов. В проекте кон­цепции формирования и развития кинопроката и кинопоказа2 от­мечается, что передача кинотеатров из единого управления в му-«иципальную собственность привела к сокращению киносети на 37%, а доля отечественных фильмов составила не более 10% об­щего их количества. Отмечается также низкая экономическая эф­фективность муниципальных кинотеатров. Так, валовой доход 1500 кинотеатров составил 30 млн долл., в то время как несколько десятков крупнейших кинотеатров получили валовой доход 40 млн долл. в год. Необходимость воссоздания на новой организацион­но-экономической основе государственной сети киновидеопро­ката и киновидеопоказа в представленном проекте обусловлива­ется низкими объемами деятельности существующей сети и не­возможностью ее самофинансирования.

В киноотрасли существует также ряд государственных учреж­дений, занимающихся подготовкой кадров, имеются негосудар­ственные образовательные структуры. Существует несколько не­коммерческих организаций и фондов. Однако большая часть орга­низаций является внебюджетными и либо существует в форме го­сударственных и муниципальных унитарных предприятий, либо является частными организациями. _л

В российской системе телерадиовещания функционируют го­сударственные (федеральные, региональные и муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 г. в стране были выданы 2000 лицензий на право телерадиовещания. В на­стоящее время действуют около 300 государственных и 500 част­ных вещателей. Среди государственных компаний более 10 феде­ральных и 92 региональных, что составляет 5,2% общего количе­ства зарегистрированных вещателей.

Крупнейшими государственными телерадиокомпаниями Рос­сии являются РТР и Радио России, охватывающие вещанием боль­шую часть населения. Основная часть эфирного и кабельного те­левидения находится в негосударственной (частной, акционерной),

1 Российская кинематография. 1999 г. М., 2000. С. 9—10.

2 СК Новости. 2000. № 38 (74).


а также смешанной собственности. Кроме того, в России работает свыше 20 телерадиовещательных станций, представляющих инос­транную собственность и охватывающих около 9,5 млн семей.

Развитие организационных структур в аудиовизуальной сфере зависит1 от соотношения внешних и внутренних факторов, внеш­ней и внутренней среды, в которой осуществляет свою творчес­кую и хозяйственную деятельность организация.

Выделим основные группы факторов внешней и внутрен­ней среды.

1. Факторы внешней среды:

1.1. Уровень доходов населения и платежеспособного спро­са на культурные блага и услуги.

1.2. Ограничения, возникшие в ходе предшествующих пре­образований организации.

1.3. Существующая правовая регламентация организацион­но-экономической деятельности (регистрация, лицензи­рование, авторские и смежные права и т.д.).

1.4. Источники поступления финансовых средств, условия их получения, использования и отчетность, в том числе:

 

1.4.1. Бюджетные средства, средства от учредителей, до­ходы от основной деятельности, спонсорские по­ступления, налоговые, таможенные, арендные и прочие льготы.

1.4.2. Бюджетозамещающие источники (от продажи та­бачной и алкогольной продукции, казино, продажи аудиовидуального оборудования и материалов и т.д.).

1.4.3. Возможность вовлечения культурного наследия и культурных ценностей в экономический оборот.

1.4.4. Встречные дотации: взаимодействие бюджетов раз­ных уровней.

1.5. Глобализация и ее последствия:

1.5.1.Степень и уровень зависимости от зарубежной кон­куренции, поставок импортного оборудования, ма­териалов, технологий.

1.5.2.Степень интегрированности в муждународный куль­турный рынок, экспортные возможности.

1.5.3.Государственная защита отечественного произво­дителя.

2. Факторы внутренней среды:

2.1. Характер и масштабы финансовых ресурсов, необходимых для реализации культурных проектов.


 

2.2. Наличие квалифицированных продюсерских, менеджер­ских, творческих и технических кадров.

2.3. Наличие оборудования, технологий, производственных помещений.

2.4. Организационный уровень.

2.5. Уровень организационно-экономических партнерских связей, специализации и кооперирования.

2.6. Эффективность использования современных рыночных инструментов; связи с потребителем, организация мар­кетинга и сбыта.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 415 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2228 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.