Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Общественное мнение и разговор 10 страница




Нет. Ответить утвердительно можно только, приняв без дока­зательств банальную неосновательную гипотезу, по которой язы­ки и религии, творения, без сомнения, гениальные, были само­родным и бессознательным созданием масс, и, что особенно за­мечательно, не организованных масс, а нестройных скопищ. Здесь не место обсуждать это слишком легкое решение капи­тального вопроса. Оставим в стороне то, что происходило в дои­сторические времена. Но можно ли в исторические времена ука­зать изобретение, открытие, верную инициативу, которыми бы мы были обязаны этому безличному существу, — толпе? Нет. То, что в революциях было чисто разрушительного, толпа может приписать себе, по крайней мере отчасти, но что основали они, что в действительности открыли такого, что до или после них не было постигнуто и предусмотрено людьми высшими, как Лютер,



Г. Тард «Мнение и толпа»


Толпы и преступные секты



 


Руссо, Вольтер, Наполеон? Пусть мне укажут армию, даже наи­лучшего состава, которая сама собою создала бы план кампании, замечательной или хотя бы посредственной; пусть мне укажут военный совет, который при задумываний, я не говорю уже при обсуждении какого-нибудь маневра, мог бы сравниться с умом, самым посредственным, главнокомандующего. Встречал ли кто-нибудь художественный шедевр в живописи, скульптуре или ар­хитектуре, наконец даже эпопею, которые были бы задуманы и исполнены коллективным вдохновением десяти, ста поэтов или художников? Так фантазировали насчет Илиады в известную эпоху дурной метафизики; теперь смеются над этим. Все гениаль­ное индивидуально, даже в деле преступлений. Нет преступной толпы, нет такой ассоциации преступников, которые изобрели бы новый способ убийства или грабежа; гениальным убийцам и ворам обязаны мы тем, что искусство убивать и грабить ближне­го поднялось, достигло нынешнего совершенства.

От чего зависит указанное несходство? Почему социальным группам несвойственно высокое умственное развитие, тогда как им доступно высокое и сильное развитие воли и даже добродете­ли? Причина этого несходства заключается в том, что поступок добродетельный, даже самый героический, сам по себе есть нечто весьма простое и отличается от обыкновенного нравственного поступка только степенью; в самом деле, сила единства, которое получается в собраниях людей, где чувства и мнения усиливают­ся, благодаря многочисленным точкам соприкосновения, есть сила по преимуществу количественная. Но произведение гения или таланта имеет всегда сложный характер и отличается по самой природе, не только по степени, от обыкновенного умствен­ного акта. Здесь дело заключается не в том, чтобы воспринять и запомнить что попало, приноровляясь к известному типу, а в том, чтобы создать новые комбинации из восприятий и образов, уже известных. На первый взгляд, может показаться, что де­сять, сто, тысяча умов, соединившихся вместе, более способны, чем один, охватить все стороны какого-нибудь сложного вопроса; и эта иллюзия столь же непреоборима и обаятельна, сколько глубока. Во все времена народы, наивно проникнутые этим предрассудком, в тревожные минуты своей жизни ждали от ре­лигиозных и политических собраний исцеления от зол. В сред­ние века это были соборы, в новое время — генеральные штаты, парламенты. Вот какой панацеи ищут больные массы. Из этой же ошибки вытекает вера в суд присяжных, постоянно обманы­вающая и постоянно вновь возрождающаяся. В действительнос-


ти это не просто собрания лиц; это скорее корпорации, вроде больших религиозных орденов, или гражданских или военных ополчений, которые иногда отвечали потребностям народов. Сле­дует при этом заметить, что даже в форме корпораций, коллек­тивные группы бессильны создать что-нибудь новое. Так бывает независимо от того, насколько дееспособен социальный меха­низм, в который вовлечены индивидуумы.

В самом деле, возможно ли, чтоб одновременно по сложности и эластичности своей структуры он равнялся мозговому орга­низму, этой несравненной армии нервных клеточек, которую каждый из нас носит в своей голове? Пока хорошо сотворенный ум стоит выше парламента, даже наилучшим образом устроенно­го, в отношении быстроты и верности функционирования, быст­рого впитывания и выработки многообразных элементов, тесной солидарности бесчисленных действующих сил, до тех пор будет чистым ребячеством, хотя правдоподобно a priori и извинитель­но, рассчитывать, что мятежи и совещательные органы могут скорее вывести страну из затруднительного положения, чем один человек. В самом деле, всякий раз, когда страна переживает один из тех периодов, в которые она чувствует настоятельную потребность не только в великой отзывчивости сердца, но и в великих способностях ума, всякий раз является необходимость в единоличном управлении, в форме ли республиканской, или мо­нархической, или с парламентской окраской. Не раз раздавались протесты против этой необходимости, которая казалась пережи­ванием, и причины которой тщетно доискивались. Может быть намек на ее скрытую причину заключается в выше приведенных соображениях.

Они могут также помочь точно определить, в чем состоит от­ветственность вождей в действиях, совершенных группами, ко­торыми руководят эти вожди. Собрание, ассоциация, толпа или секта имеют лишь ту идею, которая им внушена; эта более или менее разумная идея, указание на то, какую преследовать цель, какие употреблять средства, может сколько угодно распростра­няться из ума одного человека по умам всех, и она все-таки ос­танется одной и той же. Тот, кто внушал ее, отвечает за ее непо­средственные следствия. Но возбуждение, которое соединяется с этой идеей и которое распространяется вместе с ней, не остается одинаковым при своем распространении; интенсивность этого возбуждения растет наподобие математической прогрессии, и то, что было умеренным желанием или нерешительным мнением у виновника этой пропаганды, у того, например, кто первый внушил




Г. Тард «Мнение и толпа»


r


Толпы и преступные секты



ЭДИК


 


рискованное подозрение против известной категории граждан, то быстро превращается в страсть и убеждение, ненависть и фана­тизм в массе, склонной к брожению, куда попало зерно. Сила возбуждения, двигающая толпой и доводящая ее до последней крайности в отношении как добра, так и зла, является в значи­тельной доле ее собственным делом; она — результат взаимного разгорячения этих людей, которые собираются вместе, видя каж­дый в другом свое отражение. Возлагать на вождя толпы ответ­ственность за все преступления, к которым влечет ее это крайнее возбуждение, было бы столь же несправедливо, как приписывать этому вождю всю заслугу великих дел патриотического самопо­жертвования, великих подвигов самоотвержения, порожденных тем же лихорадочным возбуждением. От вождей толпы или мя­тежа всегда можно требовать ответа за то коварство и искусство, которые проявила толпа при совершении своих убийств, грабе­жей и пожаров, но не всегда они ответственны за ярость и коли­чество бед, причиненных преступной заразностью толпы. Гене­ралу одному следует воздать почет за его план кампании, но не ему принадлежит почет за храбрость его солдат. Я не говорю, что этого различия достаточно для решения всех возникающих при этом вопросов об ответственности; я хочу сказать, что его нужно иметь в виду при разрешении их.

II

Как с интеллектуальной, так и с других точек зрения, необхо­димо установить заметные отличительные признаки между раз­ными формами социальных группировок. Не станем останавли­ваться на тех, которые заключаются просто в материальном сближении. Прохожие на многолюдной улице, путешественники, сошедшиеся, даже густо набившиеся на пакетботе, в вагоне, за табльдотом, молчащие или не связанные общим разговором, группируются физически, а не в общественном смысле слова. То же сказал бы я о крестьянах, скопившихся на ярмарке, пока они ограничиваются только заключением торговых сделок меж­ду собою, они преследуют каждый в отдельности свои различ­ные, хотя исходные цели, не устраивают коопераций для одного общего дела. Все, что можно сказать о них, это то, что они носят в себе способность к социальному группированию в той мере, в какой их предрасполагает к более или менее тесному, в случае надобности, соединению сходство языка, национальности, рели­гии, класса, воспитания, всякое сходство социального происхо-


ждения, т. е. всякое сходство, обусловленное распространением через подражание какого-нибудь элемента, исходящего от перво­го изобретателя, анонимного или известного. Стоит, чтобы про­изошел на улице динамитный взрыв, стоит, чтобы возникла опасность крушения судна или поезда, чтобы вспыхнул пожар в отеле, распространилась на ярмарке какая-нибудь клевета про­тив заподозренного барышника, — и тотчас же эти способные к ассоциированию индивидуумы соединяются для стремления к общей цели под давлением общего возбуждения.

Тогда сама собою рождается первая ступень ассоциации, ко­торую мы называем толпой. Через ряд посредствующих ступеней от этого примитивного агрегата, летучего и аморфного мы под­нимаемся к толпе организованной, имеющей иерархическое раз­деление, продолжительную и регулярную жизнь, словом, к той толпе, которую мы называем корпорацией в самом широком смысле этого слова. Самое широкое выражение той и другой -церковь и государство. Заметим даже, что церкви и государства, религии и нации в периоды своего сильного роста всегда имеют тенденцию осуществить корпоративный тип, монастырский или полковой, к счастью никогда не достигая его вполне. Их истори­ческая жизнь проходит в том, что они раскачиваются между тем и другим типом, дают попеременно то идею огромной толпы, как варварские государства, то идею великой корпорации, как Франция эпохи Людовика Святого. Это же происходило с тем, что называлось корпорациями при старом режиме; в обычное время они были корпорациями в гораздо меньшей степени, чем рабочие федерации, эти действительные маленькие корпорации, властно управляемые, каждая в отдельности, своим главой. Но когда общая опасность собирает вместе всех рабочих одной про­мышленной отрасли для общей цели, такой, например, как вы­игрыш процесса, тогда, вроде того, как это бывает с гражданами одной нации во время войны, федеративная связь немедленно скрепляется, и вперед пробивается одно правящее лицо. В про­межутке между моментом этой совместной единодушной работы, деятельность ассоциации среди соединенных рабочих ограничи­вается преследованием какого-нибудь экономическаго или эсте­тического идеала; точно также, как в промежутке между войнами вся национальная жизнь граждан сводится к заботе об известном патриотическом идеале. Современная нация, благодаря продолжи­тельному влиянию эгалитарных идей, имеет тенденцию снова стать большой сложной толпой, которую направляют, в большей или меньшей степени, национальные или местные вожаки.



Г. Тард «Мнение и толпа»


Толпы и преступные секты



 


Но потребность в иерархическом строе среди разросшихся об­ществ стала до того сильна, что по мере их демократизации, как это ни странно, им порою все более и более приходится прини­мать военную организацию, укреплять, усовершенствовать и рас­ширять ту по преимуществу иерархическую и аристократичес­кую организацию, которая называется армией, не говоря уже об администрации, этой второй огромной армии; и этим путем, они, быть может, готовятся по миновании воинственного периода, под эгидой мира, промышленности, науки и искусства облачиться в корпоративную оболочку, чтобы стать огромной мастерской.

Между двумя указанными крайними полюсами можно помес­тить некоторые группы, имеющие временный характер; но их состав набирается по установленным правилам, или они подчи­нены известному краткому уставу. Сюда относятся: суд присяж­ных, некоторые обычные собрания, преследующие цели удоволь­ствия, литературные салоны XVIII века, версальский двор, теат­ральная аудитория, которая, несмотря на несерьезный характер своей цели и своего общего интереса, связана строгим этикетом, имеет определенный иерархический строй с различием мест; сюда относятся, наконец, литературные и ученые общества, ака­демии, которые являются скорее собраниями взаимно обмени­вающихся талантов, чем группами вместе занимающихся работ­ников. К разновидностям корпорации мы причисляем членов заговора и так часто встречающиеся преступные секты. Парла­ментские собрания занимают особое место; это скорее сложные и противоречивые толпы, толпы, так сказать двойственные — дву­главые, как говорят, чудовища - - где с беспорядочным боль­шинством борются одна или несколько составивших коалицию групп меньшинства, и где, вследствие этого, по счастью нейтра­лизуется до известной степени зло единодушия, эта великая опасность, присущая толпам.

Но в форме ли толпы или корпорации, всякая настоящая ас­социация в одном отношении всегда сохраняет одинаковый ха­рактер: ее всегда в большей или меньшей степени создает и ве­дет вождь, явный или сокрытый; он довольно часто скрыт от нас, когда дело идет о толпах; он всегда заметен и бросается в глаза, когда мы имеем дело с корпорациями. С момента, когда масса людей начинает трепетать общим трепетом, одушевляется и идет к своей цели, можно утверждать, что какой-нибудь вдох­новитель или вожак, или группа таких вдохновителей, вожаков, среди которых один является активным ферментом, вдохнули в эту толпу свою душу, вдруг ставшую грандиозной, искаженной,


чудовищной; и сам вдохновитель нередко первый бывает пора­жен и охвачен ужасом. Подобно тому, как всякая мастерская имеет своего руководителя, всякий монастырь — своего настояте­ля, всякий полк — своего командира, всякое собрание — своего председателя, или, вернее, всякая фракция собрания - - своего лидера, точно так же всякий оживленный салон имеет своего ко­рифея в разговоре, всякий мятеж — своего вождя, всякий двор -своего короля, или князя, или князька, всякая клака — началь­ника клаки. Если театральная аудитория имеет, до известной сте­пени, право считаться чем-то вроде ассоциации, то это именно тогда, когда она аплодирует, потому что она подчиняется толчку, который дан первым хлопком, являясь отражением этого импуль­са, а также тогда, когда она слушает, потому что она подчиняется внушению автора, выраженному устами говорящего актера. Та­ким образом, везде, явное или скрытое, царит различие между вожаком и ведомыми, различие, столь важное в вопросе об ответ­ственности. Это не значит, что воля всех исчезла перед волей од­ного; эта последняя, -- она впрочем также внушена, она -- эхо внешних и внутренних голосов, по отношению к которым она служит только сгущенным и первым выражением, - - для того, чтоб импонировать другим, должна делать им уступки и льстить им для того, чтобы вести их. Так бывает с оратором, который не упустит случая принять меры ораторского искусства, с драматиче­ским автором, который должен всегда уступать предубеждениям и меняющимся вкусам своих слушателей, с лидером, который дол­жен ладить с своей партией, даже с тем же Людовиком XIV, ко­торый поневоле сообразуется с своими придворными.

Впрочем, мысль эту следует понимать различно, смотря по тому, идет ли дело о собраниях, образовавшихся самопроизволь­но, или об организованных собраниях. В последнем случае, одна воля, чтобы занять господствующее положение, должна, при своем появлении, согласоваться, до известной степени, со склон­ностями и традициями тех, чья воля подчиняется. Но раз поя­вившись, эта воля одного выполняется тем вернее, чем искуснее организация данной корпорации. Когда же дело касается толпы повелевающей, воле нет необходимости согласоваться с тради­циями, которые не существуют. Она даже может заставить себе повиноваться, хотя бы между нею и склонностями большинства было только слабое согласие; но, сообразуясь или нет, она всегда выполняется плохо и искажается в то время, как оказывает дав­ление. Можно сказать, что признаками, по которым различаются все формы ассоциации, служат:



Г. Тард «Мнение и толпа»


Толпы и преступные секты



 


1) способ, которым одна мысль или одна воля среди тысячи
других становится руководящей, условия соревнования
мыслей и воль, из которых она выходить победитель­
ницей;

2) большая или меньшая возможность, которая открывается
распространению руководящей мысли, руководящей воли.

Так называемая демократическая эмансипация стремится всем открыть доступ к интересующему нас соревнованию, которое сначала ограничивается известными категориями лиц, постепен­но затем расширяющимися. Но всякое усовершенствование со­циальной организации, в демократической или аристократиче­ской форме, дает в результате возможность индивидуальному намерению, обдуманному и связно построенному, входить в умы всех членов ассоциации в более чистом виде, с меньшими иска­жениями, более глубоко, путями, более надежными и краткими. Глава бунта никогда не располагает вполне своими людьми, ге­нерал почти всегда располагает своими; руководство первого идет медленными и окольными путями, благодаря тысячам ук­лонений, второй действует прямо и быстро.

III

Несмотря на приведенные выше соображения, мысль о том, что роль вожаков, по крайней мере по отношению к толпе, является универсальной и весьма важной, оспаривалась и оспаривалась энергично1. В самом деле, есть толпы, не имеющие явного вож­дя. В стране свирепствует голод, со всех сторон подымаются ис­томленные голодом массы, требуя хлеба; по-видимому, вожака нет; единодушие рождается само собою. Вглядитесь однако по­пристальней. Все эти волнения вспыхнули не сразу; подобно пороховому приводу, они начались от первой искры. Первая вспышка началась где-нибудь в местности, более других постра-

1 На брюссельском Конгрессе уголовной антропологии в августе 1892 года, один русский ученый делал нам подобные возражения, ссылаясь на аграрные волнения во время недорода. Затем один итальянский уче­ный доктор Бианки, на которого мы скоро сошлемся, приводил в воз­ражение нам аналогичные факты. В ответ на это я могу указать, что положение, развиваемое здесь мною, уже раньше в 1882 году доказы­вал замечательный русский писатель Михайловский в журнале «Оте­чественные Записки».


давшей и склонной к взрыву, в местности, где больше работали агитаторы, явные или скрытые, давшие сигнал к мятежу. Далее взрыв последовал в соседних местностях, и новым агитаторам предстояло уже меньше дела, благодаря их предшественникам, и так от одного места к другому распространяется их деятель­ность, через подражание одной толпы другой толпе, распростра­няется с постоянно растущей силой, которая вместе с тем ослаб­ляет значение местных вожаков, до тех пор, пока, наконец, дея­тельность руководителей не скроется совершенно от глаза, в особенности когда народный циклон перешел далеко за пределы, в которых он имел raison d'etre, за пределы области недорода. Странно, по крайней мере для того, кто не признает могущества за силой подражания, что самопроизвольность в мятежах тем полнее, чем менее она мотивирована. Именно это упускает из виду итальянский писатель, который в возражение нам ссылает­ся на агитацию в верхней части Миланской области в 1889 году. Во время ряда этих мелких сельских бунтов он заметил, что не­которые из них зародились почти сами собою; что, однако, удив­ляет его, так как он признает, что причина, выставленная аги­тацией, была недостаточна для ее оправдания. Жалобы на собст­венников по поводу контрактов не заключали в себе ничего серьезного, и если год был плохим, то ввоз произведений новой промышленности отчасти вознаградил за недород. Как же при подобных условиях можно думать, что эти итальянские крестья­не восстали сами собою, без всяких побуждений извне или из­нутри или, вернее, извне и изнутри одновременно? Он должен был дойти до первой из этой вспышек, чтоб убедиться, что на­родное недовольство, бывшее местным и частным, прежде чем распространиться и стать общим, не родилось единым, что здесь, как это бывает во время пожаров, были свои зажигатели, из фермы на ферму, из корчмы в корчму разносившие клевету, злобу и ненависть. Именно они дали глухому брожению, вы­званному ими, эту точную формулировку: «Собственники не хо­тят смягчить арендных контрактов; чтобы принудить их к это­му, необходимо внушить им страх». Все средства были указаны: скопление толпами, крики, пение угрожающих песен, битье сте­кол, грабежи и пожары. Для агитатора, раз действует сила за­ражения, требуется немного труда, чтобы толпу в две-три сотни крестьян или крестьянок, по окончании обедни или вечерни, склонить к подобного рода манифестациям. Ему нужно только швырнуть камнем, испустить крик или затянуть песню, - - не­медленно все последуют за ним; а нам скажут потом, что волнение



Г. Тард «Мнение и толпа»


Толпы и преступные секты



 


началось само собою. Между тем, инициатива этого человека бы­ла безусловно необходима.

При беглом взгляде все беспорядочные сборища вытекающие из одной первой вспышки и тесно примыкающие одно к друго­му, это обычное явление -революционных кризисов, — можно считать одной общей толпой. Таким образом, существуют слож­ные толпы, как в физике - - сложные волны, ряд волнистых групп. Если стать на эту точку зрения, мы увидим, что не быва­ет толпы без вожака; мы увидим, кроме того, что, если, идя от первой из этих составных толп к последней, значение второс­тепенных вожаков уменьшается, то значение первоначальных вожаков все возрастает, увеличиваясь с каждой новой сумяти­цей, которая порождается предшествующей, путем заражения на расстоянии. Эпидемии стачек служат тому доказательством. Пер­вая стачка несомненно та, в которой недовольство имело наибо­лее серьезный характер, и которая, вследствие этого, более всех других должна бы возникать сама по себе; эта первая стачка всегда вырисовывает пред нами личность агитаторов; следующие за нею стачки, хотя порою лишены всякого смысла и толку -как это обозначилось среди рабочих, двигающих жернова в Пе-ригоре, которые просто хотели стать модными — эти следующие стачки производят впечатление взрывов, происшедших без по­мощи фитиля; можно было бы сказать, что они производят вы­стрел сами, одни, подобно плохим ружьям. Впрочем, я признаю, что мало подходит имя вожаков сюда, в применении к простым смутьянам, которые без определенного желания, полубессозна­тельно нажали курок ружья. Я беру пример из недавнего време­ни у доктора Бианки: «В одной деревне в исходе марта месяца народ, который, как нам известно, был уже чрезмерно возбуж­ден, заметил полицейских агентов, явившихся для надзора за ним; вид этих агентов привел народ в крайнее раздражение; по­слышались свистки, затем крики, потом революционные песни, и вот эти бедные люди, дети и старцы, воспламеняют друг друга. Толпа ринулась, принимаясь, конечно, бить стекла и разрушать все, что может». Следует кстати отметить эту необыкновенную склонность толп к разбитым стеклам, к шуму, к ребяческому разрушению; это одна из многочисленных сходных черт между толпой и пьяницей, для которого величайшее удовольствие, опо­рожнив бутылку, разбить ее. В нашем примере, первый, издав­ший свист или крик, не давал себе, вероятно, отчета в том воз­буждении, которое он вызовет. Но не следует забывать, что мы имеем здесь дело с волнением, которому предшествовали многие


другие, имевшие своих агитаторов, действовавших более созна­тельно, добровольно.

Случается также часто, что толпа, приведенная в движение кучкой воспламененных людей, образующих ядро, обгоняет их и всасывает в себя, и, ставши безголовой не имеет, как может по­казаться, вожака; но в действительности она не имеет его в том смысле, в каком тесто, поднявшись, не имеет больше дрожжей.

Наконец — существенное замечание — роль этих вожаков тем значительнее и заметнее, чем с большим единодушием, последо­вательностью и разумом действует толпа, чем более приближает­ся она к нравственной личности, к организованной ассоциации.

Итак, мы видим, что, несмотря на важное значение, которое имеет характер ее членов, ассоциация, в конце концов, будет хотеть того, чего захочет ее глава. И первостепенное значение имеет характер этого последнего; несколько менее справедливо это может быть по отношению к толпе. Но, если здесь неудач­ный выбор вождя может не произвести таких гибельных послед­ствий, как в корпоративной ассоциации, зато здесь меньше шан­сов, что этот выбор будет удачен. Толпы, а также собрания, даже парламентские, готовы ухватиться за хорошего говоруна, за пер­вого встречного неизвестного им. Но корпорации купцов, collegia древнего Рима, церкви и первые христиане, словом все корпора­ции, выбирая приора, епископа, синдика, подвергали его сперва продолжительному испытанию, или если они брали своего главу вполне готовым, как например армия, то он выходил из рук ра­зумной и хорошо осведомленной власти. Ассоциации менее под­вержены «закупориванию», потому что они не пребывают всегда в состоянии собрания, а чаще пребывают в состоянии рассея­ния, которое предоставляет их членов, освобожденных от тисков соприкосновения, влечению их собственного разума. - - Далее, если глава известной корпорации признан превосходным, он может умереть, и его дело переживет его; основатель религиоз­ного ордена, причисленный после смерти к лику святых, живет и действует в сердцах своих учеников; к его учению присоединя­ется учение всех аббатов и реформаторов, которые следуют за ним, и престиж которых, так же как и его престиж, растет и очищается по мере того, как увеличивается время, отделяющее

1 К сожалению, это бывает по временам и в тех случаях, когда глава не заслуживает такой чести после смерти: политические партии служат тому доказательством. Во Франции буланжисты пережили Буланже, в Чили бальмаседисты — Бальмаседу.



Г. Тард «Мнение и толпа»


Толпы и преступные секты



 


их; между тем, добрые вожаки толпы1 • - встречаются и такие — перестают действовать, как только они исчезли; их забывают прежде, чем успеют заменить. Толпа повинуется только живым и присутствующим вожакам, которые имеют престиж, так ска­зать, телесный, физический, она никогда не повинуется призра­кам идеального совершенства, воспоминаний, ставших бессмерт­ными. Как я мимоходом заметил, корпорации в своем продолжи­тельном существовании, которое иногда тянется целые столетия, выставляют ряд беспрерывно следующих друг за другом руково­дителей, которые как бы прививаются одни над другими и очи­щают друг друга; еще одно отличие от толпы, где в лучшем слу­чае существует группа вожаков временных, действующих одно­временно, которые отражаясь друг в друге, приобретают увели­ченный характер. Таковы отличительные признаки, таковы при­чины, почему толпа стоит ниже.

Существуют и другие. Не только ниже всех стоят самые во­жаки, которые решаются быть избранниками толпы или терпеть ее над собою; самого низкого качества, бывают и те внушения, которые исходят от них. Почему? Во-первых, потому, что чувст­ва и идеи, наиболее заразительные, естественно обладают наи­большей силой, как среди колоколов наибольшей силой облада­ют не те, которые лучше или правильнее звучат, а самые боль­шие, звук которых разносится как можно дальше; во-вторых, потому, что наибольшей силой обладают идеи самые узкие или самые ложные, идеи, которые поражают не ум, а чувство, точно так же самыми интенсивными чувствами бывают наиболее эгои­стические; вот почему в толпе легче распространить пустой об­раз, чем абстрактную истину, легче склонить ее к сравнению, чем к разумному соображению, легче внушить ей веру в челове­ка, чем заставить отказаться от предрассудка; и вот почему, -ввиду того, что в толпе удовольствие от поношения кого-нибудь

1 В конференции по вопросу о Промышленном примирении и роли вожаков (Брюссель 1892) один весьма компетентный бельгийский ин­женер, Вейлер, указывает, какую полезную роль в спорах между па­тронами и рабочими могут играть добрые вожаки, именно, как он их называет, «вожаки профессии», а не вожаки по профессии. Он указы­вает также на то, что рабочие не обнаруживают в эти критические мо­менты особенной охоты иметь дело с политиканами. Почему? Потому что им хорошо известно, что, раз явившись, эти последние заставят их волей-неволей покориться. Это — оковы, которых они боятся, но кото­рые они, тем не менее, носят.


всегда живее, чем удовольствие поклонения, и чувство самосо­хранения всегда сильнее чувства долга, - - свистки скорее раз­даются в толпе, чем крики «браво», и порывы паники чаще ох­ватывают ее, чем порывы храбрости.

IV

Не без основания высказывалась относительно толпы мысль1, что она в умственном и нравственном отношении стоит в общем ниже среднего уровня своих членов. Социальный состав в дан­ном случае, как всегда, не только не похож на свои элементы, по отношению к которым он скорее является произведением или комбинацией, чем суммой, но он, по обыкновению, имеет и меньше ценности, чем они. Но это справедливо только по отно­шению к толпе или к сборищам, которые приближаются к поня­тию толпы. Напротив, там, где царит больше дух корпораций, чем дух толпы, часто случается, что составное целое, в котором упрочивается гений великого организатора, выше своих отдель­ных элементов. Смотря по тому, является ли труппа актеров корпорацией или толпой, т. е. смотря по тому, насколько она обучена и организована, актеры эти играют вместе лучше или хуже, чем в отдельности, когда они читают монологи. В корпо­рации, прекрасно дисциплинированной, как например в жан­дармерии, превосходно разработанные правила для розыска пре­ступников, для допроса свидетелей, составления протоколов -всегда хорошо составленных вплоть до стиля -- передаются по традиции и поддерживают дух индивидуума, опиравшегося на высший разум. Если латинская поговорка утверждала, что се­наторы хорошие люди, а сенат — дурное животное, то я имел сотни случаев заметить, что жандармы, хотя они очень часто бывают умными людьми, все-таки ниже в этом отношении, чем жандармерия. Один генерал говорил мне, что вынес такое же убеждение во время смотра своих рекрутов. Когда он расспра­шивал их в отдельности о военных маневрах, он нашел их отве­ты довольно слабыми; но, раз они собрались вместе, они пора­жали его стройным и бодрым исполнением маневров; они прояв­ляли коллективную разумность, гораздо высшую, чем та, которую они обнаруживали каждый в отдельности. Точно также, полк часто храбрее, отважнее и нравственнее солдата. Корпора­ции - - полки, религиозные ордена, секты, - - заходят гораздо





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 258 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2403 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.