Истинная мусульманка, если даже сама и несостоятельна, бедна, бескорыстно заботится о благе других и готова жертвовать для других своими личными интересами. Это очень благородное качество, вызывающее уважение у людей. Ислам высоко ценит такое качество и побуждает к нему, чтобы оно было присуще каждому благородному и благочестивому мусульманину. Можно без преувеличения сказать, что после благородного посланника на второе место в этом плане следует поставить ан-саров, да будет доволен ими Аллах, жителей Мадины, поддержавших его после переселения из Мекки и ставших его сподвижниками. В Коране дается высокая оценка их уникальному альтруизму, сделавшему их на вечные времена маяком для будущих поколений. Ансары показали последующим поколениям, как надо проявлять щедрость, великодушие и заботу о других. Вспомним, как они приняли мухаджиров их Мекки, не имевших с собой ничего, и как дали им все:
«Те, которые утвердились в своем жилище и вере до них, любят выселившихся к ним и не находят в груди своей никакой нужды к тому, что им даровано. Они дают им предпочтение пред собой, хотя и испытывают нужду, и которые остерегаются скряжничества, будут блаженствующими». (59;9)
Вся жизнь пророка, да благословит его Аллах и ниспошлёт на него Свою благодать, была примером заботы о других. Поэтому он стремился воспитывать первых мусульман в духе альтруизма и добиться того, чтобы желание жертвовать для других стало чертой их характера, их привычкой. Сахль ибн Саад, да будет доволен им Аллах, вспоминает: «К посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, пришла женщина с сотканной одеждой, состоящей из куска полосатой ткани, и сказала: «Я соткала ее сама, своей рукой для тебя». Благородный посланник взял эту одежду, называемую бурда, у него её не было. Затем пришел к нам, уже одетый в нее. Один из присутствующих сказал: «Какая красивая одежда! Можно померить ее на меня». Он согласился. Затем побыл вместе с нами и ушел. А потом мы узнали, что пророк, подарил бурду примерившему её.
Ему было очень радостно на душе, когда он видел, как прочно укоренилось в душах мусульман чувство заботы о других, как его усилия в этом плане приносят свои плоды. Это было особенно важно в случае, неурожая или острой нужды. Он вспоминал: «Когда ашаариты лишались в походе припасов или продукты для их семей в Мадине заканчивались, они собирали все, что оставалось, и делили поровну, используя один и тот же сосуд. Они подобны мне, а я - из них».
Вот на таких замечательных примерах бескорыстной заботы о других воспитывались поколения мусульман, и это стало их характерной, отличительной чертой.
Подчиняет свои обычаи критериям ислама
Мусульманка, хорошо знающая установления своей религии, соблюдает не все обычаи, сложившиеся в различных народах. Ведь могут быть обычаи, доставшиеся в наследство от времен язычества в ее старых или новых формах, которые ислам никак не может принять. Поэтому такие обычаи и привычки неприемлемы для мусульманки, если даже другие и соблюдают их.
Так например, мусульманка не украшает свой дом статуэтками и не развешивает фотографии. Собаку она заводит лишь для того, чтобы она охраняла дом. Статуэтки, собака для забавы. все это запрещено, как явствует из достоверных хадисов, и тут не может быть какого-либо послабления и снисхождения.
Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, вспоминал : «Те, которые делают эти изображения, подвергнутся наказанию в день воскресения. Им будет сказано: «Оживите, что вы сотворили».
Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала : «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и
Ниспошлет на него Свою благодать, вернулся из поездки. Окно у меня было закрыто занавеской, на которой видны изображения. Благородный посланник увидел их и сказал: «О Аиша! В день воскресения самым мучительным образом будут наказаны те, кто подражает Аллаху в творении». После этого мы разрезали эти занавески и использовали на подушки.
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорил: «Каждый формовщик- в адском огне». Ибн Аббас сказал: «Если тебе очень хочется, то изобрази дерево - или что-либо другое, но не живое существо».
Абу Тальха, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него свою благодать, сказал:«Ангелы не входят в дом, где есть собака».
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ангел Джабраил, да будет над ним мир, пообещал посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, придти в определенный час. Но вот час этот настал, а он не пришел. В руке благородного пророка была палка. Он бросил палку, сказав: «Аллах исполняет свое обещание, и Его посланники тоже». Затем он заметил, что под кроватью находится собака, и спросил: «Когда вошла эта собака?» Я ответила: «Клянусь Аллахом, я не знала о ней». Собаку вывели. И тут же пришел Джабраил, да будет над ним мир. Благородный посланник сказал: «Ты обещал мне. Я тебя ждал, но ты не пришел». Тот ответил: «Меня отвратила собака, которая была в твоем доме. Мы не входим в дом, в котором есть собака».
Можно привести много таких высказываний, которые говорят о запрете распространять изображения и устанавливать статуэтки. Время показало, насколько мудрым был этот запрет изображений. В этом убеждаешься и в наши дни, когда лицемеры, льстецы и им подобные обожествляют тиранов, прославляют их произвол и беззаконие. Это проявляется в установлении памятников тиранам как при жизни, так и потом делают из них божество или полубожество.
Еще пятнадцать веков тому назад ислам провозгласил своим основополагающим принципом единобожие и разрушил статуэтки божков и идолов, олицетворявших многобожие или язычество. Теперь он, естественно, не допускает возвращения этих идолов в повседневную жизнь мусульман и мусульманок под видом увековечения того или иного политического лидера или под предлогом оказания почестей тому или иному деятелю искусств, возвеличения такого-то ученого, поэта или писателя. Исламское общество тесно сплочено идеей единобожия, и оно возвеличивает, прославляет, восхваляет и считает святым только Аллаха. А поэтому в нем нет места идолам, статуям и монументам.
Что касается приобретения собаки, то это не возбраняется, когда это делается в сугубо практических целях - для охоты, в помощь пастуху, для охраны.
Ибн Омар, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «У того, кто приобрел собаку не для охоты или не для помощи пастуху, каждый день из награды вычитается два кырата»». Но мы знаем, что на Западе собак приобретают не для практических целей, а просто для того, чтобы держать их в доме. С ними возятся, уделяют особое внимание, балуют, создают специальную еду, мыло (шампунь), специальные ванны. Ежегодно на эти цели на Западе и в США расходуют миллионы долларов. Обычаи в исламе несут в себе доброту и великодушие. Люди на Западе под воздействием сугубо материализованного подхода к жизни, лишенного необходимого духовного начала, дошли до такой крайности - заниматься воспитанием собак! А почему бы вместо этого не поддаться другому чувству - чувству любви к человеку?! Ведь оно у них полностью отсутствует на уровне общественных отношений. В исламе же жизнь пропитана и насыщена симпатией к человеку, и ей нет никакой нужды в подобном отклонении.
Истинная мусульманка не использует при приеме пищи золотую или серебряную посуду, как бы она ни была богата. Какая причина? По данному Аллахом закону. Так, например, Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «В животе бушует адский огонь у того, кто ест и пьет из золотого или серебряного сосуда...»».
Истинная мусульманка все привычки и обычаи, в том числе и касающиеся ее отношений в обществе, сверяет с основополагающими принципами и понятиями ислама. Она принимает то, что соответствует этим принципам, и отвергает то, что им противоречит. Данный подход относится ко всему - помолвка и вступление в брак, поведение дома, в семье и в обществе. У исламских народов много разных обычаев. Они соблюдаются потому, что соответствуют требованиям ислама.
Когда видишь мусульманку за трапезой и обратишь внимание на то, как сервирован этот стол, сразу становится ясным, что она соблюдает этикет принятия пищи, существующий в исламе.
Прежде, чем приступить к приему пищи, она обязательно возблагодарит Аллаха. Она помнит сказанное посланником, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Упомяни имя Аллаха, ешь правой рукой, то, что ближе к тебе находится». Если же забыл перед едой упомянуть Аллаха, то надо это исправить, т.е. сказать - «Во имя Аллаха, в конце трапезы».
В хадисах уделено внимание тому, что брать еду и питье полагается только правой рукой, ибо левой берет только сатана. Благородный посланник, если видел, что кто-то берет еду левой рукой, настойчиво поучал такого.
Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал, что однажды благородному посланнику принесли молоко,