Обычная женщина часто испытывает зависть, когда видит, как многие женщины, будучи менее красивые, менее образованные и менее умные, чем она, утопают в богатстве и блаженстве, а она не имеет даже малой толики того, что имеют они. Однако настоящая мусульманка - умная, идущая по правильному пути, знает, что все в этой жизни происходит по предопределению. Удовольствия в дольней жизни, какими бы большими они не были, есть нечто очень малое по сравнению с тем, что приготовил Аллах благорасположенным мусульманам и мусульманкам. Истинная ценность для женщины - её перевес на весах благочестия и добрых дел, а не то, что она заимела из тленного и преходящего в этой дольней жизни. И чем больше утвердятся эти ценности в душе ее, тем чище, увереннее и спокойнее она станет и попадет в рай по благоволению ее Господа.
Имам Ахмад передал, ссылаясь на Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, такой хадис: «Мы сидели вместе с посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он сказал: «Сейчас пред вами предстанет человек из тех, кому суждено оказаться в раю». Пришел человек из ансаров. Его борода была очень чистой после омовения. Сандалии висели на левой руке. На другой день благородный пророк сказал то же, и предстал тот же человек как и в первый раз. Так повторилось и в третий день. Абдалла рассказал, что ночевал те три ночи с ним и видел, что тот ни разу ночью не молился. Если же и просыпался, то ворочался, прославлял Всемогущего Аллаха и произносил «Аллах велик». Но до утренней молитвы не молился, я имею в виду ночное время. Но вот о чем надо особо сказать - я не слышал, чтобы он говорил что-либо, кроме хорошего. Когда прошли эти три ночи, я был близок к тому, чтобы не уважать его. Но вспомнил, что благородный посланник трижды сказал, что этот человек - из тех, которые попадают в рай. Я и обратился к нему: «Я не видел, чтобы ты совершил важное дело, чем же ты заслужил сказанное о тебе». Он отвечает: «Только тем, что ты видел». А затем пояснил: «У меня нет в душе к кому-либо из мусульман притворства и злости. Я не завидую никому из них, их добру, которое дал им Аллах». Абдалла и говорит: «Да, ты достиг такого, чего мы еще не смогли достичь».
Этот славный хадис убедительно показывает, какое огромное значение для определения судьбы человека в потусторонней жизни имеет отсутствие в его душе злости и зависти. Это же способствует повышению его положения у Аллаха, оценки Им его дел, хотя их было и не очень много. Отчетливо видим такое влияние на
примере этого человека, который немного проявлял поклонения, но попадет в рай, т.к. у него чистая душа, он не причиняет людям неприятностей. Вспомним и пример женщины, о которой спросил посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Эта женщина проводит ночь в молитве, днем соблюдает пост, но она причиняет страдания своим соседям. Он сказал: «В ней нет добра. Она из тех, кто попадет в ад».
Все дело в том, что когда человек чист душой, когда ему чужды злоба, зависть, весы ислама покажут в его пользу, если даже он и не был очень усердным в проявлении поклонения.
А бывает и иначе. Человек усерден в проявлении поклонения, но душа его переполнена завистью, злобой и ненавистью. А это означает, что поклонение его - чисто формальное, показное. Оно не покоится на прочной основе веры. А поэтому и не происходит очищение души от зависти, которая несовместима с верой, как подчеркнул благородный посланник и не может быть с ней одновременно в сердце человека: «В сердце человека не могут поместиться одновременно вера и зависть».
Дамура ибн Сааляба, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «До тех пор, пока люди не начинают завидовать друг другу, у них все хорошо».
Истинная мусульманка сочетает в себе эти два качества -усердно поклоняется - с одной стороны, и ее душа чиста, в ней нет зависти, мусора ненависти и грязи скрытой злобы - с другой. Поэтому она достигает самых больших высот благочестия и благоволения у своего Господа. В дольней жизни люди ее высоко ценят, почитают и любят.
Среди качеств истинной мусульманки, искренне впитавшей высокие нравственные ценности ислама, есть и такие как скромность, правдивость, искренность, умение реально смотреть на вещи. Ей совершенно не присущи высокомерие, самомнение, самообольщение. Она не распространяется о том, чего у нее нет, и не претендует на то, что не ей принадлежит. Она не хорохорится и не напускает на себя важность перед сверстницами. Ей органически чужда такая отвратительная и позорная черта характера, ибо она противоречит ее душевному складу. Ведь состояние духа у нее сформировалось на основе нравственных ценностей и принципов ислама. Одна женщина пришла к пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и говорила, что муж одарил ее, хотя фактически это еще не было сделано. Этим самым она хотела погордиться, похвастать и покрасоваться заранее. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, ей ответил: «Бахвальство тем, что еще не получил - подобно человеку в прозрачных одеждах».
Ислам как вероучение зиждется на правдивости, честности, чистоте, скромности, умении реально смотреть на вещи. Ему ненавистны ложь, обман, высокомерие, надменность и кичливость. Он привил правоверным антипатию к этим явлениям, а также к тщеславию, хвастовству и самомнению.
Истинная мусульманка в своем поведении всегда естественна, не привередлива в речи, не проявляет чрезмерную строгость и вычурность в ней, не допускает неестественность, ненужную искусственность в произношении, как делают некоторые из тщеславия и стремясь привлечь к себе внимание. Неестественность, деланность неприятны в любом деле. Привередливость и излишнюю строгость отвергают все, кто обладает нормальной психикой. Женщине могут быть присущи такие негативные качества лишь тогда, когда у нее расстройство в психике или другие изъяны. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, резко порицал таких людей. Так же поступали и его славные сподвижники Абу Бакр и Омар, да будет им обоим благоволение Аллаха. Абдалла ибн Масууд вспоминал: «Клянусь Аллахом, я не видел никого, кто был бы более строг по отношению к привередливым, чем посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Вслед за ним такую же строгость проявлял Абу Бакр. Я думаю, что Омар больше чем кто-либо, опасался этого и таковые опасались его».
Милая людям мусульманка очень стремится к тому, чтобы быть приятной людям и любимой ими. Это достигается добрыми делами, тем, что она старается приносить людям пользу и заботится о своей хорошей репутации.
Если она любима людьми, то значит, что любима и Аллахом, ибо это Он устроил, что на земле люди так хорошо к ней относятся, что они открыли ей свои души. И вот все, кто ее знает или слышал о ней, любят ее. Об этом неоднократно упоминалось в высказываниях посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать.
В этом заключается божественная тайна того явления, что некоторые мусульмане и мусульманки так милы людям, любимы ими. Но у этого явления есть и антипод - неприязнь по отношению к некоторым мусульманам и мусульманкам.
Признание Аллаха заслуживает только тот, кто стремится приблизиться к Нему, снискать Его благоволение. Неприязнь будет тому, кто отклонился от указанного Им пути и ослушался.
Радостную весть о любви Аллаха и Его благоволении получат только те мусульмане и мусульманки, которые уверовали в Него, совершали добрые дела и которых люди хвалили за это. Таких Аллах спешит обрадовать добром в их жизни, а люди хвалят и выражают свою любовь.
Истинная мусульманка достойна скорой радостной вести. Она любима теми, кто ее знает или слышал о ее добрых делах, о ее снисходительности, о том, что избегает невежественных жен-шин, платит добром за зло, помогает неимущим и бедным, относится добросердечно к людям. Справедлива в решении, честна во
взаимоотношениях избегает хулу. Имеет и другие прекрасные качества, к которым побуждает ислам и которые сделал дорогим украшением для каждой истинной мусульманки.
Умеет расположить к себе
Благодаря упомянутым ранее качествам истинная мусульманка быстро находит общий язык в женском обществе, завоевывает доверие и уважение, в результате - приобретает влияние. Такие качества как дружелюбие, умение быстро сойтись и держаться просто, всегда очень ценятся. Их носители были очень приятны для посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и находятся ближе всего к нему в день воскресения. Вспомним его высказывание, приведенное выше.
Такая мусульманская женщина, которая быстро сходится с людьми и умеет быть с ними в согласии, сможет успешно выполнять свою миссию, оказывать помощь и приносить пользу, делать добро. Если женщина не имеет таких качеств, то значит что в ней нет полного добра, как сказано в славном хадисе: «Мусульманин тот, кто быстро привыкает и к нему быстро привыкают. Нет добра в том, кто не привыкает и к кому не привыкают».
Для своей общины благородный посланник дал много высоких примеров благородного поведения, умения привлечь к себе сердца и призвал ее подражать ему в этом. Он показал общине, как надо дойти до сердец людей, завоевать их любовь, вызвать восхищение, привязанность и симпатию. Он, да будет над ним благословение, всегда был веселым и дружелюбным, в хорошем расположении духа и приятным в обхождении. Никогда не был невежливым и грубым. Когда сидел в обществе, относился ко всем ровно, и никто не чувствовал, что кого-то выделяют, особо примечают как более достойного. Его простота, скромность, общительность покоряли людей, и он стал для них как отец. Он относился ко всем одинаково. В обществе с ним люди вели себя скромно, уравновешенно, словно соревнуясь в проявлении благочестия, почитая старших и уважая младших по возрасту.
Он, да будет благословение над ним, не приводил в отчаяние, не разочаровывал того, кто на него надеялся. В обществе с другими он никого не порицал и не порочил, не стыдил, не бранил и не упрекал, не подчеркивал их недостатки. Говорил лишь тогда, когда хотел высказать доброе пожелание. Но когда он заговорит, собеседники замолкали. У них было такое ощущение, что над их головами птица. Они начинали говорить только когда, он замолкал. Собеседники при нем не спорили и не конфликтовали друг с другом. Он смеялся вместе с другими над чем-либо и восхищался, как и другие. Терпеливо относился к тому, что кто-то не очень вежливо вел себя и ставил свои вопросы. При этом советовал своим сподвижникам: «Когда увидите просителя, поддержите его». Не принимал необоснованной похвалы. Не прерывал говорящего, давая ему возможность высказаться.
Госпожа Аиша вспоминала, что он остерегался злых людей и привлекал их на свою сторону добрым словом и хорошим обхождением.
Истинная мусульманка руководствуется наставлением благородного пророка, да будет над ним благословение Всевышнего, во взаимоотношениях с людьми, принимая их такими, какие они есть, т.е. со всеми их достоинствами и недостатками. Поэтому она хорошо сходится с людьми. К ней быстро привыкают, ее ценят и любят, узнав ее или услышав о ней.;
Истинная мусульманка никогда не упускает из виду, что умение хранить тайну является одним из самых замечательных качеств человека. Оно свидетельствует о его зрелости и сложившейся личности, силе характера, серьезности и рассудительности. И неудивительно, что мусульманская женщина, глубоко вос-
принявшая мудрость своего вероучения, умеет хранить тайну.
Убедительный пример этого качества у первых сподвижников, их строгой приверженности такому проявлению добродетели нам показали Абу Бакр и Усман своей позицией в отношении Омара. Когда надо было сохранить тайну посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Речь идет о замужестве Хафсы, дочери Омара, после того как она овдовела - ее муж пал смертью храбрых во время сражения в долине Бадр.
Имам аль-Бухари, ссылаясь на Омара ибн аль-Хаттаба, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, передает: «Когда Хафса овдовела, я (Омар) встретил Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, и предложил ему свою дочь в жены. Он сказал, что подумает. Прошло несколько суток, он встретил меня и сказал: «Как мне представилось в эти дни, я не женюсь». Тогда я встретил Абу Бакра Правдивейшего, да будет ему благоволение Аллаха, и сказал ему: «Если тебе угодно, я согласен выдать свою дочь Хафсу за тебя замуж». Абу Бакр, да ниспошлет ему Аллах Свое благоволение, промолчал, не дал никакого ответа. Я сильно рассердился на него. Прошло несколько суток. И вот к Хафсе посватался пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и я выдал ее за него замуж. Уже после этого встретил меня Абу Бакр и говорит: «Ты, наверное, рассердился на меня после того, как предложил в жены Хафсу, а я не дал определенного ответа». Я ответил: «Да». А он и говорит: «Мне помешало дать тебе определенный ответ лишь то, что я знал, что пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, упоминал ее имя. Я не мог разгласить его тайну. Если бы он не остановил свой выбор на ней, то я принял бы твое предложение».
Это важное качество было присуще и женщинам, и детям, которые впитали в себя руководство ислама об
истинном пути. Примером этому служит рассказанное имамом Муслимом со ссылкой на Анаса, да будет доволен им Аллах : «Когда я играл с мальчиками, ко мне подошел посланник Аллаха, да благословит
Его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он приветствовал нас и дал мне поручение. Я несколько опоздал домой к своей матери». Она спросила: «Что тебя задержало?» Я сказал: «Меня направил с поручением посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать». Она спросила: «По какому делу?» Я ответил: «Это секрет». Тогда она сказала: «Никому не сообщай о тайне посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать». И Анас сказал: «Если бы я и рассказал кому-нибудь об этой тайне, я бы сказал о ней тебе, о Сабит».
Мать Анаса увидела, как се сын умеет хранить тайну, и поддержала его в этом, подчеркнув еще раз, чтобы он никому не говорил о вверенном ему секрете, даже надежному последователю ислама Сабиту аль-Бунани, от которого мы теперь и знаем о содержании данного хадиса. Она не поддалась обычному чувству любопытства и не стала расспрашивать своего мальчика о тайне. Так ее воспитал ислам. Такое воспитание поднимает человека - мужчину, женщину, ребенка, на столь высокий уровень. Разглашение тайны - одна из самых плохих привычек, которой можно проверить человека. Самая ужасная разновидность этого порока, разглашение тайны, касающейся супружеской жизни. Это тот оселок, которым проверяются плохие люди в день воскресения, как показал посланник Аллаха, да благослог вит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в своем высказывании : «Одним из самых худших людей у Аллаха в день воскресения является тот, кто сближается со своей женой, а потом рассказывает об этом».
Хорошо известно, что частности и особенности семейной жизни должны держаться в тайне, быть скрытыми от посторонних, недоступными им. Если говорить о женщине, то об этих частностях должны знать только она и ее муж. Разглашать может только человек, совершенно безрассудный, легкомысленный, мелкий и ничтожный. Мусульмане и мусульманки застрахованы от всего этого тем, что восприняли и глубоко усвоили руководство вероучения об истинном пути.
Всегда с улыбкой
Для культурной мусульманской женщины не является секретом, что одним из важнейших составляющих ее успеха в супружеской жизни, а также в ее общении является улыбка. От этого она всегда будет мила людям, близка их сердцам. Такое радушие является также показателем приятного характера, цельности и уравновешенности личности и ее привлекательности. Известно, что ислам всегда побуждал к этому.
В сборнике Муслима «Достоверный» приводится высказывание пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Ничего не презирай из благодеяния, в том числе и когда видишь веселое и радостное лицо брата по вере».
Из наставления благородного посланника видно, что мусульманину надо приветливо, радостно встречать своего брата по вере. Он, да будет над ним благословение, всегда встречал своих сподвижников приветливо улыбаясь. Имам Муслим передает, ссылаясь на славного сподвижника Джурайра ибн Абдалла: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, всегда был доступен. И я всегда видел его улыбающимся».
Веселая, с улыбкой на лице женщина легко внесет радость и веселье в сердце своего мужа, как только он увидит её. И он еще больше будет любить и почитать ее, гордиться ею. То же самое будет происходить с ней и в обществе женщин. Ведь хорошо известно, что ничто не способствует привязанности, симпатии и установлению дружеских отношений в обществе, как улыбающееся лицо, открытая душа, приятные черты характера. Благодаря этому мягкая и кроткая поборница ислама может проникать в сердца и души.
Культурная мусульманка всегда обходительна. Она приятна в беседе, не чурается шуток с сестрами и подругами, готова участвовать в развлечении.
Но надо подчеркнуть, что шутка мусульманки отличается своей добротой, доброжелательностью и никогда не опускается до плоских шуток, пошлости и вульгарности.
Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, любил шутить со своими сподвижниками, но при этом всегда соблюдал чувство меры, не переступал границы.
Имам Ахмад, ссылаясь на Анаса, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Один бедуин по имени Захыр был знаком с посланником. Пророк любил этого человека, хотя тот был несколько безобразным по внешности. Однажды благородный пророк увидел его, когда он продавал какие-то вещи. Он обнял Захыра сзади и говорит: «Кто купит раба?» А тот узнал его и спрашивает: «О посланник Аллаха, значит, Аллах считает меня не имеющим сбыта?» Он ответил: «Однако ты у Аллаха дорогой по цене».
К пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, пришла старуха и говорит: «О посланник Аллаха! Попроси Аллаха о том, чтобы я вошла в рай». Он шутливо сказал: «Старушки в рай не входят». Та собралась уходить. Но он попросил: «Скажите ей, что старушками в рай не входят, ибо Всевышний Аллах сказал:
«Мы их создали и сделали девственницами» (56;36)