Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 7. Публицистический стиль, экстралингвистические и уровневые характеристики. Устная публичная речь, ее свойства и качества. Ораторская речь. Подготовка публичной речи




Публицистический стиль, экстралингвистические и уровневые характеристики [14]. Публицистическим стилем называют функциональную разновидность русского литературного языка, используемую в газетах, пропагандистских радио- и телепередачах, общественно-политических журналах, в выступлениях на митингах, в комментариях к документальным фильмам. Общим для всех этих случаев использования публицистического стиля является то, что мы сталкиваемся здесь с воздействующей речью, специфика которой состоит в том, чтобы вызвать нужные для субъекта речи изменения в убеждениях и поведении аудитории. Направленность публицистического выступления может быть различной: политические взгляды аудитории, моральные и этические нормы, ее потребительские интересы.

Публицистический стиль называют еще газетно-публицистиче­cким, потому что публицистические произведения печатаются преж­де всего в газетах. Этот стиль представлен в журналах, адресо­ванных массовому читателю, журналистских выступлениях по радио, телевидению, в речах общественно-политических деятелей на митин­гах, съездах, собраниях (в этом случае - в устной форме). Публицисти­ка получила название «летописи современности», так как она освещает самые важные проблемы общества - политические, социальные, бы­товые, философские, экономические, морально-этические, вопросы воспитания, культуры, искусства и т.д.; ее тематика ничем не ограниче­на, как и жанровое разнообразие. Живая история нашего времени от­ражается в информационных жанрах (заметка, репортаж, отчет, интервью, хроника, обозрение), аналитических (статья, коррес­понденция, комментарий, рецензия, обзор) и художественно-публицистических (очерк, фельетон, памфлет).

Предназначенность для массовой аудитории. Вся совокупность текстов массовой информации стремится охватить как можно большее число лиц. Предназначенность для массовой аудитории влечет необходимость тиражировать текст в таком количестве, чтобы была охвачена вся аудитория, для которой этот текст предназначен. Количество газет, их тиражи, система распространения таковы, что доступ к тексту имеет практически любой житель страны.

Оперативность в системе функционирования СМИ носит многоаспектный характер: оперативность при создании текста, оперативное распространение текста, оперативность восприятия текста.

Дублирование и варьирование содержания. Наиболее значимые и актуальные тексты в системе СМИ многократно дублируются. Необходимость дублирования вызвана тем, что готовится несколько вариантов текста с расчетом на определенную аудиторию. При этом может учитываться административно-территориальная принадлежность, национальность, профессия, социальное положение, возраст, характер интересов и т.д. В соответствии с этим, например, газеты, наиболее многочисленная группа периодических изданий, различаются по административно-территориальному признаку (всероссийские, республиканские, областные, городские, районные), по национальному признаку (издания на языках народов России), по профессиям (газеты для учителей, врачей и т.д.), по интересам (литературные, криминальные и т.п. издания) т.д. Дублирование текста может носить и жанровый характер, что позволяет глубже и разностороннее разработать тему.

Периодичность увеличивает воздействующую силу системы СМИ. Повтор одного и того же содержательного компонента изо дня в день в течение определенного времени позволяет более эффективно воздействовать на аудиторию.

Коллективное авторство. Текст в СМИ, как никакой другой текст, подконтролен общему, коллективному мнению. Существует собственно автор, конкретное лицо, порождающее текст. Однако редактор трансформирует текст в соответствии со своим видением речевого облика издания. Независимо от индивидуальных пристрастий автора создается единый речевой облик издания, со своим, характерным именно для этого издания типом речевого поведения.

Использование других, первичных текстов. В основе текста в СМИ очень часто лежит другой, уже существующий социально значимый текст. Это может быть закон, сообщение информационного агентства, аналитический обзор, статистический отчет, социологический опрос, акт, протокол и т.д.

Основные функции публицистических текстов [15]. В публицистическом стиле соединены две важнейшие функции языка - информационная и воздействующая. Журна­лист не равнодушный регистратор событий, а их активный участник, самоотверженно отстаивающий свои убеждения. Публицистика призвана активно вмешиваться в происходящее, создавать общест­венное мнение, убеждать, агитировать. Это определяет такие важней­шие стилеобразующие черты публицистического стиля, как оценоч­ность, страстность, эмоциональность.

Информационная функция публицистического стиля обусловли­вает иные его стилеобразующие черты: точность, логичность, официальность, стандартизованность. В условиях быстрой подготовки газет­ных публикаций, интерес к которым особенно обострен по следам событий, журналисты используют хорошо известные им публицисти­ческие приемы, частотные языковые средства, устойчивые речевые обороты (клише). Это определяет стандартизацию языка газеты. В книге «Русский язык на газетной полосе» В.Г. Костомаров подчерк­нул, что именно стандартизованность речи обеспечивает быстроту в подготовке информации. Причем обращение к языковым стандар­там не только экономит усилия репортера, помогая оперативно откликаться на события, но и облегчает читателям быстро усваивать новую информацию: пробегая глазами публикацию, можно легко уло­вить ее главный смысл, если он преподносится в простых, знакомых выражениях. Таким образом, сочетание экспрессии и стандарта ­важнейшая черта публицистического стиля.

Поскольку произведения публицистического характера адресо­ваны широкому кругу читателей, главный критерий отбора языковых средств - их общедоступность. Публицисты не должны использовать непонятные читателям узкоспециальные термины, диалектные, жар­гонные слова, иноязычную лексику; усложненные синтаксические кон­струкции; отвлеченную образность. В то же время публицистический стиль - это не замкнутая, а открытая система языковых средств, что позволяет журналистам обращаться к элементам других функцио­нальных стилей и - в зависимости от содержания публикации ­употреблять разнообразную лексику, включая внелитературные слова и выражения, необходимые для достоверного изображения собьггий и их героев.

Большое значение в публицистических произведениях имеет ав­торский стиль, свойственная тому или иному журналисту манера письма. В газетно-публицистическом стиле повествование всегда ведется от первого лица, для публицистики характерно совпадение автора и рассказчика, который непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В этом сила воз­действия публицистики.

В то же время в каждом конкретном произведении журналист создает образ автора, через который выражает свое отношение к действительности. Образ автора, как композиционно-речевая катего­рия, может изменять свои черты применительно к жанру. Так, в обо­зрении журналист выступает от имени коллектива, организации, пар­тии, конструируя коллективный образ рассказчика; в очерке образ ав­тора обретает индивидуальные черты; в фельетоне, памфлете - это условный образ ироничного, непримиримого, критически настроенно­го повествователя. Но независимо от жанра авторская позиция совпа­дает со взглядами и оценками реального журналиста, представляю­щего читателям добытый им материал.

Лексика публицистического стиля отличается тематическим много­образием и стилистическим 6огатсгвом. Здесь широко представлена об­щеупотребительная, нейтральная лексика и фразеология, книжная и разговорная. Выбор словесного материала определяется темой, при обсу­ждении общественно-политических проблем находят применение та­кие, например, слова, как приватизация, маркетинг, менеджмент, бир­жа, бизнес, демократия, капитализм, при решении вопро­сов повседневной жизни - иные: пeнcия, зарплата, потребuтельская корзина, безработица, уровень жизни, рождаемость и т.п.

На общем нейтральном фоне обращают на себя внимание оценоч­ные лексико-фразеологические средства. В их числе можно встретить не только разговорно-просторечные слова и выражения (прихватиза­ция, беспредел, тусовка, крутой), но и книжные (держава, отчизна, восторжествовать, низводить, козел отпущения эконо­мической реформы, шоковая терапия, вавилонское столпотворение, соломоново решение и др.). Публицисты часто используют термины в образном значении (эпидемия болтовни, вирус расизма, раунд перего­воров, шах правuтельству, политический фарс, пародия на демокра­тию, финишная прямая), что не исключает, однако, их употребления в точном значении в соответствующем контексте.

Публицистический стиль открыт для использования интернациональной политической лексики. Особенно расширился ее круг в по­следнее десятилетие ХХ века (парламент, электорат, инаугурация, спикер, импичмент, департамент, легитимный и др.). Пополняется и словарь научной терминологии, быстро выходящей за рамки узкоспециального употребления (Интернет, пpинтep, дефолт). Публицистический стиль мгнoвeннo усваивает новые понятия и слова и словосочетания, отражающие социальные и полити­ческие процессы в обществе (финансовое оздоровление, политика диалога и т.д.). Закрепляются необьrчные сочетания, в которых оценочные прилага­тельные характеризуют социальные и политические процессы (бархатная или оранжевая революция, хрупкое перемирие).

Для стиля характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов: в нем используется лексика книжная и разговорная, высокая и сниженная. Однако обращение к разноплано­вой лексике и фразеологии зависит от жанра и должно быть подчинено принципу эстетической целесообразности. В фельетоне, например, воз­можно употребление просторечия, смешение разностильной лексики для достижения комического звучания речи. В информационных жан­рах такая пестрота языковых средств не оправдана.

Особого внимания заслуживает использование в публицистиче­ском стиле речевых стандартов, клише. К ним относятся выражения, получившие устойчивый характер: коммерческие структуры, работники бюджетной сферы, силовые ведомства, ветви российской власти, словосо­четания типа служба быта (питания, здоровья, отдыха и т.д.). Эти речевые единицы широко употребляются журналистами.

Публицистический стиль характеризуется некоторыми особен­ностями в словообразовании. Здесь отмечается большая, чем в дру­гих стилях, активность суффиксов иноязычного происхождения, они характерны для существительных: социализм, утопизм, космизация, провокация, продукция. Особенно показательно образование новых слов по этим моделям: коммерциализация, декупони­зация, десоветизация, фермеризация.

Книжную окраску получают образованные с помощью иноязыч­ных суффиксов прилагательные - биогенный, фотогеничный, диссертабельный. Для прилагательных также характерны русские и старославянские при­ставки: вневедомственный, прозападный. Некоторые старо­славянские приставки придают словам «высокое» звучание: воссоздать, воссоединить.

Журналисты часто применяют сложные слова типа торгово-промышленный, ле­сопарковый и др. Как один из способов экономии речевых средств здесь находит применение и аббревиация (СНГ, ОМОН), и сокраще­ние слов (федерал, нал (наличность)).

Морфологический строй публицистической речи имеет свою специфику, Отдавая предпочтение книжным вариантам слово­изменения, журналисты все же нередко используют и разговорные окончания, добиваясь непринужденного, доверительного характера речи. Особенно это показательно для художественно-публицистиче­ских жанров, где разговорные окончания (в цеху, трактора) могут способствовать индивидуализации речи героев очерков.

В аналитических жанрах обращает на себя внимание частое упот­ребление наиболее отвлеченных и обобщенных языковых единиц. Здесь существительные в единственном числе обычно получают соби­рательное значение (читатель, избиратель). Из место­имений редки я, мои; вместо них используются в обобщенном значении мы, наш. Для глагола показательно предпочтение форме настоя­щего времени (Боевики проходят обучение за границей; Похищают даже грудных детей). В художественно-публицистических жанрах, напротив, увеличивается число наиболее конкретных по значению языковых единиц, это и местоимения, и глаголы в форме первого ли­ца единственного числа (Я спросил; Мой собеседник отвечает сра­зу... Никогда не забуду эти глаза). Здесь глаголы реализуют все свое многообразие видовременных форм и значений - как в разговорной

и художественной речи..

Синтаксис пyблицистических произведений отличается пра­вильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты мастерски применяют различные синтаксические прие­мы экспрессии: необычный порядок слов, риторические вопросы, об­ращения, побудительные и восклицательные предложения. В публици­стическом стиле представлены все виды односоставных предложе­ний - номинативные, неопределенно- и обобщенно-личные, безлич­ные (Нам сообщают; В заметке говорится).

Важную стилеобразующую функцию выполняют своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки и зачины текстов. Они получaют, кроме прочих, и рекламную функцию. Ведь от заголовка и за­чина во многом зависит, прочтет ли читатель пyбликацию или не обра­тит на нее внимания. В них активизируется новизна выражения, в част­ности, используются те разновидности словосочетаний, которые не употребительны в других стилях. Приведем примеры броских заголовков и зачинов. Заголовки: Изыскать резервы; Мир тебе, планета!; Ученик; какой он? Зачины: Можно ли планировать прошлое?

Устная публичная речь, ее свойства и качества. Ораторская речь. Подготовка публичной речи [16]. Ораторское искусство - явление историческое. Каждая эпоха предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него определенные обязанности, имеет свой риторический идеал.

Важной особенностью ораторского искусства является то, что оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстети­ка - вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные пробле­мы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации, как пользоваться богатствами родного языка, соблюдать нормы литературного языка и т.д.

Публичная речь - это особая форма речевой деятельности, речь, адресованная опре­деленной аудитории, ораторская речь. Публичная речь произносится с целью информирова­ния слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.).

Публичное выступление - не просто монолог ора­тора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слуша­телями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей:

1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова орато­ра). В процессе выступления оратор имеет возможность на­блюдать за поведением аудитории и по реакции на свои сло­ва улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь.

2. Устная форма общения. Публичная речь представля­ет собой живой непосредственный разговор со слушателя­ми. В ней реализуется устная форма литературного языка. Речь воспринимается на слух, поэтому важ­но построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и лег­ко усваивалось слушателями.

3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь, как правило, тща­тельно готовится. В процессе обдумывания, разработки и на­писания текста речи выступающий опирается на книжно-пись­менные источники (научная, научно-популярная, публицисти­ческая, художественная литература, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст - это, по сути, книж­ная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговор­ной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной уст­ной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается пе­рейти от книжно-письменных форм к живой, непосредствен­ной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчетом на его произнесение.

4. Использование различных средств общения. По­скольку публичная речь - это устная форма общения, в ней используются не только языковые средств. Важную роль в процес­се выступления играют невер­бальные средства коммуникации (интонация, громкость голо­са, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).

Оратор (лат. «orator» - «огаге» - говорить) тот, кто произ­носит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром красноречия. Термин «оратор» не имеет качественной характеристики и нуждается в дополнительных определениях: хороший оратор, плохой оратор, скучный оратор, Выдающийся оратор, блестящий оратор и др.

Каждый выступающий имеет свои индивидуальные особен­ности, которые влияют на стиль речи, проявляются в мане­ре выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства из­давна выделяли разные типы ораторов. В современной литературе по ораторскому искусству так­же выделяются разные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства - логика рассуж­дений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмо­циональностью.

Следует иметь в виду, что каждая речь должна быть и ло­гичной, и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмо­циональным оратором и не заботиться о логике рассуждения. Если оратор говорит воодушевленно, с большим пафосом, но речь его бессодержательна, то такой оратор раздражает слу­шателей, вызывает протест и порицание. Проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально.

К основным навыкам оратора относятся следующие:

· навык отбора литературы;

· навык изучения отобранной литературы;

· навык составления плана;

· навык написания текста речи;

· навык самообладания перед аудиторией;

· навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения оратора.

Он должен уметь:

· самостоятельно подготовить выступление;

· доходчиво и убедительно излагать материал;

· отвечать на вопросы слушателей;

· устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;

· применять технические средства, наглядные пособия и т.д.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и настоящего, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как мож­но чаще выступать перед аудиторией.

Еще в античные времена словом «аудитория» называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую на теат­ральное представление. Этот термин имеет прямую связь с латинскими словами «oudire» «слышать» и «ouditon» «слу­шатель»).

Хорошее знание аудитории, в которой предстоит высту­пать, умение учитывать ее состояние и настроение позволяют оратору лучше подготовиться к выступлению, установить кон­такт со слушателями, добиться успеха в общении.

Каковы же основные характеристики аудитории оратор­ской речи?

Прежде всего это степень однородности (неоднородно­сти) аудитории. Она определяется социально-демографиче­скими признаками слушателей. К ним относятся: пол, возраст, национальность, образование, профессиональные интересы, партийная принадлежность, жизненный опыт и т.п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слуша­телей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, раз­нородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории - количественный состав слушателей. Оратору далеко не безразлично, сколь­ко человек его будет слушать. Поведение людей и их реак­ции в большой и маленькой аудитории различны.

Следует иметь в виду, что большая аудитория не предна­значена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней труд­но использовать аргументы, уместные и понятные для всех присутствующих.

Отличительной особенностью маленькой аудитории являет­ся то, что она не представляет собой единого монолита, чего-­то целого. Здесь каждый остается личностью, имеет возмож­ность проявить свою индивидуальность. В маленькой аудито­рии от оратора ждут не длинного монолога, а живого, непо­средственного диалога, умения вовлечь в разговор всех при­сутствующих.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в определенном эмоциональном настрое слуша­телей.

Важная характеристика аудитории - мотив действия слу­шателей. Обычно люди приходят на лекции, собрания, засе­дания, митинги и Т.П., руководствуясь определенными сооб­ражениями. Психологи выделили три группы мотивов, кото­рые побуждают к посещению и слушанию выступлений. К пер­вой группе они относят мотивы интеллектуально-познава­тельного плана (приходят, так как интересует тема выступле­ния, хотят расширить свои знания по данной проблеме, выяс­нить неясные вопросы и т.п.), ко второй - мотивы мораль­ного плана (обязаны присутствовать на мероприятии, не хо­тят из-за отсутствия иметь неприятности, писать объяснитель­ные и др.), к третьей - мотивы эмоционально-эстетическо­го плана (нравится оратор, доставляет удовольствие слушать этого лектора и т.д.). Оратору необходимо уметь выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствую­щим образом строить выступление.

Важное место в деятельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлениям. Исследователи относят к ней следующие элементы. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информа­ции из периодической печати, передач радио и телевидения, чтения научной, публицистической, художественной литерату­ры.

Создание собственного архива. Человеку, которому при­ходится часто публично общаться, необходимо целенаправлен­но относиться ко всему, что его окружает, брать на за­метку интересный материал. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интернет и телевидение. Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготов­ку. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации материала и активно созда­вать свой архив.

Овладение техникой речи. Основные элементы речевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливо­сти в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во вре­мя говорения, четкая дикция, безупречное произношение по­зволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилуч­шим образом донести до слушателей содержание выступле­ния, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Вла­дение техникой речи помогает лучше передать смысловые свя­зи между частями речевого высказывания. Чтобы поддержи­вать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует вы­полнять рекомендованные специалистами упражнения по тех­нике речи.

Повышение культуры устной и письменной речи. Забо­та о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обра­щать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь чет­ко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи. Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной ре­чи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом сло­ве будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, кол­лег, родственников, чаще выступать на семинарских и практи­ческих занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т.д. Все это развивает человека, позволяет ему при обретать необходимые речевые навыки, повышает ре­чевую культуру.

Критический анализ выступлений. Повышению оратор­ского мастерства способствует и критический анализ выступле­ний. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференциях, публичных лекциях, слушая выступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содер­жание речи, но и на форму преподнесения материала, языко­вое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызывает отрицательную реакцию. Особое внимание следует об­ращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанав­ливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиден­ных ситуациях, возникающих в процессе речи.

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных осо­бенностей, от состава аудитории, в которой предстоит высту­пать, и т.д. В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению.

Выбор темы и определение целевой установки. Подго­товка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда пред­лагают выступить на определенную тему, т.е. тема речи явля­ется заданной. В этом случае оратору необходимо ее конкре­тизировать и уточнить. Однако нередко тему выступления при­ходится выбирать самим.

При самостоятельном же выборе темы желательно учиты­вать следующие рекомендации:

- выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора.

- выбирать необходимо уместную тему, при выборе темы важно учиты­вать конкретные обстоятельства, в которых будет произнесе­на речь;

- выбранная тема должна соответствовать интересам ау­дитории.

Когда тема выбрана, следует подумать о ее формулиров­ке. Нельзя забывать, что удачная формулировка темы выступ­ления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к восприятию будущей речи. Прежде всего тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможности кратко. Сле­дует избегать и слишком общих названий, так как они требу­ют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий. Для конкретизации общей формулировки часто прибе­гают к подзаголовкам. Выбранная формулировка непременно должна отражать содержание выступления и обязательно при­влекать внимание слушателей.

Необходимым условием успешной подготовки считает­ся определение цели выступления. По мнению ученых, цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Поэтому говорящий должен ясно представлять, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.

Подбор материала, его изучение и анализ. Чтобы подго­товить интересное по содержанию выступление, оратору необ­ходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по выбранной теме.

Собрав необходимый материал, оратор должен его внима­тельно изучить, осмыслить, систематизировать. При анализе материала появляются какие-то сравнения, ассоциации, сопоставления с реальными процессами жизни, рождаются новые мысли.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специа­листов, заключается в том, чтобы выработать собственное от­ношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по то­му или иному вопросу.

Разработка плана выступления. В процессе подготовки очень важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. Речи, написанные без предвари­тельно составленного плана, обыч­но имеют существенные композиционные недостатки. Оратор нередко «уходит» от ос­новной темы, не укладывается в отведенное для выступления время.

Работа над композицией. После написания плана орато­ру необходимо поработать над композицией выступления. Наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная: вступ­ление, главная часть, заключение.

Написание текста выступления. Сначала рекомендует­ся написать текст речи начерно, не обращая внимания на сти­листические шероховатости, а затем переписывать, исключая все лишнее, исправляя неправильные и неточные слова, под­бирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т.д.

Овладение материалом выступления. Это весьма ответ­ственный этап в деятельности оратора. Иногда его называют репетицией. Написанный текст следует хорошо осмыслить, проанализировать, выделить основные смысловые части, про­думать связь между ними, несколько раз перечитать текст, за­учить отдельные фрагменты, произнести вслух, восстановить в памяти план и содержание.

В методической литературе определены основные ис­точники, из которых можно черпать новые идеи, сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи. К ним отно­сятся официальные документы; научная, научно-популярная литература; справочная литература; художественная литература; статьи из газет и журналов; передачи радио и телевидения; материалы, помещенные в Интернете; результаты социологических опросов; собственные знания и опыт; личные контакты, беседы, интервью; размышления и наблюдения.

В процессе подготовки к выступлению следует подумать и о так называемом местном материале, т.е. имеющем отноше­ние к жизни слушателей или того коллектива, организации, ре­гиона, о котором идет речь.

Очень важно научиться правильно работать с книгой. Преж­де всего следует дать себе соответствующую установку. Она бывает самой различ­ной. Оратор может поставить перед собой задачу изучить по книге тот или иной вопрос, который предстоит освещать в вы­ступлении; критически проанализировать содержание книги; проверить, совпадает ли его оценка какой-то проблемы с мне­нием автора, других авторитетных лиц. Подобные установки помогут оратору более целенаправ­ленно работать с книгой, определить вид чтения: сплошное, выборочное, комбинированное.

Работу над книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Сначала читается титульный лист книги. Нередко на титульном лис­те дается классификационная характеристика книги (учебник, учебное пособие, справочное пособие, словарь-справочник и др.), позволяющая определить ее назначение.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если за­интересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому тре­буется ознакомиться и с новой литературой по интересующе­му вопросу.

Ознакомиться с книгой помогает аннотация, которая поме­щена на обороте титульного листа или в конце книги. В ней кратко рассказывается о содержании книги, говорится о ее на­значении, даются сведения об авторе и т.д.

Если в книге есть предисловие и послесловие, рекомендует­ся прочитать их. В предисловии рассказывается история напи­сания книги, передается ее краткое содержание, характеризу­ются основные проблемы. В послесловии автор подводит ито­ги изложенного, кратко формулирует или повторяет главные положения работы.

В процессе подготовки к выступлению нужно обязатель­но делать соответствующие записи прочитанного. Наиболее простой вид записи - это выписки. Выписывают то, что относится к изучаемому вопросу, а также материалы, которые могут быть использованы или окажутся нужными лишь впоследствии.

Как показывает практика, речи, написанные без предвари­тельно составленного плана, обычно имеют существенные ком­позиционные недостатки. Поэтому при под­готовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, составить план.

План - взаимное расположение частей, краткая программа ка­кого-нибудь изложения. На разных этапах подго­товки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установки. Важно сразу определить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который по­могает более целенаправленно подбирать литературу и выде­лять фактический материал для выступления.

Рабочий план. Он составляется после того, как изуче­на литература, обдумана тема, собран фактический матери­ал. При его написании необходимо не только выделить во­просы выбранной темы, но и отобрать из них самые сущест­венные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулиров­ки отдельных положений, указываются примеры, перечисля­ются факты, приводятся цифры, которые будут использова­ны в речи. Составление рабочего плана помогает лучше про­думать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегруженны­ми фактическим материалом, какие, напротив, не имеют при­меров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т.д.

Основной план. На основе рабочего плана оратору реко­мендуется составить основной план, называющий вопросы, ко­торые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столь­ко для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора.

По структуре планы бывают простые и сложные. При составлении плана важно соблюдать основное требо­вание, предъявляемое к нему: он должен быть логически вы­держанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Композиция речи - построение выступления. Есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать орато­ру и учитывать в процессе создания своей речи:

Принцип последовательности - каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления - значимость, вес, убедительность ар­гументов и доказательств должны постепенно нарастать, са­мые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип экономии - умение достигать поставленной це­ли наиболее простым, рациональным способом, с минималь­ной затратой усилий, времени, речевых средств.

Наиболее распространенной структурой устного выступле­ния считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.

Вступление

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтере­совать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слуша­телей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запо­минается то, что дается в начале или конце сообщения. В пси­хологии это объясняется действием закона первого и послед­него места, так называемого «закона края»). Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи.

Задача вступления - подвести слушателей к восприятию данной темы. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значе­ние ее для данной аудитории, формулируется цель выступле­ния, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача - под­готовить слушателей к восприятию данной темы.

Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с ин­тересного примера, пословицы и поговорки, крылатого вы­ражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глуб­же осмыслить высказанное положение.

Пробуждает интерес к выступлению, помогает вниматель­но слушать и рассказ о каких-либо значительных событи­ях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме высту­пления.

Эффективное средство завоевания внимания слушате­лей - вопросы.Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей.

Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивают ус­пеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое вы­ступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их вни­мание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача- не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наи­более ответственной является главная часть ораторского вы­ступления.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их пра­вильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления необходимо строго соблю­дать основное правило композиции - логическую по­следовательность и стройность изложения материала.

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать матери­ал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого по­ложения, какие ораторские приемы использует с целью при­влечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практи­ки, описаны в различных риторических пособиях, активно ис­пользуются современными ораторами. Кратко охарактеризу­ем основные их них.

Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод - изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положе­ния, а потом разъясняет их смысл на конкретных при мерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в вы­ступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии - сопоставление различных явлений, со­бытий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хоро­шо известно слушателям. Это способствует лучшему понима­нию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод - расположение материала во­круг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопро­са к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод - последовательное изложение од­ного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод - изложение материала в хроноло­гической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течени­ем времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудито­рию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном на­правлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, ис­пользуемых для утверждения выдвинутых положений и воздей­ствия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, пси­хологические - к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опро­вергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные до­воды, как правило, используются в конце рассуждения.

Каждому оратору следует иметь представление и о возмож­ных недостатках в композиции публичного выступления, что­бы избежать их при подготовке. Основная из них - наруше­ние логической последовательности в изложении материа­ла. К недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие до­казательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем, шаблонное, тра­фаретное построение речи.

Важной композиционной частью любого выступления явля­ется заключение. Яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напро­тив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.

Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было дос­таточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого делать не следует.

Каким же должно быть заключение?

Рекомендуется в заклю­чении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключе­нии подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

Продумывая заключение, особенно тщательно надо по­работать над последними словами выступления, так назы­ваемой концовкой. Если первые слова оратора должны при­влечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

После написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Конечно, проще всего было бы вый­ти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, так как отсутствует жи­вой контакт между оратором и аудиторией.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. В отдельных случаях это оправдано. Когда приходится выступать с убе­ждающей речью на митинге, с приветствием на торжествен­ном мероприятии, неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести предва­рительно подготовленный и заученный текст. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он тре­бует от него большого напряжения и усилий воли. У орато­ра могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал в памяти, сильное волнение, неожиданный шум в за­ле. Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Что это значит? Сначала необходимо хорошо осмыс­лить и освоить написанную речь. Целесообразно соответствующим образом разметить и сам текст речи, Т.е. подчеркнуть ос­новные положения речи, пронумеровать освещаемые вопро­сы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т.п.

Таким текстом легко пользоваться во время выступления, достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

Мечтой многих ораторов остается умение выступать перед слушателями без всяких записей. Это высший класс мастер­ства публичного выступления. Специалисты называют следую­щие «стадии» работы над выступлением, которые при водят к свободному изложению материала:

· Полный текст (не для чтения, а для пересказа своими словами).

· Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

· Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами.

· План с цитатами.

· Речь без опоры на текст.

Оратор и слушатели должны ре­шать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопро­сы. Совместную мысли­тельную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Для возникновения контакта важно также и эмоциональ­ное сопереживание, т. е. оратор и слушатели во время высту­пления должны испытывать сходные чувства. Отношение го­ворящего к предмету речи, его заинтересованность, убежден­ность передаются и слушателям, вызывают у них ответную ре­акцию.

Какие факторы влияют на установление контакта?

На первое место можно поставить актуальность обсуж­даемого вопроса, новизну в освещении данной проблемы, ин­тересное содержание выступления.

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слу­шатели предъявляют оратору особые требования: они предос­тавили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувство­вали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решитель­ность в голосе. Оратору надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории.

Особенностью психологии аудитории является то, что слу­шатели - это одновременно и зрители. Зрительное внимание слушателей привлекают внешний вид оратора, его поведение во время речи, мимика, жесты, поза, движения. Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор, как он преподносит материал - излагает его свободно или чита­ет текст заготовленной речи. Однако как бы ни интересна была речь, внимание со временем притупляет­ся, и человек перестает слушать. Поэтому выступающему необходимо знать приемы управления аудиторией:

· прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным во­просом.

· тайна занимательности. Для того чтобы заинтри­говать слушателей, предмет речи сразу не обозначается. Внимание слушате­лей получает толчок, когда оратор неожиданно для них пре­рывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.

· вопросно-ответный ход. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает.

· юмор является очень действен­ным средством разрядки, оживления внимания аудитории.

· прием сопереживания (оратор выражает свое сочувст­вие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними определенное душевное состояние),

· прием со­участия (оратор ссылается на совместное участие со слуша­телями в каких-то мероприятиях, эпизодах),

· апелляция к речи предыдущего оратора (высту­пающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитирует его, обыг­рывает его слова и выражения и т.п.);

· апелляция к событи­ям (оратор обращается к известным или неизвестным собы­тиям, имеющим определенную значимость для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы);

· апелляция к погодным условиям (оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, вет­реную или тихую погоду, усиливая эффект своей речи);

· ссылка на авторитеты или известные источники (оратор, чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, приводит слова крупных ученых, видных госу­дарственных, политических и общественных деятелей, известные научные труды, популярные газеты и жур­налы, мнения авторитетных деятелей литературы и искусства и др.);

· апелляция к интересам аудитории (оратор подчеркивает актуальность, зна­чимость данной проблемы для слушателей, говорит о прак­тической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений и т.п.);

· апелляция к личности оратора (оратор при обсуж­дении каких-либо вопросов обращается к своему собственно­му опыту, при водит случаи из своей жизни, говорит о своем восприятии тех или иных событий).

· примеры из художественной ли­тературы, пословицы и поговорки, крылатые слова и фразео­логические выражения.

· обращение к аудитории: «Товарищи!», «Уважаемые (глубокоува­жаемые, дорогие) товарищи!», «Друзья!», «Дамы и господа!», «Уважаемые (глубокоуважаемые) дамы и господа!», «Колле­ги!» и т.п.

· голосовые приемы, т.е. повышение или понижение тона голоса, измене­ние его громкости, темп речи и др.

· пауза придает значимость сказанному.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте экстралингвистические характеристики, свойственные публицистическому стилю речи.

2. Расскажите об уровневых характеристиках публицистического стиля (лексике, морфологии, синтаксисе, уровне текста).

3. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство».

4. Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.

5. Перечислите основные факторы, влияющие на установление контакта между оратором и слушателями.

6. Охарактеризуйте этапы подготовки ораторской речи.

7. Что такое «композиция речи»? Дайте характеристику ее основных элементов.

8. Какие методы изложения материала и приемы привлечения внимания вам известны?

 

Задание:

Прочтите статью Рины Зеленой «Поговорим о том, как мы говорим». О каких характерных особенностях современной разговорной речи говорит актриса? Приведите собственные примеры аналогичных ошибок в своей и чужой речи.

Я долго-долго почему-то собирала какие-то слова. Потом нашла тетрадь, где они, услышанные в разное время по радио, телевидению, в выступлениях, в разговоре, были мною записаны. Зачем? Ничто их не связывало. Прочла их вслух, подряд и тогда поняла, услышала ясно, что их объединяло неправильное произношение. Были утеряны, выброшены из сдвоенных гласных и согласных по одному звуку. Звучало так: сапщене, сображене, запарк, наборот, ваще, почеркнул, касса, кацу (к отцу), подержал кандидатуру, они уже прибрели навыки и т.д.

Отдельные «исказители» идут еще дальше, «для скорости» выбрасывая уже целы слоги: вместо «пятьдесят-шестьдесят» говорят писят-шисят. Или «Послушайте ститворение Фета». Объявляют: Обедненный хор; Обедненные нации; Арктура (архитектура); Кимография (кинематография) и т.д.

Кто-то скажет: подумаешь, один звук, один слог, и так все понятно. Нет не подумаешь! От этого речь наша становится небрежной, невнятной, неряшливой. Вот это особенно угнетает. Небрежность.

…Я кричу: Послушайте! Неужели, чтобы сэкономить время, мы будем пропускать звуки, не выговаривать слоги, терять сдвоенные гласные и согласные? Вместо «вообще» говорить ваще и вместо «специальность» - спецальность? Идут в тятр, пошел кацу (к отцу), зашел в касу, выграл первые мачи (матчи). Да, эти сдвоенные звуки не нужно выговаривать, они почти проскальзывают, но они есть и должны чувствоваться в речи, в любой скороговорке, как бы мы ни торопились. Может быть, подобное произношении экономит время, столь ценное в наш век? Нет. Нисколько. Проверяла по хронометру. Гораздо экономнее избавляться от многословия.

…Проверяйте себя! Не поддавайтесь примеру окружающих! Помните, что кругом – дети. Уж они-то подхватят любое искажение и понесут дальше бант ы и торт ы.

И вот вам мое слово: русскую речь надо хранить и беречь, как русскую природу. Она столь же прекрасна и беззащитна.

(Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи: Учебное пособие. – СПб., М.: САГА:ФОРУМ, 2006. – С. 4-5)

 

Литература:

1. Бойкова Н.Г., Беззубов А.Н., Коньков В.И. Публицистический стиль: Учебное пособие для студентов факультета журналистики. – СПб., 1999. – 36 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. – С. 211-302.

3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – С. 95-115.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 139-190.

5. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – С. 425-430





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2579 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2216 - | 2044 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.