Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти
КОРАНИЧЕСКИЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ АТРИБУТОВ АЛЛАХА
Кувейт | Свет Ислама | 2011
ББК 86.38
УДК 28-144
Аш-Шанкыти, Мухаммад аль-Амин
Коранический метод познания атрибутов Аллаха. (Манхадж дирасат аль-асмаа ва ас-сифат) /Пер. с арабского – Умм Иклиль (Екатерина) Сорокоумова. Кувейт, Издательский дом «Свет Ислама», 2011 – 96 c.
Эта книга предназначена для каждого мусульманина, и каждого изучающего исламское убеждение приверженцев Сунны, особенно в том, что касается признания Имён и Атрибутов Всевышнего Аллаха, которые Он Сам утвердил, признании их без уподобления творениям и истолкования, без отрицания и отвержения, в соответствии с коранической методикой, которая отличается от философской. Несмотря на небольшой объём, эта книга содержит правильную программу в этой крайне важной области, в ней приводятся разъясняющие примеры и множество доказательств и свидетельств.
Без изучения и заучивания этой книги искателю исламского знания просто не обойтись. Её должны преподавать в каждом исламском учебном заведении. Каждый имам мечети и преподаватели научных кружков должны читать её своим ученикам и советовать им её для исправления представления об Аллахе, Творце людей, Господе миров.
ББК 86.38 УДК 28-144 |
СВЕТ ИСЛАМА, 2011
ОБ АВТОРЕ
Мухаммад аль-Амин ибн Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкыти, да помилует его Аллах, — автор труда «Адва аль-байан», учёный, толкователь Корана, поэт, литератор, умеренный в пользовании мирскими благами и благочестивый человек. Родился в области Шанкыт в Мавритании в 1905г.
Рос сиротой, лишившись отца в раннем детстве. Воспитывался в доме родственников со стороны матери, которых отличала любовь к знанию. Выучил Коран наизусть в десятилетнем возрасте под руководством своего дяди со стороны матери, которого звали Абдуллах. Изучил коранический шрифт, правила чтения Корана (таджвид) и несколько способов его чтения под руководством сына своего дяди со стороны матери, по имени Мухаммад ибн Ахмад, с иснадом до Пророка r. В то время ему было шестнадцать лет.
Литературе и наукам, связанным с арабским языком, его обучала жена его дяди со стороны матери. Если говорить о других разделах знания, то он изучил фикх маликитского толка — наиболее распространённый на его родине — под руководством шейха Мухаммада ибн Салиха. С ним он изучал «Альфийу» Ибн Малика. Другие науки он изучал под руководством нескольких шейхов, причём все они были дженкийцами по происхождению, то есть принадлежали к тому же племени, что и аш-Шанкыти. Представители этого племени были известны своей любовью к разным наукам так, что в народе даже говорили: «Знание — это Дженки».
Аш-Шанкыти, да помилует его Аллах, был столь усерден в приобретении знаний, что женился достаточно поздно. Он был яркой личностью, его отличала тонкость восприятия, свойственная поэтам, он замечательно писал, и слог его был лёгким и богатым. Несмотря на это, он редко сочинял стихи.
Деятельность шейха и его усилия по распространению ислама до приезда в Саудовскую Аравию
Подобно другим учёным, шейх, да помилует его Аллах, давал уроки и фетвы. Приобрёл известность, благодаря глубокому знанию судопроизводства, которым долгое время занимался. Люди приезжали к нему из отдалённых мест.
Нрав шейха
Его нрав, щедрость, целомудрие, храбрость, равнодушие к мирским благам были поистине уникальными. Один из учеников шейха Атыййа Мухаммад Салем сказал: «Этот мир для него ничего не значил, он не придавал ему никакого значения. За всё время пребывания в Саудовской Аравии он ни разу не потребовал никакого даяния, жалованья или повышения своей степени и не стремился получить какое-либо вознаграждение за свои труды. Да и то, что давали ему без всяких просьб с его стороны, он принимал не для того чтобы оставить себе, а для того чтобы раздать. Он часто забывал о себе и прощал обиды, и когда его спрашивали о причинах, он обычно отвечал словами поэта:
«Не тот господин для своих соплеменников,
Кто не знает о чём-то действительно,
Но тот господин для своих соплеменников,
Кто забывает [1] умышленно…»
Призыв шейха в Саудовской Аравии
Во время поездки, целью которой было совершение хаджа, шейх написал книгу, содержащую некоторые сведения по фикху, шариатские уроки и литературные диалоги. Шейх отправился в Саудовскую Аравию только для совершения хаджа, и у него не было намерения оставаться там. Однако он желал одного, а Всевышний Аллах желал великого блага. Шейх остался в Саудии, в Медине. Он, да помилует его Аллах, пожелал жить в городе Пророка r. Он дважды составлял тафсир Корана и скончался, не успев завершить третий тафсир.
В 1317 году от хиджры в Эр-Рияде открылся учебный центр с факультетом Шариата и факультетом арабского языка. Шейха выбрали в качестве преподавателя, и он стал преподавать на двух факультетах тафсир и основы религии, вплоть до 1381 года от хиджры.
Шейх прожил в Эр-Рияде десять лет, а отпуск проводил в Медине, работая над тафсиром. Он преподавал основы религии в мечети шейха Мухаммада Аль аш-Шейха. Он также давал некоторым студентам уроки в своём доме. Дом же его походил на медресе — туда приходили и юноши, и люди в возрасте, знакомые и незнакомые.
Когда был создан Исламский Университет в Медине, шейх был одной из его опор. К нему обращались как студенты, так и преподаватели. А в 1386 году от хиджры в Эр-Рияде открылся институт судопроизводства, и шейх приходил туда, чтобы читать требуемые лекции по тафсиру и основам религии.
Когда была сформирована Ассоциация крупнейших учёных, шейх, да помилует его Аллах, являлся одним из её членов и возглавлял одно из отделений.
Шейх, да помилует его Аллах, также являлся членом Лиги исламского мира.
Труды
Шейх писал труды с юных лет. Ещё на родине, не достигнув совершеннолетия, он написал книгу о родословных арабов в стихотворной форме.
Он также изложил некоторые аспекты маликитского фикха в стихотворной форме, сочинил «Альфийу» в логике, изложил шариатские нормы, касающиеся наследства, также в стихотворной форме. Эти четыре произведения до сих пор не опубликованы.
Во время жизни в Саудовской Аравии, шейх, да помилует его Аллах, написал следующие труды: «Ман‘ аль-маджаз фи аль-муназзаль ли-т-та‘аббуд ва аль-и‘джаз», «Даф ихам аль-идтыраб ан айй аль-китаб», «Музаккарат аль-усуль ‘аля раудат ан-назыр», «Адаб аль-бахс ва аль-муназара», «Адва аль-байан ли тафсир аль-Куран би-ль-Куран». Помимо написания трудов, шейх читал лекции.