Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пожелали бы Вы моему поколению журналистов своей судьбы?





Борис Кагарлицкий, обозреватель «Новой газеты»:

«Я ДО СИХ ПОР ВЗДРАГИВАЮ, КОГДА МЕНЯ НАЗЫВАЮТЖУРНАЛИСТОМ»

1. По отношению к самому себе я с Вебером согласен. По
той самой причине, что я до сих пор вздрагиваю, когда меня
называют журналистом. Это случилось несколько месяцев на­
зад, до этого никому в голову не приходило назвать меня жур­
налистом, сколько бы я ни написал. Вообще меня раньше счи­
тали политиком, но поскольку как политика меня никто не
знает, то решили записать в журналисты.

Есть разные типы политической журналистики. В этом плане можно говорить, что журналистика, о которой говорил Вебер, есть форма политической деятельности. Это представле­ние идет от французской и английской журналистики XYIII в. Но этот тип уходит, уже ушел из журналистики в 20-е годы, потому что роль журналистики из творческого, я бы сказал, воздействия на политику трансформировалась отчасти в обслу­живание политики, т. е. в пропаганду, отчасти в анализирова­ние политики.

Появились две новые роли. Роль Ленина, Марата - не нра­вится роль Ленина, пусть будет роль Милюкова - роль полити­ческого активиста, который через прессу выражает свои взгля­ды, с 20-х годов эта роль расщепляется на две ипостаси: пропагандиста, который должен просто вбивать определенные идеи в головы читателей, и интеллектуального аналитика, от­страненного, не участвующего в процессе, комментирующего издали, изощряющегося. Себя я к этим типам не отношу: к пер­вому потому, что не обслуживаю какую-то политическую силу или группировку, а в позиции чистого аналитика мне видится некая безнравственность - вот я вам сейчас все расскажу, по­кажу все неприглядное, а разбирайтесь сами.

Хотя веберовские понятия мне близки, но их очень трудно осуществить сегодня.

2. Речь идет о профессиональности элементарной журна­
листики, здесь нет какой-то политической специфики. Я ду-


 




маю, есть просто этика, причем не чисто журналистская, а литературная.

Когда говорят, что ради красного словца не пожалеют и отца, это как раз и есть профессионализм. В таком случае я не профессионал.

Есть некие требования профессиональной этики, которые могут противоречить обычаям, принятым в этой среде. С одной стороны, врать нехорошо. С другой, красиво соврать в опреде­ленной среде считается признаком профессионализма. Более того, чтобы красиво соврать, требуются определенные навыки, но к профессиональной этике это уже не относится.

Мой ответ - лучше быть частью корпорации. Нормы кор­поративной этики должны быть очень высокими внутри корпо­рации, тогда она должна сама следить за тем, чтобы внутри нее эти нормы поддерживались. А российская журналистская кор­порация таких норм не выработала. Я думаю, что этические нормы сейчас снизились во всем мире, в разной степени, ко­нечно, но деградация — это общая тенденция.

3. У Ленина была статья о пошлости в Госдуме. Там она
проявлялась в том, что люди говорили банальности, причем
Ленина жутко возмутило, что говорили чужие банальности:
эсеры языком кадетов - «кадетствующие эсеры».

4. Власть бывает разная, но в любом случае с ней нужно
иметь как минимум очень осторожные отношения. Проводни­
ком идей власти мне точно быть не хочется. Проблема не в
отношении к власти, а в том, что мы действительно получаем
такую власть, какую заслуживаем — потому что не можем сде­
лать себе никакой другой.

Нужно быть не между властью и обществом, нужно быть внутри общества, чтобы его как-то структурировать, организо­вать, придать ему некий элемент самосознания.

К тому же в России нет гражданского общества, нет эле­ментарной гражданской культуры. Я думаю, только какое-то потрясение может такое общество создать. Мы станем гражда­нами, если уж совсем приспичит.

5. Я ни на что не рассчитываю, я просто зарабатываю этим
деньги. Не надо исключать и такой возможности для журнали­
ста. Скажу совершенно честно, последние полтора года журна­
листика для меня - форма заработка. Не могу сказать, что на


что-то специально рассчитываю. Но в любом случае не буду писать того, чего не думаю.

Вот десять лет назад я на что-то рассчитывал, думал, что можно изменить мир. Я и сейчас так думаю, но уже не уверен. Мой любимый Карл Маркс, будучи еще очень молодым челове­ком, написал, что все философы по-разному объясняли мир, а дело в том, чтобы его изменить. Марксу это не удалось, а я тем более не Маркс. Но почему бы не попытаться? Попытаться можно. Одно из тех событий, которое сформировала меня как политическую личность, было последнее интервью с Маркузе. Журналист, все время повторяя эту цитату из Маркса, спросил философа: «Ну что вы изменили? Мир изменили?» Маркузе ответил: «Если я что-то и изменил, то нескольких молодых людей». В принципе, это не так уж и мало.

Есть другой вариант - когда твоя литературная работа ста­новится частью более сложного, общего политического процес­са. Тогда ты можешь приписать себе кучу всего, свержение режима, например, на самом деле это неправильно: просто ты вписался в определенный процесс и сыграл в нем свою практи­ческую роль. Это как раз по Веберу.

Но сегодня в России такого движения, по крайней мере для меня, нет. Если оно будет, то я, естественно, стану его ча­стью. Мне было гораздо удобнее в диссидентстве, а сейчас мне довольно сложно, потому что я нахожусь в неблагодарной роли комментатора.

7. В том, как это сделал Маркузе. Он никогда не был гуру,
он не говорил - я знаю куда идти, идите за мной. Он был по­
хож на Сократа, который говорил, что знает только, что ниче­
го не знает, задавал вопросы и заставлял людей думать и нахо­
дить свои собственные ответы. Вот так можно и должно нести
ответственность.

Перед своим сообществом надо нести ответственность. Пе­ред своей совестью. Это вопрос репутации. Но репутации не сегодняшнего дня, потому что сегодня репутация ничего не значит. Важно то, что я скажу детям.

8. Антипатии есть, симпатий нет.

С ныне действующими политиками я не общаюсь. Даже если они пытаются со мной общаться, я стараюсь избегать это­го общения. Я считаю, что нынешнее политическое сообщество


 




в России в принципе преступно, хотя есть некоторые исключе­ния. Но это люди, которые именно в силу своей порядочности и серьезности не являются влиятельными политиками.

Бороться надо с системой, а не с антипатиями. Писать «Ах, как я его ненавижу!» не имеет смысла. Ему, политику, от этого ничего не будет, а мне будет - я сам запачкаюсь.

Единственная выигрышная позиция - критический ана­лиз. Я пытаюсь показать мотивы, механизмы, правила игры, нравятся они мне или нет.

9. Принципиально важно существование некого негласно­го договора, который обеспечивает реальное исключение из сообщества злостных нарушителей. Вот история Доренко: по­пытка его исключения провалилась, потому что исключающие были не лучше. Доренко подставлялся не потому, что врал боль­ше других, а потому, что врал более агрессивно, более нагло, и далее, может быть, врал меньше.

Проблема не в декларации принципов, а в том, в какой мере сообщество готово применять санкции. Кстати, никакие государственные санкции в данном случае не проходят. В ан­гло-американском журналистском сообществе, допустим, не­возможны откровенно расистские выступления. Вас или засу­дят, или просто выживут. С вами не станут здороваться, давать информацию, кофе пить — и вы уйдете сами. А в России ни­какие нормы политкорректности по отношению к расе, рели­гии, полу, языку не действуют. Удивительное сочетание: в одном и том же издании, человеке может сочетаться интелли­гентность в чем-то одном и абсолютное хамство, расизм в дру­гом. Кстати, призыв к насилию я не считаю преступным, по­тому что первый принцип демократии - это право народного восстания. Страна, где запрещен призыв к насилию, запреща­ет демократию. Но это не принципиальная проблема, а вот пропаганда насилия - принципиальная. Где грань между ними — должно решаться внутри редакции, журналистского сообщества.

10.

11. Я думаю, что нужны катаклизмы. Будут, нет — не знаю. Чтобы люди вообразили качественно другую ситуацию, они должны сначала представить себе что-то очень страшное, что-то выходящее за пределы обыденности, не обязательно реки


крови. Придется не один раз выбирать, туда ты или сюда, а все время выбирать понемножкку гораздо сложнее.

12. Своей, наверное, нет, хотя она у меня не закончилась. Вам сложнее, мне кажется.

У меня были какие-то иллюзии. Моя журналистика на­чалась с самиздата, и это во многом была простая ситуация. Играть с гэбэшниками в казаки-разбойники может быть очень весело, если тебе восемнадцать, главное, чтобы не посадили. Правда, в советские времена сажали в психушку. Это было страшнее, но проще - правила были ясные, и играли по пра­вилам.

Теперь я знаю, что не посадят. Зато могут убить. Мой ны­нешний успех пришел после двадцати лет борьбы в изоляции. Определенная доля политического, журналистского успеха яв­ляется условием нормальной работы, вот в чем беда. Если твое имя не узнаваемо, если на тебе не сосредоточено внимание, то будь ты хоть семи пядей во лбу, ты ничего не добьешься. А с другой стороны, когда добился уже какой-то узнаваемости, репутации, тебе платят за нее, а не за то, что ты умный. Начи­нают раздражать прежние заслуги. Понимаешь, что к тому времени, когда ты обратил на себя внимание, ты стал уже абсо­лютнейшей пустышкой. Думаешь - вот теперь-то я им все ска­жу, а сказать уже нечего, растратился уже полностью. Я бы, конечно, не хотел пожелать повторения своего пути, это глупо, нелепо и невозможно. В том-то весь кайф и состоит, чтобы но­вые пути прокладывать Нужно быть самим собой.


 




«Никто не верит, что в целом сдержанность дельных в каком-то смысле журналистов выше в среднем, чем у других людей. И тем не менее это так. Несравненно более серьезные искушения, которые влечет за собой профессия журналиста, а также другие условия журналистской дея­тельности привели в настоящее время к таким послед­ствиям, которые приучили публику относиться к прессе со смешанным чувством презрения и жалкого малодушия.»

Макс Вебер


 

1. Один из самых больших знатоков политики Макс Вебер ут­
верждал, что политический журналист — это тип професси­
онального политика. Если Вы разделяете это утверждение,
то прокомментируйте реальную роль российского полити­
ческого журналиста в реальной политике. Если нет, то что
отличает профессионального политического журналиста от
политика?

2. Дефицит профессионализма обнаруживается в нашей се­
годняшней стране во всех сферах деятельности. Как Вы по­
нимаете «профессионализм» политического журналиста?

3. Что такое «пошлость» в политической журналистике?

4. Широко распространено представление о том, что полити­
ческая журналистика - это «общественный контролер» и
«оппонент» власти и одновременно - «посредник» между
обществом и властью. Посредник же должен работать на
сотрудничество между партнерами. Как совместить оппо­
нирование, оппозиционность с необходимостью сотрудни­
чества?

5. На какие последствия Вы рассчитываете, обнародуя свой
материал?

6. Для любого журналиста самое сладкое слово - «свобода».
Что такое свобода для политического журналиста?

7. В чем и как проявляется ответственность политического
журналиста?

8. Политический журналист и статусный политик - это еди­
ное «политическое существо». Насколько велик фактор лич­
ных отношений в работе политического журналиста? Как
Вы справляетесь со своими симпатиями и антипатиями?

9. Если бы Вы писали этический кодекс политического жур­
налиста, какие правила сочли бы общими?

10. Какие искушения есть у политического журналиста?

11. Как будет развиваться политическая журналистика в Рос­
сии?

12. Пожелали бы Вы моему поколению журналистов своей
судьбы?


 




Юлия Калинина, редактор отдела «Общество и мы» газеты «Московский комсомолец»:

НАМ ПОВЕЗЛО, НАМ ВЫПАЛО





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 274 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2106 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.