Аюрведа учит, что основная причина болезней — «нехватка мудрости» («праджнапарадха»). Это понятие обозначает не просто ограниченность познаний или неспособность к точному словесному выражению мыслей, а недостаточное понимание естественной гармонии жизни и того, как к ней приспособиться, существование вне гармонии с природой, Вселенной и божественным. Такая дисфункция нашего ума может быть обусловлена внешними факторами, в частности страхом и желаниями. Она препятствует проявлению творческого начала в нашей жизни и загоняет нас в ловушку условностей и предубеждений, проявляясь как отсутствие веры в жизнь и в божественное, отсутствие уважения к жизни и равнодушие.
Психические расстройства, как правило, бывают вызваны такой нехваткой мудрости, или упадком Саттвы. Его причинами могут быть изъяны в образовании (упущение моральных и этических ценностей в процессе воспитания), причинение вреда другим людям, чрезмерное возбуждение или избыток развлечений, нечестность, лживость. Такие физические факторы, как избыточный сон, неправильное питание (в частности, злоупотребление сахаром или мясной пищей), также могут привести к подобному упадку.
Развить Саттву можно путем духовного совершенствования, включающего в себя йогические практики, медитацию, пребывание на природе, саттвичную диету и такой образ жизни, который соответствовал бы конституции данного человека (см. главы о психических расстройствах).
Саттвичный тип меньше других подвержен болезням. Его природа гармонична и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и к обретению спокойствия ума, тем самым лишая болезнь психических корней. Люди этого типа внимательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем, в том числе и в болезни.
Люди раджастичного типа обычно наделены большой энергией, но могут сами себя «сжечь» чрезмерной активностью. Симптомы болезни у них обычно острые, выздоровление возможно при условии применения правильных лечебных мер. Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни и не желают тратить время ради своего выздоровления или брать на себя ответственность за него. В своих болезнях они предпочитают винить других.
Тамастичный тип больше других предрасположен к затяжным, хроническим болезням, в том числе к раку. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни его, как правило, глубоко укоренившиеся, упорные и трудноизлечимые. Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно находится на низком уровне. Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться.
Психические типы и доши
Один из методов уравновешивания дош состоит в том, чтобы привести их из тамастичного и раджастичного состояния в саттвичное (духовное). Обычно человек не может выйти за пределы своей доминирующей доши, но способен подняться на более высокие уровни ее функционирования. Например, тип Капхи может подняться от жадности — тамастичной эмоции — до уровня саттвичных эмоций поклонения и преданности; этот процесс преобразует эмоциональную предрасположенность к болезням в энергию здоровья и просветления. Без Саттвы мы были бы не в состоянии вообще что-либо воспринимать. Точно так же, как в нас присутствуют все три доши, каждый из нас наделен в различной степени всеми тремя гунами.
Мы должны определить соотношение трех гун в себе. Это подскажет нам путь к усовершенствованию нашего ума и нейтрализации наших тенденций к болезням через йогу и воспитание собственного характера.
Если мы рассмотрим одновременно три доши и три гуны, то получим следующую картину. Каждая доша подразделяется в соответствии с тремя гунами. С точки зрения психической природы ни одна из дош не может считаться лучше других. Свойства их различны, но в каждом типе присутствуют более высокие и более низкие аспекты.
Внутри каждой доши можно выделить семь различных психических типов (так же, как три доши образуют семь различных физических типов). Это чистая Саттва, чистый Раджас, чистый Тамас, Саттва-Тамас, Саттва-Раджас, Раджас-Тамас и все три гуны, присутствующие в одинаковой степени. Абсолютно чистая Саттва (Шуддха Саттва) дает просветление.
Негативные особенности своей гуны (например, привычки, приводящие к заболеваниям) можно излечивать при помощи соответствующих мер — таких как медитация, молитва, мантры, пуджа или другие способы духовного самосовершенствования. Наша современная культура в целом очень раджастична. Поэтому некоторые наши раджастичные черты могут быть обусловлены скорее внешними обстоятельствами, чем нашей собственной природой.