Основной проблемой театра, как в социальном, так и во многих других аспектах, является проблема финансирования и хозяйственной деятельности. Не является секретом, что контроль над выделяемыми средствами из бюджетов различного уровня осуществляется очень слабо, или не осуществляется вообще. И эта проблема определяет все остальные более или менее значительные проблемы.
Например, нередка ситуация, когда театральный чиновник является обеспеченным лицом, тогда как сами творцы театра влачат жалкое существование. Их могут уволить в разгар сезона, ориентируясь на положения контракта. Репертуарная и кадровая политика зачастую определяется людьми, не имеющими даже достаточного образования. Такова ситуация во множестве провинциальных театров. При этом официальная статистика указывает на то, что театр непрерывно и поступательно развивается, богатеет, выпускает премьеры и т.д.
«Формирование идеологических и нравственных основ правового, демократического общества средствами профессионального искусства… в полной мере относится и к профессиональному театральному искусству, влияющему на формирование культурного пространства, обеспечивающему доступ к культурным ценностям и призванному удовлетворять художественные, познавательные, ценностно-ориентировочные, коммуникативные, общественные потребности, способствовать социализации зрителей».[9] Наблюдается полное несоответствие официальной точки зрения и происходящего в реальной театральной жизни.
Существует значительный дефицит профессиональных кадров вплоть до рядовых работников сцены. Зачастую в театрах даже не оформляются коллективные договоры, а значит профсоюзы не имеют реальной возможности отстаивать права своих членов. Малочислен состав юристов, владеющих спецификой театрального дела, поэтому трудовые споры разрешать некому, а руководство театра активно пользуется создавшейся ситуацией в своих интересах. В ряде театров отсутствует такая ненужная дирекции учреждения структура как худсовет. Из театров провинции идет большой отток актеров, новые же выпускники театральных училищ не стремятся в такие театры.
Значительны проблемы бытового характера. Так, здания многих театров нуждаются в капитальном ремонте, сценическая техника также требует ремонта и даже обновления. Не хватает средств для осуществления новых постановок. Зарплаты в театрах малых городов порой не позволяют актерам просто нормально жить. И здесь мы можем утверждать, что дальнейшее реформирование социо-культурной сферы неизменно ведет к сокращению количества спектаклей, а в перспективе и закрытию некоторых театров. Именно поэтому о развитии театральной культуры не стоит и думать без государственной поддержки. В этом плане наблюдаются положительные и поступательные тенденции, например, повсеместное устроение театральных фестивалей различного масштаба.
На данном этапе развития можно говорить о процессе самоорганизации театральной жизни при участии государства. Однако данный процесс тормозится отсутствием определенных условий: не решены вопросы социальной защиты, не сформирована инфраструктура театрального дела и т.п.
Стоит констатировать, что сегодня множеством руководителей культурных учреждений, в частности театров, совершенно не учитывается, что в связи с распространением более коммуникабельных СМИ, потребности современного потребителя продуктов искусства не просто возросли. Постепенно меняется само восприятие искусства. На фоне этого говорить о современном повышении роли театра в обществе как значимого социального института рано. Ведь театр должен идти к зрителю, но часто осуществить желаемое он не может по указанным выше причинам.
Заключение
В конце XX в. распад СССР и смена экономической формации привело российские театры к прогнозируемому результату: исчезновение контроля обусловило и резкое сокращение (и даже исчезновение) финансирования. Вожделенная идеологическая и эстетическая свобода театральных коллективов оказалась в принципе недостижимой, ведь организация постановочного процесса и проката спектаклей – дело чрезвычайно затратное, требующее больших финансовых вложений даже в тех случаях, когда спектакль в итоге окупается. Если добавить к этому расходы на содержание театрального здания, необходимую периодическую модернизацию оборудования, организацию гастролей, рекламу, да и просто заработную плату многочисленных сотрудников театра, то затраты получаются весьма существенными. Театральные коллективы самых разных типов (традиционные репертуарные театры, возникающие с 1990-х студийные и антрепризные) были вынуждены искать способы финансирования своей работы, что, собственно, неизбежно означает ту или иную степень нового контроля (например, со стороны спонсора).
Все эти экономические неурядицы наложили негативный отпечаток на роль театра как социального института. На рубеже веков социокультурная ситуация отодвинула театр с его традиционных позиций, сегодня театру приходится конкурировать с множеством современных зрелищ, с различными индивидуальными и массовыми формами проведения досуга. Многие ценности театральной культуры перестали быть таковыми в сознании многих зрителей. «Расширение объема художественной продукции, культурного предложения открывает возможности широкого выбора, что само по себе обогащает диапазон зрительского восприятия, формирует его новую эстетику, раздвигает круг представлений и оценок, меняет навыки и особенности культурного поведения населения. Определенным образом это сказывается и на самосознании человека, на понимании им собственной индивидуальной ценности, своего места и роли в жизни, наконец, своего личностного, профессионального, общественного достоинства… Через восприятие публики, ее эмоциональную, эстетическую, рациональную оценку, через постижение ее диалога с художником идеи времени, рожденные жизнью, уже на новом, более высоком уровне осмысления фиксируют социальные качественные изменения, формируют общественное настроение, закрепляют новые ценностные установки, направляют и развивают самосознание людей».[10]
Театр вполне обоснованно можно считать особой формой художественного и социального массового общения, выделившийся из общего списка культурных учреждений как социокультурный институт. Театр удовлетворяет множество потребностей человека, формирует отношения человека к действительности, является способом социальной ориентации и способствует познанию индивидуумом общественного жизненного опыта. В то же время, значение театра как социального института сегодня еще не столь значительно, каким оно было в советский период. И хотя в тот период за театром главным образом закреплялась идеологическая функция, но современное развитие театра позволяет с уверенностью говорить о поступательном повышении его роли в развитии социо-культурной составляющей государства.
Список литературы
1. Богданова П. Новый зритель и новые ожидания. Беседа с Замдиректора ГИИ А. Рубинштейном//Современная драматургия. №2. 2002.
2. Васенина Е. Театр – по швам. Интервью с О. Лоевским//Новая газета. №53, от 17 июля 2006.
3. Глазычев В.Л. Городская среда. Технология развития//По материалам Internet-сайта http://www.glazychev.ru
4. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. –М., 1982.
5. Дмитриевский В.Н. Основы социологии театра: История, теория, практика. –М., 2004.
6. Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX в. –СПб., 2007.
7. Жидков В.С. Театр и время. –М., 1975.
8. Кузнецов В., Кузнецова И., Миронов В., Момджян К. Философия. –М., 2004.
9. Корниенко Н.Н. Театр сегодня – театр завтра: Социоэстетические заметки о драме, сцене и зрителе 70-80-х годов. Киев, 1986.
10. Левшина Е.А. Формирование зрительской аудитории театров. –Л., 1989.
11. Программа Ханты-Мансийского АО «Культура Югры» на 2006-2008 гг. //По материалам Internet-сайта http://www.admhmao.ru
[1] Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX в. –СПб., 2007. С.21.
[2] Глазычев В.Л. Городская среда. Технология развития//По материалам Internet-сайта http://www.glazychev.ru
[3] Богданова П. Новый зритель и новые ожидания. Беседа с Замдиректора ГИИ А. Рубинштейном//Современная драматургия. №2. 2002.
[4] Васенина Е. Театр – по швам. Интервью с О. Лоевским//Новая газета. №53, от 17 июля 2006.
[5] Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX в. –СПб., 2007. С.18.
[6] Кузнецов В., Кузнецова И., Миронов В., Момджян К. Философия. –М., 2004. С.441.
[7] Корниенко Н.Н. Театр сегодня – театр завтра: Социоэстетические заметки о драме, сцене и зрителе 70-80-х годов. Киев, 1986. С.121.
[8] Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX в. –СПб., 2007. С.19.
[9] Программа Ханты-Мансийского АО «Культура Югры» на 2006-2008 гг. //По материалам Internet-сайта http://www.admhmao.ru
[10] Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX в. –СПб., 2007. С.15-16.