Одной из главных характеристик деятельности любого театра является его репертуарной политике, которая преследует цель регулярно привлекать постоянного и потенциального зрителя к посещению спектаклей. Роль зрителя как одного из звеньев театральной коммуникации огромна. Прежде всего, необходимо согласие на иллюзию и принятие на себя «роли зрителя». С одной стороны, он практически не принимает какое бы то ни было целенаправленное участие в действии. С другой стороны, состояние его духа оказывает влияние на сущность представления, т.е. реакция, энергия зрительного зала могут служить определяющим фактором игры актеров, атмосферы сцены.
Зритель должен не только понять смысловое содержание постановки, но и абстрагироваться при этом от интерпретации режиссера, сценографа, актеров. Театральная коммуникация «драматург – режиссер – сценограф – актер – критик – зритель» достаточно сложна, и постановка как результат коллективного творчества для публики инвариантна. В то же время драматург, создавая пьесу, не может выйти за рамки традиций национальной культуры, ее мифов и архетипов. Моделируя действительность, формируя образы героя или антигероя, он в определенной степени творит новую культурную среду, участвует в социокультурном процессе.
Говоря об особенностях театральной коммуникации в контексте нашей темы, отметим, что проблема репертуара является определяющей в жизни любого театрального коллектива, от репертуара в первую очередь зависит эффективность его работы. Даже простой перечень исполняемых пьес дает представление о творческих позициях и исканиях того или иного театра, степени его идейной зрелости, о том, насколько он тесно связан с нашей действительностью, стремится глубоко и серьезно ответить духовным запросам зрителей.
Репертуар обычно подбирается сообразно жанру и творческому профилю каждого отдельного театрального коллектива, его художественным традициям, опыту и уровню мастерства его актеров и режиссеров, условиям работы, масштабу местности, степени подготовленности его зрителей (ведь помимо идеологических задач театр выполняет и эстетические задачи – воспитывает художественные вкусы).
Включение в репертуар той или иной пьесы, предполагает точное знание, ради чего она берется, что театр хочет сказать зрителям выбранным им произведением. Это условие в первую очередь относится к крупнейшим профессиональным коллективам. Ведь почти любая пьеса, принятая к постановке театром Москвы, Санкт-Петербурга, других крупнейших городов, неизбежно получает распространение во многих десятках театральных коллективов провинциальных городов. Поэтому идейная и художественная требовательность при выборе пьес – основополагающее условие репертуарной политики театров в центрах.
В целом любой театр обеспечивает в своей репертуарной политики сочетание современных отечественных и классических русских пьес, современных и классических зарубежных пьес; в некоторых случаях – пьес для детей. Правда, не всегда в пределах одного сезона можно добиться того, чтобы на афише присутствовали пьесы всех названных выше категорий. Особенно это трудно осуществить в рамках деятельности театра небольшого населенного пункта, однако важно, чтобы они нашли свое место в общем репертуаре театра.
Является фактом то, что в любом сезоне лидером постановок становится хотя бы одна комедия. Столичные театры чаще всего планируют репертуар таким образом, что в нем обязательно присутствуют комедии. Тенденция к развлекательности не является неожиданностью. Она диктуется стремлением театров сделать репертуар экономически выгодными. Несомненно, спектакли-лидеры демонстрируются не только на стационарной площадке, но и в выездных условиях, – об этом говорит частота их проката. На первые места по этому параметру выходят кассовые спектакли. Пьесы-лидеры демонстрируются на гастролях по восемь раз и больше, в то время как другие всего два-три раза. Однако вывозить спектакль, амортизировать его вещественное оформление, проводить репетиции на новой площадке для того, чтобы показать его зрителю два раза в течение месяца является нецелесообразным.
Погоня за сборами нередко приводит к диспропорциям в репертуарном предложении театра. Конечно, неправильно предполагать, что театр будет показывать спектакли с одинаковой частотой, ведь у любого творческого коллектива есть свои более или менее удачные работы, а зрительская аудитория может принять или отвергнуть новую постановку. Возникшая несоразмерность только тогда абсолютно оправдана, когда за ней стоит продуманная художественная программа театра.
В подборе репертуара существует определенная сложность. У каждого театра есть зрители, которые ждут от коллектива оригинальной режиссерской трактовки, хотят познакомиться с творчеством его новых актеров. Но все-таки большинство предпочитает смотреть новую пьесу. И театру желательно составить такой репертуарный план, который бы не повторял репертуарный план других, подобных ему по духу, театров. Добиться же зачастую трудно, так как многие названия в репертуарной афише (при наличии множества театров) совпадают, и театры иногда вынуждены исключать из репертуарного плана лучшие спектакли, т.к. возрастает конкуренция.
На настоящий момент многие функции театра, которые следуют из его роли как социального института, нивелируются благодаря финансовой составляющей театральной деятельности. Далеко не каждое произведение современного автора может себе позволить какой-либо театр «местного» значения. Например, многие провинциальные театры, желающие поставить то или иное произведение, часто не в состоянии выплатить требуемую сумму автору и организации, защищающей его права. Средства, поступающие из федеральных и местных бюджетов, позволяют театрам существовать, но не жить полноценной творческой жизнью, что очень мешает увеличить социально-общественную роль театра в провинции.
Изучая театральный репертуар можно прийти к пониманию социального контекста театральной жизни, понять, что значит театр в духовной жизни общества. Именно репертуар наиболее полно раскрывает панораму идейно-художественного климата, взаимодействия театра и зрителя.
В настоящий момент театру легче варьировать многократно освещённые проблемы, чем художественно раскрывать рождённые реальной действительностью жизненные конфликты и противоречия. Подстраиваться под невзыскательные вкусы аудитории проще, чем поднимать эстетическую культуру зрителей. В результате такой политики происходит снижение взаимных требований между зрителем и театром. На таком фоне театр чаще обращается к произведениям, которые предлагают зрителю нечто стандартное, привычное и ожидаемое. Совершается отказ от установок театра и зрителя на высокие идейно-художественные нормативы. Коммерческая составляющая выходит здесь на первый план.
Так же как театр влияет на духовную жизнь общества, так и сам он зависит от него, а потому в театральной жизни отражаются все перемены в обществе: идеологического, социально-психологического и экономического характера. Именно такое отражение нашли условия кризиса 1990-х годов, когда резко изменились ценностные ориентиры, идеалы, изменялись социальные роли. В этот момент был смоделирован новый драматургический герой, который представлял собой сконцентрированное выражение постсоветского человека испытывающего на себе все процессы социального перераспределения, что активизировало творческий процесс. Но зрительский интерес к театру значительно уменьшился. Театр искал новые установки и принципы, сопровождающие формирование «нового» общества. Как следствие, с середины 1990-х годов вновь активизируется театральная жизнь, возрождается интерес населения к театру. Это подтверждается количественным ростом театров с 1996 года по настоящее время. Относительная стабилизация художественного рынка, повышение качества спроса и предложения на сценические зрелища обусловили количественный рост театров. Театральное предложение значительно выросло, благодаря чему у людей расширился выбор форм досуга.
Отметим, что публика часто не удовлетворена качеством современной драматургией, она ориентируется на полноценный литературно-художественный репертуар, преимущественно классику. В то же время часть публики, которая имеет более высокий социальный статус (предприниматели, чиновники «высшей руки» и т.п.) тяготеет к западным развлекательным образчикам. Поэтому не удивительно, что театры стремятся ориентироваться на зрителей различных художественных установок и социальных слоев.
Воздействие на театр зрительских предпочтений заметно по тому, как выход в лидеры репертуара классической драматургии. Постановка же современной отечественной пьесы сегодня является рискованным предприятием. Современные пьесы могут уже на начальной стадии проката отсеиваться зрителем. И здесь уже стоит говорить о взаимодействии театра со зрителем и его зависимости от предпочтений аудитории.