Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
1. Место театра в системе культуры: театр как социальный институт 5
2. Взаимодействие театра со зрительской аудиторией 11
3. Театральный репертуар как основа социально-общественных отношений театра и зрительской аудитории 16
4. Социальные проблемы развития и деятельности театра на современном этапе 21
Заключение 23
Список литературы 25
Введение
В обществе на всем протяжении истории всегда существовали различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, поощряющие одни культурные пристрастия, ограничивающие, а зачастую и подавляющие, другие. Театр является одним из важнейших социальных общественных институтов. Известно, что театр всесторонне влияет на личность человека, ее становление: он объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к разного рода деятельности, играет воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Будучи социальным институтом, театр всегда влиял на общественно-организационные процессы.
Специфика театрального искусства определяется в основном характером связи, в частности, с аудиторией, а, в общем, с обществом в целом. Ввиду этого современный театр представляет собой сложнейшую коммуникативную систему. Так как живой процесс театрального творчества происходит на глазах у зрителя, то логично, что функционирование театра невозможно без аудитории. Стоит также учитывать, специфичность театрального действия: его сиюминутность, творческую атмосферу нельзя воссоздать ни в кино, ни на видео-носителе. Именно поэтому, по отношению к аудитории, на театр чаще всего возлагается роль духовного наставника и множество аспектов его деятельности подчинены этой конкретной цели. Так, качество репертуара (или его отсутствие) определяет степень воздействия на зрительскую аудиторию, это, в свою очередь, определяет зрительский спрос и приводит (или не приводит) к определенному финансовому результату.
На сегодняшний день особенности финансовой политики в отношении развития культуры часто приводят к тому, что деньги диктуют условия творчества и тем самым значительно влияют на отношения между театром и обществом. От материальных затрат часто зависит качество и судьба, создаваемой художественной продукции, поэтому театральный деятель поставлен в крайне трудные условия. Его творчество должно не только обладать художественными достоинствами, оно ещё должно быть конкурентно способным на рынке услуг в сфере досуга. В такой ситуации изучение социальных проблем театра приобретает особую актуальность, поэтому частные разделы социологического изучения театра – социология драмы, социология актёра, социология зрителя, социально-экономические проблемы театрального искусства синтезируются в исследовании социальных функций театра, восприятии его с точки зрения принадлежности к социокультурным институтам. Ведь деятельность театра зависит не только от субсидий, дотаций, господдержки, определяющее значение в его развитии также имеют и социально-общественные отношения театра с аудиторией. «Возникновение социальной потребности в диалоге обусловило развитие сценического искусства и соответственно механизмов его творчества, «производства» и распространения. Потребность публики в театре регулирует и направляет его движение».[1]
В контексте данной работы ставится цель рассмотреть театр как социальный институт, где он будет выступать объектом социологического исследования. Для достижения поставленной цели в исследовании необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть суть коммуникативной структуры «Театр – Общество», дать ее характеристику, отметить наиболее специфичные черты такой структуры, особенно в отношении городских театров;
– дать оценку особенностям воздействия театра на формирование у зрительской аудитории социальных установок и предпочтений;
– определить основные проблемы театра как социального института, выполняющего определенные общественно-культурные функции и являющегося объектом социологического исследования.
Место театра в системе культуры: театр как социальный институт
Театр в системе культуры – явление уникальное, специфичное. Особенно это заметно относительно развития культурного потенциала какой-либо общественной структуры (например, ограниченной географическим местоположением). Очевидно, что развитие, расширение или упадок любого населенного пункта нельзя объяснить только экономическими причинами. Так, одни города при росте населения богатеют, другие беднеют; одни развиваются при устойчивом правлении однопартийных муниципалитетов, другие при нем же погружаются в застой, третьи справляются с коалиционным характером городского правления. Одни города не могут существовать без дотаций из государственного бюджета, другие почти в них не нуждаются. И вот здесь, в развитии определенного социума основную роль на себя берет культура: «основой благополучия или неблагополучия конкретного города является зыбкое, неопределенное, трудноуловимое содержание – его индивидуальный культурный потенциал».[2]
Процесс количественного расширения сети культурно-просветительских учреждений в нашей стране исчерпал себя к началу 80-х годов XX в. Явно обозначилось несоответствие между числом и задачами учреждений культуры и действительными потребностями горожан. Уже в этот период социологи выявили значительность разрыва между культурными запросами людей и структурой «предложения». Залы театров, музыкальных театров и концертных залов заполнялись на треть и менее, тогда как эти залы строили все более вместительными. Политический и экономический кризис 1989-1992 гг. не принес изменения ситуации. При этом, освобожденные от политического контроля, однако подконтрольные в административно-финансовом отношении городские учреждения культуры сохранились.
Отметим, что если ранее в общественном сознании существовал достаточно узкий общепризнанный набор популярных театров, драматургов и режиссеров, то сегодня картина поменялась в корне. Как показывают результаты исследований опрошенных зрителей в 11 городах и 42 двух театрах – теперь наблюдается более размытая театральная картина. В отличие от прежних времен, когда примерно треть зрителей с уверенностью «любила» главные театры страны, сегодня лишь около 5% публики имеют устойчивое представление о предпочитаемом театре. Однако, согласно тем же исследованиям, большее число зрителей стало ставить на первое место местный городской театр. Это общая тенденция, характерная для всей театральной жизни.[3] Значительно сузился и диапазон влияния театров. Сами театры стали кардинально отличаться друг от друга, а новое поколение режиссеров выбирает возможность ставить спектакли в разных театрах. Эта ситуация привела к «размыванию» театрального пространства.
В различных социальных общностях (например, в различных городах) однотипные театры имеют неодинаковую структуру аудитории. Некоторые города являются «театральными», другие нет, ведь театр не просто создает свое пространство, а проникает в структуру самого социума, преобразуя его, видоизменяя, придавая отличительные черты. И социум воздействует на театр подобным же образом. Так, не является неожиданным тот факт, что многие провинциальные театры перестали считать примером столичные, подражание столичным традициям ушло в прошлое. Причина этого состоит в том, что сам «провинциальный» социум уходит от столичного понимания жизни, иногда до полного отрицания самих принципов социума столиц.
Сегодня «провинциальные театры являются самостоятельными развивающимися структурами, ориентирующиеся на предлагаемые обстоятельства: «малые города ничем не отличаются от столичных… в них собираются люди без столичных амбиций, действительно влюбленные в театр… В каждом театре малого города есть один-два замечательных артиста, которые в силу каких-то обстоятельств никуда не поехали, и город их знает и любит. Театры малых городов, как правило, хорошо поддерживаются городом изнутри… театр – часть городского пространства… Театр становится в малых городах местом, где странники оседают. И могут существовать, ведь театр – это отдельное социальное устройство, оно с большим миром очень косвенно связано».[4]
Культурный потенциал любой социальной общности является сложной структурой, в которой театр выполняет специфические, присущие только ему функции. Театр следует считать «социально-эстетической коммуникацией с четко выраженной многоканальной обратной связью».[5]
Все основные социальные функции театра на протяжении всей его истории существуют во взаимодополняемом единстве. Чтобы говорить о функциях театра как социального института, необходимо ненадолго обратиться к его истории развития. Известно, что истоки театрального искусства лежат в первобытных языческих ритуалах и обрядах, связанных с коренными моментами жизни тогдашнего общества. Персонификация явлений природы в том или ином божестве обусловливала необходимость своеобразного диалога с богами – в обрядах и ритуалах разыгрывались ключевые моменты, жизненно важные события. В обрядовых действах «зрители» были непосредственно включены в него, именно так задавалась сакральность действа. Тогда же возникло первое осознание необходимой профессионализации будущего театра: чем, например, искуснее ведется диалог с богами, тем вероятнее достижение их благосклонности.
Здесь впервые формируется и осознается одна из важнейших социальных функций будущего театра – идеологическая. Для того, чтобы поддерживать власть, необходимо было формировать нужное общественное мнение и настроение, идеологическую доктрину. Высокая степень эмоциональной включенности участников обрядовых действ (а позже – театральных зрителей), т.е. коллективное переживание, делало их наиболее внушаемыми. Именно отсюда пошло распространенное и вполне объективное утверждение, что театр есть общественная трибуна, с которой пропагандируется и внушается система политических, правовых, религиозных и других взглядов общества.
Вторая, не менее важная общественная функция театрального искусства – коммерчески-развлекательная. Эта функция является производной от идеологической, как способ отвлечения от наиболее острых проблем (достаточно вспомнить лозунг эпохи императорской власти: «Хлеба и зрелищ»). Как любая индустрия развлечений, коммерчески-развлекательный театр способен приносить серьезную прибыль, что в свою очередь, является привлекательным для идеологических и властных структур.
Развлекательная функция включает в себя ориентацию на необычность, яркую зрелищность, а потому она тесно переплетается с коммуникативной (коллективность переживания, чувства, действия). Театр как искусство, коллективное по своей природе, в наиболее предметной форме имитирующее межличностные контакты, в значительно большей степени, чем любое другое привлекает людей к сопереживанию и сотрудничеству, даёт возможность установить более тесные и разнообразные отношения в зрительском социуме. Именно поэтому коммуникативная функция театра отвечает за поддержание целостности общества, именно эта функция позволяет обществу относиться к театру как к особой социальной ценности, необходимой обществу в целом.
Следующей важнейшей функцией театра является познавательная. В данном случае театр выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающей повод для размышлений. Благодаря познавательной функции осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. В такой своеобразной «театральной школе» люди примеряют на себя множество ролей, не только получая информацию о тех или иных жизненных проблемах, но и обучаясь мыслить, рассуждать, думать.
По своей сути театр полифункционален, наряду с идеологической, коммерчески-развлекательной и познавательной функциями существует и ряд других. Эстетическая функция театра обуславливает отношение театра к синтетическим формам художественного творчества. Эстетический образ создается здесь путем соединения выразительных средств различных видов искусства. «Специфику театра обусловливают игра актеров, сценическое действие, режиссерское искусство. Но театр невозможен без пьесы, т.е. литературной, драматургической основы. Оформление спектакля требует обращения к изобразительному искусству, а эмоциональное воздействие спектакля еще более усиливается благодаря музыке. Часто элементом драматического спектакля становится хореография. Все это, вместе взятое, и создает театр – искусство коллективное, причем не только в сфере творчества, но и в аспекте восприятия. Коллективное творчество создателей спектакля дополняется коллективным сотворчеством публики».[6]
Театр – это жизнь, происходящая в сценическом пространстве на глазах у зрителей и построенная по законам данного вида искусства, в котором переплетаются реальное и условное. Сцена, декорации, костюмы, грим и другие средства выразительности являются символами – времени и места действия, эпохи, национальной культуры, национальных традиций. Но все, происходящее в этих «искусственных» условиях, реально до такой степени, что заставляет зрителей сопереживать. Театральная условность не мешает восприятию действия, а подчеркивает главное, эстетически значимое – драматический конфликт, характерные особенности времени и места действия и т.д.
Игровая функция театра оказывает влияние на многие стороны социальной регуляции. В игре проявляются наиболее существенные стороны человеческой сущности. Принимая правила игры, зритель отвлекается от насущных житейских проблем и получает компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности. Игра как развлечение выполняет важную функцию снижения уровня психологической напряжённости, возникающей в силу социального или политического противостояния различных общественных сил. Этим можно объяснить тот факт, что во всяком обществе театральное искусство всегда пользовалось спросом.
Еще одно функция театра, – социализирующая, – тесно связана с престижностью потребления театральной продукции. Посмотреть новую «нашумевшую» постановку, увидеть в спектакле известного актёра всегда имело значение для повышения социального статуса индивидуума в обществе.
Все функции театра выступают во взаимодополняемом единстве. «Современный театр стремится к разнообразию. Разнообразие, функциональная вариативность театра относительно норм и художественных стандартов общества с неизбежностью ведут к диффузности, взаимопроникновению его социальных функций, типов и стилей его «поведения». Само по себе обилие театральных идей, смыслов, форм, стилей «поведения», целей, оценок, ориентаций театра обеспечивает развитие и обновление художественной культуры за счёт новой комбинации её структурных элементов».[7]