К разряду «питье» тибетская традиция относит воду, молоко, молочнокислые продукты, алкоголь.
Вода. Воду различают: дождевую, снежную, речную, родниковую, колодезную, минеральную и древесную.
Вода дождевая безвкусна, но приятна, прохладна, легка.
Вода снежная очень холодна, огонь желудка с трудом нагревает ее, при пользовании несвежей снежной водой «в теле заводятся черви и появляются болезни сердца». Вода, которая находится в чистом водоеме, доступном ветру и солнцу, считается хорошей. Вода болотная и солончаковая, вода, в которой купаются животные, к употреблению не пригодна, так как вызывает различные заболевания.
Холодная вода помогает при обмороках, похмелье, рвоте, головокружении, жажде, жаре тела, болезнях желчи и крови, при отравлениях.
Кипяток согревает, способствует пищеварению, подавляет икоту, удаляет слизь, вздутие живота, одышку. Охлажденный кипяток, не возбуждая сли
зи, удаляет желчь. Считается, что при хранении кипяченая вода уже через день становится подобной яду и возбуждает все три системы регуляции.
Молоко. Издревле человек употребляет в пищу коровье, козье, овечье, ячье, кобылье и ослиное молоко.
Любое молоко очень полезно. Оба его вкуса —
первичный и вторичный — сладкие. Молоко маслянистое, тяжелое, холодное. Любое молоко подавляет ветер и желчь, возбуждает слизь и страсть, увеличивает силы тела. При правильном использовании молоко помогает поддерживать силы тела, укрепляет его, а при неправильном применении может порождать болезни или усиливать их.
Коровье молоко дает остроту душе, полезно при заболеваниях легких, при мочеизнурении. Козье молоко лечит одышку. Овечье молоко подавляет ветер, но вредно для сердца, ячье — лечит болезни желчи и слизи. Кобылье и ослиное молоко употребляют при
болезни легких, оно опьяняет.
Сырое молоко, холодное и тяжелое, возбуждает ветер. При кипячении молоко становится теплым и легким. Сгущенное молоко — тяжелое, плохо переваривается, а молоко парное «подобно нектару».
Молочнокислые продукты. Пища, приготовленная из овечьего молока, горяча и сытна, из коровьего и козьего молока — холодна и легка.
Шо (молочнокислый продукт, простокваша) из цельного молока имеет первичный и вторичный вкусы кислые, «изгоняет жар ветра», возбуждает аппетит, сушит кал. Шо из снятого молока лечит различные заболевания. Сыворотка шо слабит, прочищает сосуды, сыворотка от сыра подавляет слизь, не возбуждая ветер и желчь.
Дар (вид молочнокислого продукта) — теплый, легкий, порождает тепло и ветер, лечит скран и болезни селезенки, геморрой.
Варенец (вареный шо) сушит кал, останавливает
понос от жара.
Алкоголь. Чан (алкоголь) — кисло-сладок, имеет и первичный, и вторичный вкусы кислые. Чан «горяч», «остр», слегка слабит, «раздувает огонь» в теле, порождает смелость, вызывает сон, очищает ветер и слизь. Свежий чан — тяжелый, старый — легче, свежий чан усиливает огонь желудка, облегчает переваривание. Чан из дикого ячменя, поджаренных зерен, овса — легкий, затем по степени нарастания «тяжести» следует пшеничный, рисовый и ячменный чан. Прокисший чан «разгоняет» желчь, слизь и кровь.
После еды нужно пить, это утоляет жажду, содействует измельчению и перевариванию пищи, увлажняет, укрепляет и развивает тело. Но при потере голоса, выделении большого количества мокроты, кашле, других болезнях, развивающихся в частях тела выше ключицы, питье после приема пищи вредно.
При слабости желудочного огня нужно есть мясо, принимать алкоголь. Если пища плохо переваривается и появляется вздутие живота, после еды нужно пить кипяток. При сильном похудании нужно принимать алкоголь, а при ожирении — пить воду с медом. После приема молочнокислых продуктов, алкоголя, меда полезно пить холодную воду.
Если пить во время еды, до еды и после еды, то тело, соответственно, будет в норме, станет тучным, похудеет.
СВОЙСТВА ПРИГОТОВЛЕННОЙ ПИЩИ
То, что способ приготовления пищи влияет на свойства продуктов, из которых она приготовлена, ни для кого не является секретом. Например, из риса можно сварить каши различной консистенции:
жидкую, погуще, густую и плотную, и каждая из них будет иметь свои особенности влияния на организм. Жидкая кашица — суп — утоляет жажду, голод, всасываясь, «выравнивает силы тела», питает, порожда
ет тепло и «размягчает полости сосудов». Суп погуще — также теплый, помогает при жажде, голоде, утомлении, «болезни растворяет», уничтожает запоры. Густая каша утоляет жажду и голод, останавливает понос. Рисовая каша на мясном бульоне или с молоком — тяжелая. Поджаренные зерна риса* прекращают понос, способствуют заживлению переломов. Суп из недозрелого риса или ячменя вызывает запор, угнетает тепло. Поджаренный дробленый рис легок и горяч, подходит желудку, хорошо усваивается. Все застывшие блюда, в том числе из риса, угнетают огонь желудка.
Мясной бульон питателен, насыщает, дает крепость телу, полезен людям, в организме которых доминирующей является система ветра. Суп из сухой муки — лучшее средство при ветре. Крапивный суп тоже подавляет ветер, он порождает тепло, возбуждает желчь и слизь. Супы из просвирника и одуванчика дают тепло и останавливают понос. Суп из колоказии подавляет ветер, возбуждает и желчь, и слизь, сушит раны. Суп из красной мари подавляет все три системы регуляции. Суп из одуванчика холодит, изгоняет жар. Суп из бузульника лечит жар желчи и болезни печени. Гороховый суп повышает аппетит, возбуждает ветер и слизь, «сгоняет жир». Свежие молодые листья гороха выравнивают жар и холод в теле, а использованные через день после сбора возбуждают желчь и слизь. Супы из горичника и купены подавляют ветер и слизь. Суп из редьки порождает тепло, останавливает понос. Суп из чеснока полезен при ветре. Перец бунге порождает ветер и слизь,
расширяет сосуды.
Имбирь вызывает тепло, подавляет болезни ветра. Соль порождает тепло, облегчает пищеварение, придает вкус еде, выводит кал. Все приправы улучшают вкус пищи и возбуждают аппетит.
Имеется в виду предварительно (перед варкой) прокаленные рисовые зерна.
НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ПРОДУКТОВ
«Будь в еде и питье разборчив!» — призывает тибетская медицина, так как пища может стать ядом. Кроме отравления явно ядовитой пищей, которая имеет ряд отличительных признаков, при одновременном приеме несовместимых видов пищи также можно отравиться.
Несовместимыми являются несозревшие молочнокислые продукты и свежее вино, рыба и молоко, молоко и плоды с деревьев, яйца и рыба, гороховый суп и сыр. Нельзя жарить грибы на горчичном масле, есть курятину с кислым молоком, нельзя использовать равные части меда и растительного масла, после приема топленого масла пить холодную воду.
Необходимо всегда соблюдать правила и сроки хранения продуктов. Так, нельзя больше десяти дней хранить масло в бронзовой посуде, есть побелевшее мясо с запахом кислого теста, употреблять вареное мясо, которое долго хранилось закрытым, нельзя есть кислое, запивая молоком, принимать пищу, пока не переварилась ранее съеденная. Непривычная и не ко времени съеденная пища тоже может стать ядом. Переходить к приему несовместимой и непривычной пищи, если в этом есть необходимость, нужно постепенно. Если сделать это сразу, то можно нарушить функции всех трех регулирующих систем организма. Только у молодых, сильных людей, у тех, чей желудок привычен к грубой пище, у кого «силен огонь желудка», у людей, занимающихся тяжелым физическим трудом, постоянно питающихся маслом, даже нарушения принятых правил питания могут не вызвать болезненных нарушений. Всем другим следует соблюдать указанные правила.
«Ешь всего в меру!» Мера принимаемой пищи определяется, исходя из того, тяжелая она или легкая. Пищу легкую можно есть досыта, тяжелую вдвое меньше. Мерой принимаемой пищи служит также то количество пищи, которое легко и быстро переваривается. Постоянное недоедание может привести к то
му, что исчезнет сила и цвет тела, появятся болезни ветра, при переедании же может появиться несварение и избыток слизи в теле, а слизь «закупоривает просвет сосудов и пути движения ветра Ровный огонь». При этом понижается сила огня желудка и появляются заболевания. Поэтому меру пищи, ее количество и качество в первую очередь нужно соотносить с силой огня желудка. Рекомендуется две четверти желудка наполнять пищей, одну четверть — питьем, а одну четверть оставлять для ветра.
Глава 3
ОБРАЗ ЖИЗНИ,
СПОСОБСТВУЮЩИЙ ДОЛГОЛЕТИЮ
Каждый человек должен стремиться прожить долго и притом без болезни. А для этого в первую очередь нужно стараться избегать причин и обстоятельств, приводящих к расстройству питания в организме. Без серьезных причин жизненные процессы не нарушаются. Если человек будет приспосабливаться к изменениям погодных и климатических условий, получит соответствующее воспитание, направление шести чувств, строго будет держаться правильного образа жизни, надлежащих пищи и питья, то в таком случае расстройства жизненных процессов в организме не произойдет, и человечество будет
пользоваться совершенным здоровьем до предельного возраста.
Автор «Чжуд-ши» считает, что, несмотря на возраст, возможно продолжить жизнь, пользоваться здоровьем юноши, крепостью и сохранением шести чувств. Существуют представления об идеальных условиях жизни, которые считаются наиболее благоприятными для здоровья человека и способствуют долголетию. Для этого необходимо жить в красивой, гористой, с незагрязненной почвой местности, защищенной от действия ветров, вести умеренный образ жизни, окружить себя людьми молодыми, хорошего нрава и правильно пользоваться втиранием, массажем и ваннами, принимать укрепляю
щие и восстанавливающие силы средства и употреблять только свежие и доброкачественные пищу и питье.
ПРАВИЛА ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ
Необходимо всегда помнить о двух причинах, порождающих болезни, и избегать их. Эти причины — пища и образ жизни, не соответствующие возрасту, конституции, времени года, климату. Поэтому «Чжуд-ши» дает подробные рекомендации и советы, призванные сохранить здоровье, бодрость и спокойствие людей.
Вот что советует «Чжуд-ши».
Следует постоянно иметь при себе лекарства от кровотечений, от ушибов, от отравления пищевыми веществами, от простуды и от заразных болезней.
Всех врагов пяти внезапных болезней имей при себе как неотлучную охрану.
В качестве талисманов рекомендуется носить под мышкой слева лекарства — ртутные пилюли, миро-балан, аир, тмин, смолу ватики; на голове драгоценные камни — алмазы, вайдурья, рубины, изумруды, сапфиры в золотой оправе; на шее — тексты заклинаний.
Автор «Чжуд-ши» приводит также частные советы, которые должны способствовать сохранению не только здоровья, но и жизни человека:
Не садись в ненадежную лодку и на непослушного коня. Избегай тех мест, где могут убить, берегись воды и огня. Не лезь на крутой берег. Летом и зимой на деревья не влезай. Садясь на землю, (под собой) посмотри, отправляясь в путь, дорогу изучи. Ночью по срочному делу из дома выходя, бери посох и спутника.
Согласно представлениям тибетских мудрецов, необходимо вести размеренную жизнь и одинаково
относиться ко всем. Только такое отношение к людям поможет избежать всего того, что причиняет страдания.
Человек должен знать цену своим словам, выражениям, речам. Он должен быть твердым в своих убеждениях и выполнять все данные обещания. Дурные поступки, совершенные человеком, могут быть искуплены только хорошими поступками, совершенными впоследствии. Прежде чем действовать, необходимо все серьезно обдумать.
Автор «Чжуд-ши» предупреждает:
Не все услышанное принимай за истину,
а проверь как следует. Все, что услышишь, произнеси про себя
и сделай краткий вывод.
Нужно хорошо подумать перед тем, как сказать что-нибудь, и не стоит поддаваться приятным словам, произносимым женщинами, но следует говорить с ними искренне, твердо.
Следует быть откровенным с теми, которых уважаешь и любишь, избегать людей с дурным характером, легко относящимся к дружбе и ко всякого рода поступкам, а враждебных умело делать безвред-^ ными. ^
. |
От любящих и верных не таись, разговаривай открыто. t| Будь нетороплив, но тверд, мирно и быстро вступай в общение.
Врагам спуску не давай, но усмиряй их благородными
способами. Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии.
Для друзей нужно жертвовать собою и не забывать их услуг; почитать воспитателей, отца, родственников и власть; вести дружбу со всеми людьми независимо от того, к какой национальности они принадлежат; серьезно заниматься своим хозяйством и экономно расходовать средства.
Не следует с жадностью копить добро, затрачивая на это все свои силы, необходимо знать меру.
разумные люди и при богатстве умеют подавить свою гордость.
Нельзя унижать бедных, несчастных, завидовать счастливым. Не следует дружить с людьми дурными и неприязненно относиться к хорошим людям и представителям науки и религии. Нельзя желать владеть чужим имуществом, жалеть о том, что сделано, и давать власть людям дурного нрава.
Неправоту свою и поражение признавай,
А если сам победишь — будь сдержанным.
Если мудр — не зазнавайся, а если богат — знай меру.
Низких не попирай, высоким не завидуй.
Дружбы и вражды с негодяями избегай.
На чужое не зарься. Остерегайся ошибок и грехов.
Чтобы потом не раскаиваться, дурным людям власть
не давай. Силы душевные не трать, но нравом будь широк.
Следует знать, чего желаешь добиться в жизни, и неторопливо достигать цели. Нужно действовать так, чтобы всякое желание было исполнено в течение одного месяца.
Соблюдая эти правила, если даже будешь действовать один, ты никому не будешь подчинен. Даже раб, поступая так, сделается господином многих.
А теперь о том, как жить по возвышенным законам.
Все люди стремятся быть счастливыми, для чего стараются трудиться, иногда даже без высокого нравственного идеала.
Всякое земное счастье может быть причиной страданий. Поэтому человечество должно стремиться к высшим идеалам, думать о добрых делах, избегая всяких дурных поступков.
Нельзя убивать, воровать, лгать, быть грубым, легкомысленным, шпионить, завидовать, ненавидеть, не должно поддаваться страстям, следует избегать дурных мыслей и помогать, по силе возможности, тяжко больным, бедным и несчастным.
С благоговением ищи опору в друзьях (добродетели*), грех отбрось подальше. Убийство, воровство, разврат, ложь, болтливость, грубость и сплетни, жадность, вредность и еретические взгляды — от этих десяти грехов тело, язык и душу отврати. Страдающим, больным и бедным помогай, чем можешь-Содержи в чистоте тело, язык и душу, гони от них грехи. Язык и прочие органы не перенапрягай,
но и не распускай...
Укрощение тела, языка и души, бескорыстная милостыня, забота о чужих делах, как о своих, — вот предел возвышенного поведения.
В «Чжуд-ши» говорится, что не только с людьми, но и с животными следует поступать так же, как поступал бы с самим собою.
Ко всем, начиная от червей, относись как к себе.
Общаясь с людьми, следует говорить правдиво, ясно, с приятной улыбкой, с достоинством, помогать своим врагам и быть милосердным и любящим. Необходимо укрощать в себе всякое эгоистическое побуждение, ничего не жалея, делиться с окружающими, а о делах чужих радеть, как о своих собственных.
Улыбайся честно и искренне, говори прямо. Даже врагам, замышляющим злое, старайся быть полезным.
Однако в «Чжуд-ши» упоминается не только о высших законах, но и о законах земных:
Мирские законы — основа всех достоинств. Надо накрепко выучить их, следовать их букве
и содержанию.
Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали.
* Друзья (добродетели) — буддийские монахи.
Соблюдая все перечисленные выше правила, человек сможет прожить долгую и счастливую жизнь.
«Да буду я днем и ночью жить так», — эту мысль всегда держи при себе, и страдание удалится.
ПИТАНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПО СЕЗОНАМ ГОДА
Располагая знаниями о свойствах и действии пищевых продуктов, о правилах их рационального использования в питании, а также имея сведения о влиянии образа жизни на состояние систем регуляции, тибетская медицина предлагает определенные образ жизни и питание людям разных конституцио-нальных типов по сезонам года. Ниже приведены рекомендации тибетских медиков по правильному питанию и образу жизни в каждый из сезонов.
Как известно, в зимние месяцы усиливается третья система регуляции — слизи. Результаты ее деятельности в организме «приходят в движение» (проявляются) позже, когда «внутреннее тепло тела ос-, лабевает, а действие солнечных лучей усиливается». В этот период нужно.питаться продуктами, имеющими три последних вкуса, горький, жгучий и вяжущий, например мясом животных из сухой местности, старым ячменем, употреблять в пищу мед, питье принимать горячим. В это время также полезно пить отвар из имбиря. Образ жизни зимой надо вести «жесткий», подвижный, обтираться водой для того, чтобы «удалить слизь». Соблюдение этих правил особенно рекомендуется людям конституции слизи.
В начале зимы от холода закрываются поры,
прибывает сила огня, возбуждается ветер,
и если есть в это время мало, то силы тела убудут.
Поэтому опираться нужно на три первых вкуса.
Ночи длинные, можно да утра проголодаться,
а это вызывает упадок сил тела,
поэтому надо натираться кунжутным маслом, есть мясо, супы, «маслянистое», жирное, носить постоянно меховые одежды и сапоги, греться грелкой, у огня, на солнце, жить в двухэтажных земляных домах. В конце зимы холода усиливаются, поэтому описанный образ жизни является наилучшим.
В следующий сезон года — весной — «в период роста растений солнце очень жаркое, оно похищает силы».
В это время
надо есть сладкое, маслянистое, «прохладное», соленое, жгучее, кислое. Тяжелый труд на солнце противопоказан.
Хорошо обмываться прохладной водой,
пить разбавленное вино, в тонкой одежде сидеть в прохладном доме,
вдыхая аромат, или в тени деревьев под ветерком.
Людям конституции ветра рекомендуется придерживаться этих жизненных правил для того, чтобы предотвратить в весенний период чрезмерное усиление системы ветра.
Летом тучи в небе, набухшие водой, от ветра и холода испарения земли и муть воды угнетают огонь, поэтому прибегай к тому, что порождает тепло.
Летом, особенно в конце лета, лучи солнца могут привести к накоплению желчи, но в движение она придет, то есть проявится ее накопление, осенью. Для того чтобы предотвратить накопление и проявление накопления желчи, нужно есть сладкое, горькое, вяжущее, горячее, жирное.
Пей чан из засушливых мест, живи на верхнем (этаже^ дома в тепле...
носи одежду, пропитанную запахом камфоры, сандала, ветиверии,
а в доме разбрызгивай воду (с благовониями).
Этих же советов хорошо придерживаться в следующий сезон года — осенью. Наиболее полезны эти рекомендации людям конституции желчи.
Таким образом, в питании по сезонам года необходимо придерживаться следующих правил. Летом и зимой есть и пить теплое (обладающее теплыми свойствами), весной — грубое, осенью и в период роста растений — летом — прохладное (обладающие холодными свойствами). Летом и зимой предпочтительнее употреблять в пищу продукты с тремя первыми вкусами, то есть сладкие, кислые, соленые, а весной — продукты с тремя последними вкусами — горькие, жгучие, вяжущие. В сезон роста растений следует питаться пищей со сладким вкусом, осенью принимать продукты со сладким, горьким и терпким вкусами.
Осенью и весной хорошо также проводить очищение кишечника слабительными, очищение желудка — рвотными, а летом в качестве профилактических и лечебных процедур рекомендуется делать клизмы.
Такие образ жизни и режим питания особенно полезны тем людям, в организме которых в соответствующий сезон года усиливается доминирующая система регуляции. С учетом состояния ведущей регулирующей системы в «Чжуд-ши» даются также рекомендации в отношении продолжительности сна, половой жизни, купания, а также различных оздоровительных очищающих процедур и массажей с использованием масел.
НАСТАВЛЕНИЯ О СНЕ
Не спать ночью — это «грубый» (образ жизни), надо спать. Если не спал, на другой день постись и спи половину
времени.
Пьянство силы губит, горе и напряжение истощают. Тем, кто много говорил, а также старым и напуганным сезон роста растений «груб», ночи в эту пору коротки, силы убывают, копится ветер;
им полезно спать днем и есть «тяжелую» жирную (пищу), У других от дневного сна слизь увеличивается, тело пухнет,
голова тупеет и болит, будут подавленность и простуды.
Итак, «Чжуд-ши» предупреждает, что бодрствование ночью — грубое нарушение режима жизни. Если случилось так, что не пришлось спать ночью, нужно спать на следующий день на голодный желудок половину времени ночного бдения.
Тем, кто страдает от плохого здоровья, алкоголизма, людям пожилого возраста, уставшим, ослабленным полезно спать после обеда, особенно в летние месяцы. Это необходимо для того, чтобы предупредить усиление первой система регуляции — ветра. При хорошем здоровье спать днем не рекомендуется, так как это способствует накоплению слизи, а затем и ее движению, что может привести к увеличению веса, появлению отеков, головным болям, подавленности и частыми простудными заболеваниями.
Постоянная сонливость является проявлением избытка слизи в конституции. «Чжуд-ши» рекомендует устранять избыток слизи в организме при помощи рвотных средств, поста и активной половой жизни.
Проявлением избытка ветра в организме является бессонница. Ею страдают, как правило, люди конституции ветра. Для того чтобы спать ночью, необходимо бодрствовать в течение всего дня. При плохом сне рекомендуется также использовать в питании молочнокислые продукты, мясо, горячее молоко, супы, творог, питательную пищу, хорошо также втирать масло в кожу головы и тела.
НАСТАВЛЕНИЯ О ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ
Недопустимы противоестественные сношения, а также с чужими (женщинами),
с уродливыми, беременными, утомленными и больными.
Также нельзя сношаться во время месячных. Зимой страсть усилена и число сношений не ограничивается.
Осенью и весной можно через два дня, а летом — раз в полмесяца.
В противном случае органы теряют силу, появится головокружение и можно вдруг умереть.
Нельзя жить половой жизнью во время менструации, с беременными женщинами и больными. Зи-. мой половая активность повышена и число сношений не ограничивается, осенью и весной жить половой жизнью рекомендуется 1 раз в 2—3 дня, а летом — раз в полмесяца. При несоблюдении режима половой жизни слабеют органы чувств, появляется слабость, головокружение и, как предупреждает «Чжуд-ши», «можно вдруг умереть».
КУПАНИЕ
Очень полезны для здоровья водные процедуры. Купание снимает усталость, уменьшает жажду и жар. Оно усиливает страсть, физическую силу, предупреждает кожные болезни. Считается, что купание продлевает жизнь. Полезно обмывание теплой водой нижней части тела, но не рекомендуется мыть голову и волосы горячей водой, ибо она «похищает волосы и силу зрения». Противопоказано купание при заболевании носа и глаз, а также сразу после еды.
Купание усиливает страсть, силу, увеличивает жизнь
и цвет, смывает пот, грязь, запах, снимает усталость, удаляет жажду и жар.
Но мытье головы горячей водой похищает волосы и силу зрения.
Купание противопоказано при поносе от жара,
вздутии живота, ма-жу, болезнях носа и глаз,
чхам-па, а также после еды. Глаза имеют природу огня, вода им вредна.
МАССАЖ С ПРИМЕНЕНИЕМ МАСЛА
Постоянное натирание кожи маслом отдаляет момент прихода старости, излечивает расстройства ветра, поддерживает в нормальном состоянии голову, ноги и уши, делает кожу упругой и эластичной, а тело — стройным и легким, укрепляет, дает телу тепло и огонь. Однако частый массаж с применением масел может оказаться вредным для организма. Он противопоказан старикам, детям, людям, страдающим расстройствами ветра и желчи, горячими болезнями. Рекомендуется делать натирания с маслом людям конституции слизи, особенно зимой и весной. Они способствуют уменьшению слизи, препятствуют накоплению жира, превращая
его в энергию, делают кожу чистой, конечности крепкими.
Постоянные натирания маслом сдерживают старость. подавляют ветер, поддерживают голову, ноги и уши, тело делают легче, укрепляют, жир сгоняют, дают тепло и огонь.
Но в чрезмерном количестве они нежелательны. Старикам и детям, больным ветром
и желчью натирания противопоказаны. Сытая жирная пища зимой и весной, также сильные натирания хороши для людей слизи. Натирание удаляет слизь, способствует
переплавлению жира.
Это лучшее, что кожу делает чистой, а конечности крепкими.
Чтобы не причинить боль и не нанести вред организму, следует массировать не сухое тело, а использовать при этом масло. Оно укрепит и смягчит кожу, усилит сопротивляемость организма. Масло богато
тепловой энергией, которая передается человеческому телу.
В соответствии со структурой мускулатуры в теле можно выделить 3 главные области: первая — торс и голова (от начала позвоночника до макушки головы), вторая область проходит от таза до
пальцев ног, и третья — от ключиц до кончиков пальцев рук.
При массировании передней части торса руки должны двигаться от основания позвоночника вверх к макушке головы и наружу, к области грудной клетки. Во второй области массаж следует начинать от района пупка спереди и места соединения позвоночника и таза сзади и продолжать движение вниз по обеим сторонам в направлении пальцев ног. Массаж третьей области (в нее входят плечи, верхние части рук, запястья, ладони и пальцы) начинается на участке ключиц и идет вниз по направлению к пальцам рук.
Масло, нанесенное в точку соединения позвоночника и черепа, оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, укрепляет память и улучшает зрение. Для улучшения зрения, слуха и укрепления волосяного покрова полезно наносить масло в область макушки, около висков с последующим мас-сированием всей головы. Масло также наносится на кожу и в области сердца, пупка, подмышек, ступней и икр.
При нарушении деятельности системы ветра полезно делать массаж с кунжутным (сезамовым) маслом. Для людей конституции желчи более приемлемы подсолнечное, кокосовое или сандаловое масло, обладающие эффектом охлаждения. А людям с доминирующей системой слизи полезно кукурузное масло или масло корня аира.
При нарушениях системы слизи массаж нужно делать утром. Расстройство системы ветра уменьшается после вечернего массажа, а нарушения деятельности системы желчи — после полуночного.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ
Специальные наставления врачебной науки требуют: не терпеть голода и жажды, не задерживать рвоты, отрыжки, зевоты, чихания, дыхания, сна, мокроты, слюны, экскрементов, газов, урины.
Неудовлетворение голода приводит к истощению сил, вызывает в организме расстройства, потерю аппетита и головокружение. Такие расстройства излечиваются небольшим количеством удобоваримой, жирной, теплой пищи.
Неутоление жажды вызывает сухость языка, головокружение, сердцебиение, расстройство кровообращения, опьянение. Эти расстройства излечиваются веществами охлаждающего свойства.
Задержка рвоты вызывает отвращение к еде, склонность к заразам, одышку, рожистые процессы, расстройства кожи, хронические воспаления, абсцессы, расстройства зрения и бронхиты. Возникновение подобных расстройств предупреждается воздержанием от пищи и голоданием, окуриванием веществами приятного запаха, полосканием рта, желудка и пищевода.
Задержка чихания вызывает притупление шести чувств, головную боль, боли в шейных мышцах, па-резис мускулов лица и ослабление нижней челюсти. Все эти расстройства предупреждаются ароматическим курением, лекарствами, вводимыми через нос, смотрением на солнце.
Задержка зевоты вызывает то же самое, что и задержка чихания. При этом расстройства от задержки зевоты предупреждаются средствами, излечивающими расстройства ветра.
Задержка дыхания приводит к появлению опухолей, нарушениям работы сердца, кровообращения. Расстройства от задержки дыхания устраняют средствами, излечивающими расстройство ветра.
Длительное воздержание от сна вызывает зевоту, слабость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, ослабление пищеварительной способности. Все эти расстройства излечиваются употреблением мяса, бульона, вина, массажем, втиранием маслянистых веществ и сном.
Задержка мокроты приводит к увеличению мокрот на местах их образования, одышке, худобе, расстройству сердца и кровообращения, потере аппети
та. В таких случаях следует прибегать к отхаркивающим средствам.
Задержка слюны вызывает расстройства сердца и центральной нервной системы, течь из носа, головокружение, потерю аппетита. Подобные нарушения предупреждаются умеренным употреблением вина, сном и приятными разговорами.
Задержка газов вызывает сухость в экскрементах, задержку экскрементов; возникают опухоли, появляются колющую боли, делается потемнение в глазах, ослабляется пищеварение и усвоение, сопровождающееся нарушением сердечной деятельности.
От задержки экскрементов появляется дурной запах изо рта, боль в темени, сведение икр, лихорадка и расстройства, подобные тем, которые появляются от задержания газов.
Задержка урины приводит к возникновению каменной болезни и различных нарушений половой сферы. Все эти расстройства предупреждаются ваннами, втираниями, массажем, компрессами, маслянистыми лекарствами.
Как чрезмерное воздержание от половых сношений, так и злоупотребление в зрелом возрасте вызывает сперматорею, боль в члене, задержку урины камнями и импотенцию. Такие расстройства излечиваются ваннами, правильным супружеским образом жизни, при котором необходимо, чтобы оба супруга испытывали совершеннейшее ощущение, а также употреблением в пищу растительных масел, молока, мяса курицы и вина.
Таким образом, препятствия жизненным отправлениям организма приводят к самым различным расстройствам, прежде всего расстройствам системы ветра, которые сразу негативно воздействуют на нервную систему. В связи с этим следует вовремя излечивать все эти расстройства соответствующими образом жизни, пищей, питьем и лекарствами.
Если всевозможные расстройства лечить только голоданием и успокаивающими средствами, устра-
няя лишь внешние проявления болезни, то расстройства эти снова возобновляются. Расстройства, возникающие зимой, следует излечивать весной, расстройства, возникшие в весеннее равноденствие, — летом, а расстройства, возникшие летом, — осенью.
Часть III
БОЛЕЗНИ И ЛЕЧЕНИЕ
ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ
В «Чжуд-ши» указывается на основную, общую причину возникновения всех заболеваний:
Если указать на общую причину,
то общая причина всех болезней одна —
это невежество, возникающее от незнания отсутствия «Я».
Все твари, пока находятся
во власти невежества, от болезней не избавятся.
Далее говорится о «трех причинах», порождающих болезни, и «четырех условиях», способствующих усилению или ослаблению течения болезней. Автор «Чжуд-ши» пишет:
Частные причины, возникающие от невежества;
страсть, гнев и глупость — вот эти три яда, а плоды их: ветер, желчь и слизь —
три начала болезнетворных. Время (года), демоны, питание и образ жизни —
это четыре условия, способствующие накоплению или истощению болезней.
Итак, причины болезней — это расстройство трех систем: ветра («рлунг»), желчи («мкхрис») и слизи («бадкан»). Как же сохранить нормальное функционирование этих трех систем?
«Жить долго и не болея!» — вот первый и основной принцип тибетской медицины. И для его реали-зации предусмотрен целый комплекс жизненных мероприятий, которые необходимо соблюдать.
Как уже упоминалось ранее, развитие болезней происходит под влиянием на человеческий организм ряда факторов, среди которых можно выделить объективные и субъективные. Объективные условия — климатические особенности места жительства, смена времен года — не зависят от человека. Субъективные человек определяет сам. К ним относятся: образ жизни, характер питания, вид трудовой деятельности, общение, особенности сексуальной жизни. Все объективные и субъективные факторы окружающей среды представляют собой внешние причины, воздействие которых может вызвать развитие болезни. Однако все эти внешние причины болезней проявляются и действуют на уровне внутренней среды организма, состояние которого определяют три системы регуляции — ветер, желчь и слизь. Таким образом, объективные и субъективные причины, оказывая влияние на организм человека, вызывают изменения в функционировании трех регулирующих систем. Нарушение деятельности этих систем и приводит к развитию заболеваний.
Основной причиной возникновения болезни под действием внешних условий является расстройство системы регуляции. Система регуляции, доминирующая в организме, определяет, как известно, тип конституции человека. Эта же система регуляции является наиболее чуткой. Она быстрее всех отреагирует на воздействие окружающих факторов, и ее реакция будет наиболее сильной в отличие от реакции других регулирующих систем.
Таким образом, тип конституции человека предопределяет его природную расположенность к определенным заболеваниям, которые возникают в результате расстройства доминирующей системы регуляции.
Расстройство доминирующей системы регуляции может быть вызвано различными причинами, как объективными, так и субъективными.
Как уже отмечалось, к объективным факторам относятся климатические условия проживания и сезон года.
Система ветра усиливается и накапливается в организме, когда человек проживает в регионе с климатом холодным, сухим и ветреным. В максимальной степени это усиление наблюдается в период весны. Конечно же, особенно выраженным усиление системы ветра будет у людей конституции ветра.
Накопление системы желчи происходит у всех людей, проживающих в условиях жаркого и влажно-;
го климата, но в максимальной степени оно проявляется в организме людей конституции желчи, имеющих доминирующую, то есть наиболее реактивную (отзывчивую), систему желчи. Усиление системы желчи происходит в течение всего лета и особенно в конце лета — начале осени.
Усиление, накопление системы слизи в максимальной степени будет происходить у людей конституции слизи, особенно у тех из них, которые проживают в условиях климата влажного, холодного, и в течение холодного времени года, зимой, к концу зимы — началу весны.
На состояние систем регуляции влияет и дейст-вие субъективных внешних факторов, таких, как об-раз жизни, характер питания, вид трудовой деятель-ности, особенности половой жизни человека. Так, например, активный образ жизни, длительные фи-зические и психологические нагрузки, недостаточ-ный сон и отдых, малопитательная пища вызывают расстройство системы ветра. Появлению подобных нарушений также способствуют пищевые продукты, обладающие первичными вкусами горьким и вяжу-щим, если они используются в питании часто или в больших количествах. Такой образ жизни у людей, проживающих в условиях климата сухого, холодного и ветреного, и особенно у людей конституции ветра, в течение весны (чаще всего в конце весны — начале лета) может привести к появлению заболеваний, в основе которых лежит расстройство системы ветра.
Люди с конституцией желчи, которые ведут чрезмерно энергичный образ жизни, проживают в условиях жаркого и влажного климата, употребляют в пищу преимущественно или в большом количестве пищу с кислым, соленым и жгучим вкусами, рискуют вызвать у себя, особенно в течение лета, значительное накопление системы желчи, что может привести к появлению заболеваний.
Малоподвижный образ жизни, леность, чрезмерный сон и отдых у людей конституции слизи, особенно у тех из них, которые проживают в регионах с холодным и сырым климатом и используют в питании преимущественно или в большом количестве продукты со сладким, горьким и вяжущим первичными вкусами, в течение зимы, к весне могут вызвать значительное расстройство системы слизи.
А теперь подробнее рассмотрим причины расстройства регулирующих систем организма. Считается, что заболевания возникают из-за нарушения питания в организме. Чтобы нормально функционировать, каждый орган в теле человека, каждая клетка должны хорошо питаться. Три главных жизненных процесса совершаются во всех органах, тканях и частицах, в организме нет места, где бы не совершались эти жизненные процессы. Когда же какая-либо из регулирующих систем организма выходит из состояния равновесия, нарушается питание всего организма.
Причины расстройства питания бывают отдаленные и ближайшие. Отдаленные причины в свою очередь разделяются на общие и частные. В организме происходит неисчислимое множество расстройств питания. Перечислить причины каждого расстройства невозможно. Общей причиной различных расстройств должно считать неведение, то есть отсутствие знания о самом себе. Частными причинами расстройств питания нужно считать те, которые опять-таки происходят от нашего неведения: 1) от неумения пользоваться своими страстями, 2) от отсут
ствия истинной доброты и 3) от незнания вообще и от нашего незнакомства с врачебной наукой в частности.
Ближайшими причинами расстройства питания в организме считается расстройство системы регуляции ветра, желчи или слизи.
Итак, близкие причины — ветер, желчь, слизь,
пока в них нет изменений, пребывают как
(потенциальные) причины болезней,
но как только равновесие между ними нарушится,
то проявляют себя как болезни
и начинают вредить телу и жизни.
Даже если эти нарушения едва заметны, они все равно в будущем могут стать причинами расстройства питания в организме. В том случае, когда эти расстройства значительны и не излечиваются вовремя, тогда их влияние на организм ясно обнаруживается. При расстройстве жизненных процессов желчи ткани, под влиянием этого расстройства, медленно сгорают по причине усиления энергии жизненной живой теплоты. Несмотря на то что жизненные процессы желчи главным образом совершаются в первых путях пищеварения, расстройства их имеют влияние на грудную полость.
Вообще все расстройства питания, которые начинаются с повышения температуры, сопровождают-
<ся расстройством жизненных процессов желчи.
Возмущение желчи сжигает силы тела, ибо она обладает природой Огня и горяча.
Находясь внизу, она устремляется вверх.
Все болезни жара только от нее.
Расстройства жизненных процессов системы слизи в организме способствуют ослаблению энергии жизненной живой теплоты. Несмотря на то что жизненные процессы слизи главным образом совершаются в грудной полости, расстройства их имеют влияние на брюшную полость. Вообще все расстройства питания, начинающиеся понижением температуры, сопровождаются расстройствами жизненных процессов системы слизи.
Возмущение слизи угнетает огонь и тепло, ибо она обладает природой Воды и прохладна. Будучи наверху, она падает вниз. Все болезни холода только от нее.
Расстройство системы регуляции ветра, одинаково сопровождая расстройства жизненных процессов желчи или слизи, в первом случае способствует повышению температуры, а во втором — понижает ее. То есть разбалансированная система ветра при дополнительных расстройствах желчи повышает температуру тела, а при сопутствующих расстройствах слизи понижает ее. Кроме того, расстройство системы ветра способствует одновременному расстройству жизненных процессов и желчи, и слизи и вызывает тем самым совершенно противоположные расстройства питания всего организма.
Поэтому ближайшей причиной всевозможных расстройств питания в организме должно считать прежде всего расстройство регулирующей системы ветра.
Ветер является общим для холода и тепла. На солнце он способствует перегреву. При луне — усиливает охлаждение. Он проникает и вверх-вниз, и внутрь-наружу. Он вызывает распри между холодом и теплом, поэтому ветер — это причина всех болезней.
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЮ
У причин существуют три условия:
порождающие, накапливающие и способствующие
проявлению.
Порождающие — это те, что порождают и увеличивают. Накапливающие собирают и в движение приводят,
а способствующие проявлению дают толчок
к проявлению болезни.
Порождающие условия: погода, органы чувств
и образ жизни. их недостаток, избыток, неверность порождают болезни.
Расстройства питания в организме зависят от времени года и погодных условий, от состояния деятельности шести чувств и от образа жизни.
Если в жаркое время года слишком жарко или, наоборот, прохладно, если в холодное время года слишком холодно или, напротив, тепло, если в дождливое время года слишком много, или же слишком мало дождей, или нет дождя вовсе, такое состояние времен года считается ненормальным, а значит, способно вывести из равновесия доминирующую систему регуляции.
Когда мало тепла, холода, а также дождей —
это недостаток. Избыток — наоборот, когда их слишком много.
Шесть чувств функционируют нормально, когда человек имеет нормальное зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и ощущение полной удовлетворенности (физической и умственной), являющейся результатом деятельности органов чувств. Усиление их деятельности, или ослабление, или слишком резкая перемена считаются ненормальными.
Когда пять органов с их пятью объектами (восприятия) мало сообщаются или совсем не связаны —
это недостаток,
а чрезмерное соединение будет излишеством. Неверным считается соединение с тем, что находится слишком близко — слишком далеко, с тем, чего слишком много — слишком мало, с тем, что устрашает и причиняет страдания.
Образ жизни охватывает физическую, умственную, душевную деятельность человека, а также его умение пользоваться даром слова.
Умеренный образ жизни считается нормальным;
усиленная или ограниченная деятельность всех четырех его составляющих или насилие над ними отрицательно повлияют на состояние здоровья человека. Строгий образ жизни, теплые пища и питье, теплый климат, теплое жилище, теплое время года поддерживают нормальное состояние системы ветра. Все холодное, то есть холодный климат, холодное время года, холодное помещение, холодная одежда, холодные пища и питье, приводят к расстройству системы ветра.
Такие расстройства излечиваются с помощью всего маслянистого и теплого.
Умеренный образ жизни, все прохладное, то есть прохладное время года, прохладная одежда, прохладные пища и питье, поддерживают нормальное состояние жизненных процессов желчи. Жаркий климат, жаркое время года, слишком теплое помещение и одежда, горячие и горячительные пища и питье вызывают расстройства жизненных процессов желчи.
Эти расстройства излечиваются под влиянием успокаивающего и прохлаждающего.
Малоподвижный образ жизни, приятный климат, плодородная почва, прохладное помещение, легкая одежда, жирная и сдобная пища и питье поддерживают нормальное состояние жизненных процессов системы слизи. Оттепель и сырость в холодное время года, теплые пища и питье приводят к нарушению функционирования системы слизи.
Лечить такие расстройства рекомендуется суровым образом жизни и строгой диетой.
Каждая из систем регуляции имеет в человеческом организме определенную область наибольшей активности. При нарушениях в функционировании какой-либо регулирующей системы эта область способна перемещаться в пределах человеческого тела и концентрироваться, например, в каком-нибудь органе. Подобные расстройства вызовут у человека недомогание и заболевание. Организм считается здоровым только тогда, когда все жизненные процессы совершаются в районах своей деятельности.
Деятельность системы ветра совершается нормально во время равноденствий, если этому соответствуют климатические условия, строгий образ жиз-яи, питательные и удобоваримые пища и питье. Нарушения системы ветра не произойдет, если человек, в зависимости от времени года и колебаний температуры, вовремя примет соответствующие меры предосторожности, позаботится о помещении, одежде, пище и питье. Летом в дождливые, с холодным ветром дни нарушаются жизненные процессы ветра. Осенью во время теплых сухих дней при употреблении теплой и жирной пищи и питья они снова излечиваются.
Жизненные процессы желчи совершаются нормально и в летнее время, при употреблении жирной я питательной пищи. Они не нарушатся, если человек позаботится о прохладном помещении, легком одеянии, о пище и питье. Осенью процессы желчи, как правило, расстраиваются под влиянием той же питательной жирной пищи и питья, теплой одежды и помещения, но в начале зимы, с приходом холодных дней, снова излечиваются.
Жизненные процессы системы слизи нормально совершаются и в конце зимы при употреблении жирной и питательной пищи и питья в холодном виде. Не произойдет нарушения их даже при малоподвижном образе жизни. В начале весны, с наступлением теплоты, эти жизненные процессы нарушаются, а во время весеннего равноденствия под влиянием сурового образа жизни, легкой и питательной пищи снова излечиваются. '
Итак, каждый из этих жизненных процессов име-6 ет благоприятные и неблагоприятные периоды. Но под влиянием пищи, питья и образа жизни процессы ветра, желчи и слизи могут совершаться нормально, нарушаться и снова излечиваться в любое время года.
Условия, способствующие заболеванию,
бывают общими и частными. Общие: сезоны первоэлементов, демоны гдон, яды, неподходящее питание, неверное лечение и дурные деяния. Другими словами, к общим причинам, приводящим к расстройству жизненных процессов в организме, относятся: 1) неумение приспособляться к изменениям погодных условий, 2) индивидуальные особенности человека, его восприимчивость к различным воздействиям, 3) разного рода отравления, 4) вредные пища и питье, 5) неправильное лечение, 6) порочная жизнь.
К частным причинам, расстраивающим систему ветра, относятся: употребление веществ горького вкуса, малопитательного и грубого свойства, распутная жизнь, голодание, бессонные ночи, усиленная работа и долгие разговоры на голодный желудок, обильное кровотечение, сильный понос и рвота, частая простуда, сильные рыдания и разговоры о предметах, огорчающих и вызывающих печаль, а также злоупотребление физической и умственной сферами организма.
Частные: избыток горького, «легкого», «грубого», половые излишества, голод, недосыпания, чрезмерная работа на пустой желудок, обильное кровотечение, сильные рвота и понос, охлаждение на морозе, плач до утомления, горе в сердце, многословие, питание долгое время несытной пищей, сдерживание позывов, а также потуги чрезмерные — вот эти условия приводят ветер в движение.
К частым причинам, расстраивающим жизненные процессы желчи, относятся: злоупотребление пищевыми веществами жгучего и приятного вкуса, обильное употребление горячей и острой пищи, продолжительный сильный гнев, сон днем, усиленная сидячая работа, чрезмерное усилие при поднятии тяжелых вещей и производстве земляных работ, чрезмерные гимнастические упражнения, бег, борьба, драка, падение с лошади, ушибы, падение с высоты, удары, чрезмерное употребление мяса, масла и вина.
Склонность к жгучему, «острому», «горячему»,
«маслянистому», неукротимый гнев в духовной природе,
сон в жаркий полдень и после сна тяжелая работа,
непосильный груз, копание твердой земли,
натягивание тугого лука, драка, борьба,
бег наперегонки изо всех сил,
падение с лошади и с кручи,
попадание под падающее, удар камнем, побои палками, I мясо, тростник сахарный, чан и прочее в большом количестве — вот эти условия вызывают жар желчи.
Причины, приводящие к расстройству жизненных процессов системы слизи, таковы: длительное или частое употребление пищи горького и приятного вкуса, тяжелого, прохлаждающего и жирного свой-;
ства, продолжительное спокойное пребывание послов обильной еды, сон днем, продолжительное пребыва-I ние в сыром месте, продолжительное купание, влияние холода и сырости при легком костюме, употреби ление в большом количестве свежих, сырых и гнилых ягод, семян, плодов, овощей, жирной козлятины^ мяса буйвола, растительных масел, старого несвежего масла, редьки, вообще сырой зелени, сырой пи-ь щи, недоваренной, переваренной, копченой, козьего. молока, кефира, кумыса, холодного чая — вообще злоупотребление пищей и питьем. Особенно вредно употребление пищи до усвоения съеденной ранее.
Склонность к горькому, сладкому, «тяжелому»,
«холодному», «маслянистому»,
малоподвижность после еды, сон в дневное время,
лежание на сыром, купание, легкая одежда,
пшеница, горох, фрукты, недозрелые и испорченные,
сушеная козлятина, тощее мясо, жир, масло растительное,
топленое и прогорклое, старая зелень, редька лежалая,
чеснок и прочее в сыром виде,
пища недоваренная, подгоревшая и забродившая,
козье молоко, шо и дар из него, холодный чай и вода,
употребление пищи и жидкости в избытке,
прием пищи до того, как переварилось ранее съеденное, —
вот эти условия вызывают болезни слизи.
Если все условия смешаны,
то будет болезнь сложного характера.
То есть одновременное влияние различных причин вызывает расстройства двух или даже трех жизненных процессов.
ПРЕДВЕСТНИКИ БОЛЕЗНИ
Отдаленными предвестниками возникновения болезни, по «Чжуд-ши», могут служить окружающие люди, сновидения, изменения внешности и характера больного.
В том случае, когда больного окружают люди, выдающиеся по своим знаниям и уму, люди религиозные, доброжелательные, с хорошим характером, человек имеет все возможности для скорого выздоровления. В противном случае нельзя надеяться на то, что больной выздоровеет, особенно если окружают его лица трусливые, легкомысленные, торопливые, нервные, раздражительные, безнравственные, ведущие неприличные и неприятные разговоры.
Если посланный от больного встретит врача сердитого, бранящегося, ожидающего только вознаграждения, это предвещает дурной исход.
Если отправляться в дорогу четвертого, шестого и девятого числа лунного месяца, во время затмения солнца или луны, в дни, известные худыми предзнаменованиями, и в ночное время, то исход пути может оказаться неблагополучным. Не предвещает ничего хорошего и то, если во время сбора в дорогу приходится видеть и слышать брань, плач, убийство, драку, пожар, а также если путнику пересечет дорогу змея, обезьяна, выдра или кошка.
Хорошей приметой считается довольство и изобилие, когда в дороге встречаются сады с богатым урожаем, монастыри, красивые места, веселые пиры, домашний скот, дети, родные, добрые и нравственные люди, приветствующие путника ласковыми и радостными словами.
Когда приходится выносить из дома всякие яства, без всякой причины тухнет огонь и бьется посуда — это дурные предзнаменования.
В «Чжуд-ши» говорится, что сновидения человека тоже влияют на его общее состояние. Они бывают шести родов. Люди видят во сне то, что видели наяву, то, что слышали, то, что имели, то, что чувствовали, то, что надеялись сделать, или, наконец, бывают сны, которые предвещают серьезное расстройство питания организма, то есть заболевания. Сновидения с начала ночи легко забываются и не имеют последствий. Исполняются же те сновидения, которые человек видит под утро и способен ясно восстановить в памяти.
Сновидениями, предвещающими болезни, считается следующие: если человек видит во сне, что едет аа кошке, на обезьяне, на барсе, на лисице, на мертвеце; если он едет на восток верхом без одежды на медведе, на лошади, на свинье, на муле, на верблю-•це; если он видит, как у него на голове выросло дерево, на котором птица свила гнездо, и из сердца также выросло дерево или цветок; что он падает в канаву, лежит в гробу; что у него оторвалась голова; что он окружен воронами и гадами, питающимися мясом;
что у него слезла кожа с ноги или что он оказался в утробе матери, утонул, увяз, съеден рабами, нашел железо и золото и продал; ссорился, отдавал подати, повинности, женил сына, сидел без одежды, брил усы и бороду, пировал с умершими, сопровождал их и вообще весело проводил с ними время, был одет в
красные и пестрые одежды.
Бесчисленное множество сновидений подобного рода, по мнению автора «Чжуд-ши», указывает на то, что в организме возникают серьезные нарушения в деятельности систем регуляции, действующие на умственную сферу организма. Если эти сновидения беспрерывно продолжаются, то предвещают смерть, а если они неожиданно возникают у людей, не имеющих расстройства питания, то скоро исчезают.
Хорошим и счастливым предзнаменованием считаются сны, в которых человек видит небожителей, известных и знатных людей, самцов домашнего скота, пожар. Добрым знаком считаются и такие сны, в
которых приходится натираться кровью и грязью, одеваться в белую одежду, удается избежать опасности, победить врагов, случается найти различные семена, предметы роскоши, подниматься на гору и на стены крепости, доставать плоды с дерева, ехать верхом на льве, на слоне, на лошади, на быке, переезжать через реку и отправляться на запад и на север, молиться, угощать мать и отца.
ПУТИ БОЛЕЗНИ И ПРИЗНАКИ ИСТОЩЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ ИЛИ ВОЗБУЖДЕНИЯ РЕГУЛИРУЮЩИХ СИСТЕМ
Теперь о том, как болезнь входит в поражаемые места. Условий, способствующих этому, четыре. Поражение одного из поражаемых бьет по связанным
с ним.
Ветер размещается в костях, желчь — в крови и в поте, а слизь — во всех остальных силах тела. Так как силы тела* являются для них опорой, то от смятения вредных начал** силы тела
становятся тоже опасными, и оба (вредные начала и силы тела) начинают вредить
нечистотам***.
Сок пищи, вызывающей какую-либо болезнь, ветром Проникающим разносится по отверстиям. И когда прозрачный сок попадает в отверстие, то все его недостатки при соответствующем образе
жизни,
подобно тучам, собирающимся в небе, начнут на своих местах расти и копиться. При благоприятных условиях они придут в движение и, кинувшись по шести дорогам****, станут болезнью. Места, на которые опирается проникшая болезнь:
место переваривания, вертлужная впадина, кости,
* Силы тела или ткани организма (см. «Ткани, составляющие организм человека, или Силы тела»).
** Вредные начала — ветер, желчь, слизь.
*** Вредить нечистотам — изменять кал, мочу и пот.
**** Шесть дорог — кожа, мясо, сосуды, кости, плотные и полые органы.
суставы, осязание и уши — это места ветра,
а в особенности — место переваривания, толстая кишка.
Место желчи — пупок, желудок, кровь, пот,
прозрачный сок, чху-сер, глаза и кожа,
а в особенности — граница между переваренной
и непереваренной (пищей). Слизь находится в груди, шее, легких, голове, в прозрачном соке, жире, костном мозге, семени, кале, моче, в носу, языке, а в особенности там, где пища еще не переварена.
Болезни в тибетской медицине классифицируются на основании того, деятельность какой регулирующей системы организма оказалась нарушенной. Такое дифференцирование заболеваний происходит на нескольких уровнях. Первый уровень — выявление расстроенной регулирующей системы, вызвавшей заболевание.
Каждая из трех систем регуляции может претерпевать различные изменения:
1) уменьшаться (истощаться);
2) увеличиваться (накапливаться);
3) меняться качественно — возбуждаться (возмущаться).
Признаков проявлений вредных начал три:
накопление, истощение и возбуждение. То, что копится и истощается, — это болезни, силы тела
и нечистоты. Расскажу о причине, отличительных чертах,
их проявлениях. Причины накопления и истощения вредных начал.
Если питание и образ жизни неблагопрятны
или плохо сочетаемы, если не соблюдаются правила, что принять,
от чего воздерживаться, то это явится причиной накопления —
истощения сил тела. Второе. Огненная теплота тела * находится на своем месте,
но ее части присутствуют во всех силах тела,
* Огненная теплота тела — желчь Переваривающая, которая находится на границе между непереваренной и переваренной пищей.
и от ее загорания — затухания зависят накопление и истощение.
О состоянии огненной теплоты можно судить по нечистотам*.
Каждое из указанных нарушений в системе регуляции сопровождается определенными внешними проявлениями, симптомами. Ниже приведены 1) наиболее характерные симптомы расстройства систем регуляции; 2) признаки локализации ветра, желчи и слизи в различных органах; а также 3) симптомы поражения одной из пяти разновидностей каждой из систем регуляции.
Симптомы уменьшения (истощения) трех систем регуляции:
— при истощении системы ветра понижается активность, человек становится неразговорчивым, малообщительным, снижается внимание, память становится неясной, появляются ощущение дискомфорта и признаки усиления системы слизи;
— в результате истощения системы желчи уменьшается тепло в теле, теряется цвет кожи, лицо темнеет, человек мерзнет, дрожит;
— при уменьшении системы слизи появляются головокружение, сердцебиение, слабость всех суставов и связок.
При увеличении (накоплении) систем регуляции появляются следующие симптомы:
— при увеличении ветра тело «сохнет», лицо темнеет, живот становится твердым и напряженным, человек мерзнет, тянется к теплу, появляются болтливость, сонливость, головокружение, уменьшаются силы, вместе с тем становятся ясными и четкими все ощущения;
* Признаком чрезмерного усиления огненной теплоты
являются сухой кал и запоры, ослабление сопровождается поносами.
— при увеличении желчи моча, кал, глаза, кожа приобретают желтый цвет, усиливается голод и жажда, тело становится горячим, появляются бессонница, понос;
— при увеличении слизи уменьшается тепло тела, снижается способность переваривать пищу, появляется много слюны и выделений из носа, сонливость, затрудненное дыхание, бледность кожных покровов.
Возбуждение систем регуляции сопровождается следующими симптомами.
При возбуждении ветра пульс становится полым, пустым, моча прозрачная, как вода, после отстаивания остается жидкой, хочется ходить, появляются вздохи, сознание возбужденное, голова немеет и кружится, шум в ушах, язык сухой, красный, шершавый, во рту вяжущий привкус, перемежающиеся боли, озноб и дрожь, при движении колющие боли повсеместно, кажется, что тело сводит, сжимает, растягивает, скручивает, сильные боли при движении, на кончиках желтых волос проступает желтая жидкость, бессонница, зевота, дрожь, потягивание, приступы гнева, в пояснице и суставах боли, как от побоев, колющие боли в затылке, груди и челюстях, точки ветра раскрыты и болят при нажиме, пустая рвота на рассвете, кашель с мутной мокротой, урчание в животе, вечером боли после еды.
Признаки возбуждения желчи: пульс полный, четкий, сильный и быстрый, моча красно-желтая, с запахом и с сильным паром, голова болит, тело горит, во рту кислый привкус, язык с толстым налетом, сухо в ноздрях, на глазах желто-красное облачко, неожиданные колики, ночью бессонница, и днем невозможно заснуть, мокрота красно-желтая солоноватая, жажда, понос и рвота желчью и кровью, потливость, запах, цвет тела красно-желтый, при созревании болезни он проходит, в полдень и в полночь боли при переваривании пищи.
При возбуждении слизи пульс вялый, слабый, медленный, моча белесая с незначительным паром и запахом, во рту пресный привкус, язык и десны белесые, глаза тоже белесы и веки отечны, насморк и выделение мокроты, тяжесть в теле и на душе, аппетит нарушен, нет тепла, пищеварение ослабленное, болят почки и поясница, телй отекает, появляются гнойники, рвота и понос слизью и съеденной пищей, память неясна, сонливость, слабость, кожа зудит, суставы тугоподвижны, разрастается мясо, равнодушие к делам, пища, съеденная в дождь, утром или вечером, сразу приходит в движение.
При преобладающем расстройстве восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха живот вздут и упруг;
при преобладающем расстройстве жизненных процессов желчи живот вдавлен и мягок;
при преобладающем расстройстве жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической систем живот не вздут, не вдавлен, не упруг и не мягок.
Нарушения функционирования систем организма сопровожаются скоплением ветра, желчи или слизи в различных тканях и органах. Симптомы и последствия таких нарушений также были подробно описаны тибетскими медиками.