Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


VII. Составление служебных документов и ведение деловой переписки 13 страница




Документ определил нравственный эталон поведения сотрудни­ка органов внутренних дел. Наряду с Присягой Кодекс является основным деонтологическим наставлением, обращенным к созна­нию и совести сотрудника.

Главный его замысел направлен на формирование единства убе­ждений и взглядов сотрудников органов внутренних дел по ключевым вопросам профессиональной этики, служебного этикета и культуры поведения, способствующих эффективному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач.

В Кодексе закреплены: моральные принципы и профессиональ­но-этические нормы, являющиеся нравственной сутью (основой) правоохранительной деятельности; основные правила поведения сотрудников при выполнении своих служебных обязанностей и вне службы; обязанности должностных лиц по обеспечению неукосни­тельного соблюдения положений Кодекса; порядок разрешения этических конфликтов и ответственность за нарушение профессио­нально-этических норм и правил поведения.

Кодекс служит основой для формирования содержания долж­ной профессиональной морали в подразделениях органов внут­ренних дел; он призван помочь сотруднику правильно ориентиро­ваться в сложных нравственных коллизиях, конфликтных и иных ситуациях, обусловленных особенностями его службы; он также

1 Аналогичные кодексы разработаны и в других правоохранительных органах Российской Федерации.


14. Нравственные основы административно-правовой деятельности 491

выступает как инструмент общественного контроля над поведением сотрудников.

Принципиально важным является положение о том, что граж­данин Российской Федерации, поступающий на службу в органы внутренних дел, должен быть ознакомлен с содержанием Кодекса. Это в свою очередь должно серьезно повлиять на личный профес­сиональный выбор гражданина. Сознательность и добровольность возлагаемых на себя будущих профессиональных прав, обязанно­стей и ограничений составляют основу свободы морального выбора каждого кандидата на службу в органы внутренних дел.

Как показывают результаты специальных исследований, граж­данами на первое место ставятся профессионализм, культура по­ведения (общения) и общее интеллектуальное развитие сотрудни­ка. Его способность эффективно, грамотно и уверенно исполнять свои служебные обязанности. Его стремление к социальной спра­ведливости и неукоснительному соблюдению законности. Его вы­сокие морально-волевые, этические качества. Способность брать на себя ответственность и противостоять любым действиям, на­рушающим закон, права и свободы граждан. Не менее необходи­мыми качествами у сотрудников граждане хотели бы видеть чест­ность, порядочность, доброту и сопереживание, стремление по­мочь словом и делом.

И если принципиально оценивать пожелания людей, то их требова­ния обоснованны и по-человечески понятны. Такими и должны быть сотрудники органов внутренних дел в правовом государстве, в демократическом обществе. И не случайно вопросам нравственной культуры сотрудников, культуры общения с гражданами на страни­цах Кодекса уделяется самое пристальное внимание.

Нравственная культура сотрудника органов внутренних дел, как основа его профессионализма, всегда была и остается важнейшим фактором эффективности всей правоохранительной работы. Про­фессионально-этическая воспитанность, общая и профессиональ­ная культура связаны самым тесным образом. Более того, значение духовно-нравственных качеств сотрудников органов внутренних дел для эффективности их работы, для мобилизации на решение слу­жебных задач, для укрепления дисциплины и законности будет по­стоянно расти. Чем это вызвано?

По долгу службы сотрудники органов внутренних дел находятся, можно сказать, в самой гуще социально-экономических и полити­ческих событий и зачастую первыми сталкиваются с возникаю­щими в обществе проблемами. Они испытывают на себе двойное



II. Прикладная этика


по сравнению с остальными людьми давление негативных факторов. Ведь кроме того, что они являются сотрудниками правоохрани­тельной системы, они остаются обычными гражданами и испыты­вают на себе все трудности существующих в обществе противоре­чий. К примеру, тысячи сотрудников прошли через межнациональ­ные конфликты, жертвуя не только своим здоровьем, физическим и психическим, но и собственной жизнью. Выполняемые ими в «горячих точках» функции не всегда соответствовали характеру решаемых задач в обычных условиях. Сильнейшие стрессы и пси­хологические травмы, полученные ими, потребовали ряда специ­альных мер для реабилитации сотрудников, прошедших через это испытание.

В органы внутренних дел приходят работать люди, как правило, с обостренным чувством социальной справедливости и с доста­точно конкретными представлениями о добре и зле, благородстве и подлости. Однако это чувство и эти представления необходимо умело поддерживать и грамотно развивать. Не секрет, что многие сотрудники органов внутренних дел остро нуждаются в подтвер­ждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в нравственном оправдании сделанного ими профессионального выбора. И Кодекс, вне сомнения, поможет в этой «внутренней» работе.

Вместе с тем, криминальная ситуация в стране прочно заняла свое место в ряду важнейших проблем национальной безопасности. Никакими материальными благами, никакими карательными, уст­рашающими мерами невозможно заставить человека не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Именно поэтому профессионально-этическое и духовно-нравственное воспитание личного состава рассматриваются руково­дством МВД России как моральная и духовная основа эффективно­сти деятельности органов внутренних дел. И воспитательная работа с личным составом должна быть направлена в первую очередь на мотивационную составляющую, на формирование глубоких, устой­чивых убеждений сотрудника. Ведь главное — не знать, а уметь применить знания в работе. Мало только знать содержание Кодекса, куда важнее — понимать зачем, почему, во имя чего?

Понимание требований Кодекса, их соблюдение поможет со­труднику органов внутренних дел честно жить и работать, открыто смотреть в глаза людям, всегда помнить, что, служа закону, он служит своему народу.


1 4. Нравственны е основы административно-правовой деятельности __________ 493

Кодекс не претендует на исчерпывающее изложение общих и ситуативных рекомендаций должного профессионального поведе­ния сотрудника органов внутренних дел, основанного не только на правовой грамотности сотрудника, но и на его профессионально-этической, деонтологической подготовленности. Сотрудник, как и любой человек, конечно, не может быть застрахован от вероятности этической ошибки или морального конфликта. Но в интересах дела он всегда должен руководствоваться нравственным правилом, что лучше ошибиться по совести, чем быть правым вопреки ей.

Не всегда от нас зависит принятие важного государственного решения, однако вопросы чести и достоинства, совести и долга на­ходятся в нашей полной власти.

Разумеется, появление в обществе «рыночной» психологии и новых «моральных» ориентиров существенно влияет на нравст­венное содержание правоохранительной деятельности и прежде всего ее мотивационной стороны. Если для многих видов про­фессиональной деятельности мотивация хотя и значима, но не первостепенна, то для борьбы с преступностью просто «работы» как источника материального обеспечения уже недостаточно. Тем большую значимость приобретает стабилизирующий внут­ренний мир сотрудника фактор нравственной культуры. Добро­совестное исполнение сотрудником своих обязанностей в этой ситуации становится уже не службой, а служением людям, Оте­честву. И на пути этого служения Кодекс профессиональной этики обретает характер не столько категорического императива, сколько нравственного путеводителя.


 

Заключение

Профессиональная этика, являясь одной из форм научного зна­ния, направлена в конечном счете на повышение уровня профес­сиональной культуры лиц, от которых зависит законность и право­порядок в стране. Это наука об общественно-значимом поведении профессионала, гуманном характере долга, в основе которого лежит признание ценности человека, об облике человека, посвятившего себя служению другим людям, о должном отношении к гражданам, себе, государству, своей службе, сослуживцам, о той идеальной мо­дели сотрудника, которая должна реализоваться в процессе по­строения правового государства.

Являясь комплексной многоаспектной системой званий, воспро­изводящей философскую, правовую, эстетическую, политическую, социально-психологическую, педагогическую, организационно-управ­ленческую стороны правоохранительной практики, профессиональ­ная этика ставит перед собой конкретную цель и задачи по совер­шенствованию профессиональной деятельности. Важнейшими среди них выступают:

• гуманизация, преодоление формализма, бюрократизма и кор­рупции, недопущение преступности среди сотрудников;

• борьба с профессиональной нравственной деформацией;

• привитие работникам органов правопорядка навыков долж­ного поведения, основанных на вежливости, такте, уважении прав и свобод граждан.

Приблизить реальный облик своих сотрудников к идеальному — такова трудновыполнимая, но весьма реальная задача первосте­пенной значимости, поскольку от ее разрешения зависит престиж российского государства, поддержка государственной политики населением, уважение к представителям государственной власти, а также престиж конкретных должностных лиц, органов правопо­рядка в целом.

Конечно, многое зависит от интеллектуального потенциала, зна­ний, умений, навыков профессионала, но, пожалуй, наиболее важ­ным фактором выступает культура личности защитника правопо­рядка, его нравственность и гармоничность, гуманистическая на­правленность мировоззрения. Только высококультурный сотрудник


 

сможет в полной мере осуществлять возложенные на него функции и задачи по защите граждан и общества от противоправных деяний.

В основе жизнедеятельности современного общества лежат гу­манистические ценности: уважение и признание значимости лично­сти человека, его прав и свобод, ориентация в повседневной жизни на «золотое правило нравственности», которое гласит: «Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Когда на гуманистические ценности опираются в своей жизни и деятельности защитники правопорядка, то, как правило, создаются благоприятные условия для свободного и полноценного развития большинства членов социума.

Гуманистические ценности находят прямое воплощение в эти­кете, где всеобщее уважение к человеку независимо от его социаль­ной, этнической, культурной принадлежности является свидетель­ством демократизации и оценивается как нравственная добродетель, показатель моральной цивилизованности и светскости. Уважение к другим людям дает основания и для истинного самоуважения чело­века. А это крайне важно для защитников правопорядка, так как в полной мере уважать других может только тот, кто уважает себя сам, и уважаем другими людьми.

Поскольку деятельность сотрудников правоохранительных орга­нов осуществляется в процессе общения, взаимодействия с другими людьми, существенное значение приобретает умение правильно себя вести в различных ситуациях, грамотно говорить, соблюдать правила приличия, а также иметь благоприятный внешний облик и одежду. Таким образом, принадлежность к правоохранительным органам предполагает обязательное соблюдение гражданского и служебного этикета.

В идеале же облик сотрудника должен представлять собой свое­образный ансамбль, где мировоззрение, поведение, манеры, речь, внешний облик и одежда сливаются в единый гармоничный образ защитника правопорядка. Именно такой образ соответствует социаль­ным ожиданиям большинства людей.


 

Глоссарий понятий и терминов, используемых в профессиональной этике

Авторитет — признание за индивидуумом права на принятие ответ­ственных решений в условиях совместной деятельности.

Аксиология (греч. axia — ценность и logos — учение) — теория, рас­сматривающая философские вопросы моральных ценностей.

Альтруизм — моральный принцип, предписывающий человеку по­давление собственного эгоизма, готовность жертвовать для общего блага личными интересами.

Аморализм — противоположность морали, отказ от законов нравст­венности, оправдание безнравственного, игнорирование общечеловече­ских ценностей.

Аскетизм (греч. askeo — упражняться) — моральный принцип, пред­писывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслажде­ний, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.

Бесстыдство — сознательное и демонстративное пренебрежение общепризнанными нормами поведения.

Благо — понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности тех или иных предметов, явлений действительности. Разли­чают материальные и духовные, личные и общественные блага.

Благодеяние — действие, имеющее положительное нравственное значение и объективный результат, последствия которого полезны ок­ружающим людям.

Благодарность — отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в осо­бом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответ­ствующих практических действиях.

Благородство — моральное качество, характеризующее действия, поступки личности, совершающиеся на основе возвышенных мотивов. Включает такие качества, как самоотверженность, верность нравствен­ным принципам и идеалам, мужество, великодушие и др.

Вежливость — моральное качество, характеризующее поведение че­ловека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.


Глоссарий понятий и терминов используемых в профессиональной этике 497

Верность — качество, характеризующее нравственную линию пове­дения личности, приверженность тем нравственным нормам, которыми руководствуется личность в повседневности.

Вина — положение (состояние), противоположное правоте, в кото­ром оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление.

Воздаяние — вознаграждение или наказание человека за совершен­ные им действия в соответствии с их моральной ценностью.

Воля — способность человека преодолевать препятствия и доби­ваться поставленной цели.

Воспитание нравственное — составная часть единого процесса обще­ственного (профессионального) воспитания. Основная задача нравст­венного воспитания — внедрение нравственных требований общества в сознание каждого отдельного (конкретного) человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.

Выбор нравственный (моральный) — акт нравственной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении нрав­ственной линии поведения или конкретного поступка в ходе самостоя­тельного принятия решений личностью.

Выдержанность — моральное качество, включающее умение челове­ка контролировать собственные чувства, действовать в соответствии с целями вопреки трудностям. Проявляется в самообладании.

Высокомерность — качество, характеризующее неуважительное от­ношение к другому человеку. Связана с себялюбием, преувеличением собственных достоинств.

Героизм — особая форма человеческого поведения, которая в нрав­ственном отношении представляет собой подвиг.

Гордость — моральное чувство, в котором отражается осознание со­ответствия высшим ценностям и стандартам. Отражает также внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость — отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение, недоброжелательность к людям, невнимание к интере­сам других, неумение сдерживать раздражение, неспособность быть тактичным.

Гуманизм (гуманность) — принцип мировоззрения (в том числе и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, ува­жение к личности, доброе отношение ко всему живому.

Деонтология (греч. deon — долг и logos — учение) — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).


Деятельность моральная — категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нрав­ственная сторона, из всех видов побуждений — специфически нравст­венные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы.

Добро — нравственная категория, отражающая поведение людей, содействующее росту человечности в отношениях между ними. В идее добра лежит стремление человека и человечества к совершенству.

Добродетель — понятие нравственного сознания, служащее обоб­щенной характеристикой положительных устойчивых моральных ка­честв личности, указывая на их моральную ценность.

Долг — одна из основных категорий этики, общественная необхо­димость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относяще­гося ко всем людям, в личную задачу конкретного лица, сформулиро­ванную применительно к его положению и ситуации, в которой он на­ходится в данный момент.

Достоинство — этическая категория, обозначающая глубоко осоз­нанную моральную потребность человека в признании, уважении ок­ружающими, в справедливом отношении к нему людей за его полезную деятельность и весь стиль жизни. Важнейшей предпосылкой достоинства человека является наличие у него положительных личностных качеств.

Жизненная позиция — направленность жизнедеятельности личности, ее точка зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане — это сис­тема поведения личности, определяемая его убеждениями, совестью.

Зависть — неприязненно-враждебное чувство по отношению к ус­пехам, популярности, моральному превосходству или преимуществен­ному положению другого лица. Возникает у человека на основе себя­любия и связанных с ним честолюбия и тщеславия.

Заповедь — нравственная норма, представленная в моральном соз­нании в виде поведения, исходящего от какого-либо авторитетного лица. В религиозном истолковании нравственности законодателем выступает Бог.

Злоупотребление властью (служебным положением) — умышленное использование сотрудником органов внутренних дел своих должност­ных полномочий и преимуществ вопреки интересам служебного долга, исходя из корыстной заинтересованности.

Золотое правило — одно из древних нормативных требований, вы­ражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».


Глоссарий понятий и терминов используемых в профессиональной этике 499

Идеал нравственный (греч. idea — представление, идея) — категория морального сознания. Нравственный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания личности, дает образец, к которому необходимо стремиться.

Измена — нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви.

Императивность — понятие, фиксирующее долженствование, пове­лительный характер нравственных требований.

Интуитивизм — направление в этике, сторонники которого утвер­ждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосно­вать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются челове­ком интуитивно, как «самоочевидные истины».

Иррационализм — методологический принцип истолкования приро­ды нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное — отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственности, пре­увеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме.

Искренность — моральное качество, характеризующее личность и ее поступки. Выражается в том, что личность делает и говорит, в верности самой себе; правдивость, откровенность.

Категории — это универсальные формы мышления.

Категории этики — основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретиче­ский аппарат этической науки.

Категорический императив — основная категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», который гласит: посту­пай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим мораль­ным законом.

Качества моральные — понятие нравственного сознания, с помо­щью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей.

Клевета — один из видов вероломства, ложное обвинение дру­гих, обычно совершаемое умышленно, ради эгоистических интересов или по другим низменным мотивам (зависть, месть, стремление к расправе).

Климат морально-психологический (коллектива, подразделения) — эмоционально-нравственное состояние, моральный дух сотрудников, их отношение к нравственным ценностям и степень осознанной мотива­ции к выполнению оперативно-служебных задач.

Кодекс моральный — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.


Кодекс профессиональной этики — профессионально-нравственное руководство, обращенное к сознанию и совести сотрудника органов внутренних дел.

Конфликт интересов — внутреннее противоречие между служебным долгом и корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред высокому званию сотрудника как стража правопорядка.

Конфликт моральный — специфическая ситуация морального выбо­ра, в которой необходимо разрешить противоречие во имя нравствен­ной нормы и цели.

Конфликт этический — ситуация, при которой возникает противо­речие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.

Конформизм — социально-психологическая ориентация, склады­вающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей.

Корыстолюбие — отрицательное моральное качество, характеризую­щее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды (в крайней форме — алчность).

Культура — совокупность всех созданных и создаваемых человече­ством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.

Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстети­ческие нормы этого поведения.

Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгои­стических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и чело­веколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.

Личность — субъект нравственной деятельности. Человек становит­ся личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия мораль­ным требованиям общества, осознает их содержание и значение, спо­собен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оцени­вать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя.

Любовь — чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо. Устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.

Малодушие — отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности человека отстоять


Гло ссарий понятий и терминов используемых в профессионал ьной этике 501

и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприят­ные последствия.

Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обра­щения с другими людьми.

Мещанство — моральное качество, в общей форме характеризую­щее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жизненных идеалов узколичными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах. Близко по значению к пошлости.

Милосердие — принцип поведения, основанный на сочувствии, со­страдании, соучастии и готовности делать добро. Адресуется не только людям, но и всему живому.

Мировоззрение — совокупность взглядов человека на окружающий мир.

Мораль (лат. moralis — нравственный; mores — нравы) — предмет изучения этики; форма общественного сознания, представляющая со­вокупность норм, правил и принципов, которыми руководствуются люди в своем поведении по отношению к обществу и друг к другу. Ре­гулирует поведение человека во всех без исключения сферах общест­венной жизни.

Моральная свобода — моральный принцип, форма общественного сознания, выражающая интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей, а также гуманизацию общественной жизни.

Мотив (лат. moveo — двигаю) — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Мужество — моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.

Неопределенность этическая — ситуация (обстановка, стечение об­стоятельств), когда сотрудник не способен определить адекватно сте­пень соответствия своего поведения принципам и нормам профессио­нальной этики.

Непотизм (кумовство) — моральное покровительство руководителя своим родственникам и близким людям, при котором выдвижение и назначение на должности производятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руко­водителю.

Нигилизм (лат. nigil — ничто) — принцип, характеризующий отно­шение человека к нравственным ценностям общества; означает отри­цание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непри­знание любых общественных авторитетов.


Норма моральная (лат. norma — правило, образец) — форма нрав­ственного требования, выступающая как нравственный закон для личности.

Нормативная этика — составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные мораль­ные принципы и нормы.

Нравственная культура личности — степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, на­сколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию.

Нравственность — понятие, являющееся синонимом морали, выра­жающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, опреде­ляющее «рамки» достойного поведения.

Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Близко к понятию норм поведения.

Общение — установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.

Общественное мнение — средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений.

Обязанность — нравственное требование, раскрывающее содержа­ние предписываемых личности поступков в зависимости от сферы че­ловеческой жизнедеятельности.

Оптимизм (лат. optimus — наилучший) — воззрение на окружаю­щие события, явления, согласно которому существует возможность приблизить действительность к идеалу добра.

Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляе­мых обществом.

Полезность — одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 593 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2477 - | 2319 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.