Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Предмет философской антропологии. Исторический характер представлений о человеке. Образы человека в западной и восточной культурах




Философская антропология - философское направление, сложившееся после второй мировой войны в Германии. Для представителей этого направления определение человека никогда не может быть завершенным, т. к. незавершенным, открытым остается само существование человека.

В широком смысле: антропологизм – это всеобщая характеристика мировоззрения, а значит всеобщая характеристика и философии. Философская антропология в широком смысле – это учение о сущности (сущностной структуре) и существовании человека, о его основных отношениях (к природе, обществу, другим людям и самому себе, к Богу), о его происхождении, основных категориях и законах его бытия.

В истории европейской философии выделяются:

I. античность Эта эпоха понимала человека, исходя из следующих принципов:

1. человеческое и природное едины; человек есть микрокосм. 2. природа человека двойственна, поскольку человек состоит из души и тела. Аристотель понимает человека как живое целостное существо, которое 1) наделено разумной душой; 2) обладающее способностью к общественной деятельности («человек есть политическое животное»).

3. человек рассматривается как нравственное существо. Нравственное предназначение человека состоит в самосовершенствовании человека через познание. Добродетельным может быть только знающий человек. Добродетель – это умение человека быть свободным и счастливым одновременно, другими словами – это умение отличать подлинные ценности от мнимых (Сократ, Платон, Эпикур)

II. Средние века Считается, что человек сотворён по образцу и подобию Бога. Человек должен стремиться сохранять это богоподобие. Согласно средневековому мировоззрению, величайший грех человека – гордыня. Гордыня – это претензия на то, чтобы обойтись без Бога во всём. В Средние века рождается представление о внутреннем человеке, или о личности.

Внутренняя личность складывается из 3-х сил, способностей:1. разум (способность мышления), 2. воля (способность желать), 3. сердце (способность любить)

III. эпоха Возрождения Философия основывается на принципе антропоцентризма. Позиция человека в мире оказывается центральной, и человек оказывается в центре внимания философа, учёного и художника. Принцип антропоцентризма конкретизируется в титанизм е. Титанизм провозглашает, что человек в своих творческих проявлениях почти равен Богу (он могуч и универсален в своих творческих проявлениях).

IV. эпоха Нового времени Рене Декарт считал, что единственное достоверное свидетельство человеческого существования – это мышление, акт мысли. Сущность человека состоит в разуме, а тело является автоматом, или механизмом. Блез Паскаль человека считал чудом и полем противоречий, человек есть парадокс для самого себя. С одной стороны, человек есть самое беззащитное существо во Вселенной, которое приходит в трепет от осознания окружающей его неведомой бесконечности («Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств»). Существование человека трагично, т.к. человеку открылись 2 бездны: 1. бесконечность мира, который к человеку равнодушен; 2. собственный смертный удел (неизбежность смерти).

Человек не может до конца постичь эти вопросы.

«Человек – это мыслящий тростник» (т.е. считается, что человек возвышается над Вселенной, т.к. знает, что умрёт, и что Вселенная в конце концов его подавит, погубит; в то время как Вселенная не знает ничего).

V. немецкая классическая философия: немецкий идеализм; немецкий материализм

Немецкий идеализм представлен работами Канта, Фихте, Гегеля; материализм – Фейербах. Заслуга немецкого идеализма разработал идею трансцендентальной субъективности (всеобщей субъективности) – объективные и всеобщие условия возможности той или иной формы человеческого опыта. Нем. Идеализм показал, что человек – историческое существо, способ бытия человеческого рода - история

Немецкий классический идеализм (Людвиг Фейербах) рассматривает человека через две категории: 1) категорию самосознания; 2) категорию деятельности. Согласно немецкому классическому материализму, человек – это чувственно-телесное существо; это конкретное «я», обретающее свою человечность в общении со столь же конкретным «ты».

VI. марксизм, попытка синтеза материализма с немецким классическим идеализмом. Считает определяющим в поведении человека труд, взятый в единстве с его социальной формой. Переходная философия от классической к неклассической.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 507 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.