Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рационалистические концепции бытия




В эпоху Нового времени (XVII – XVIII вв.) складываются рационалистические концепции бытия. Предпосылки: а) бытие понимается как предметно-сущее, как объект, который может и должен быть преобразован субъектом (человеком); б) бытие понимается как тело, которое подчиняется законам механики, утверждается (Декартом), что бытие вообще открывается «только через одно окошко», каковым является факт самосознания человека.(«Мыслю, следовательно существую»)

В философии Нового времени разрабатывается субстанциалистический подход: предельное основание бытия трактуется как субстанция. Субстанция – это философская категория для обозначения основания, позволяющего сводить чувственное многообразие и изменчивость вещей и их свойств к постоянной, самостоятельно существующей первооснове.

В рационалистической философии Нового времени можно выделить 3 подхода к проблеме субстанции:

1. монистический подход Спинозы: Спиноза выделяет единую и единственную субстанцию («природа», она же «бог»)

2. дуалистическая концепция Декарта: Декарт выделяет 2 несводимые друг к другу субстанции: материальные – свойство протяженность и нематериальные - мышление

3. плюралистическая концепция Лейбница: субстанций множество (монады)

Для рационалистических концепций бытия характерны следующие принципы:

1) субстанция пронизана логическими связями (Спиноза: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей»). Другое название – принцип панлогизма.

2) именно в силу панлогизма субстанция познаваема человеческим разумом, прозрачна для него.

Немецкий классический идеализм (Кант, Фихте, Гегель) выявил и проанализировал такой уровень бытия, как объективно идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. Для Канта бытие не является свойством вещей, существующих самостоятельно. Бытие – это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причём различие между природным и нравственно свободным (человеческим) бытием заключается в различии форм законополагания (для природы формой законополагания является причинность, для человека – цель).


33. Проблема смысла жизни человека в истории философии. Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?» «Что является целью жизни?» «Зачем (для чего) жить?».

Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира Киники (Антисфен

, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений. Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам. Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой

Гедонизм, киренаики(телесное наслаждение), наслаждение как избавление от страдания (Эпикур); Аристотель - смысл жизни человека в счастье, блаженстве (эвдемонизм); Сократ – в самосовершенствовании, возможном только на основе познания собственной природы (добродетель есть знание); киники – не владею ничем, чтобы ничто не владело мной – самосовершенствование, близость к природе; Христианство – следовать заповедям Бога, реализуется и достигается за пределами земной жизни; Шопенгауэр – отрицание жизни, Ницше – возвращение к подлинным жизненным истокам


34. Проблема антропогенеза: социально-философский аспект. Теологическая и научная картина эволюционного подхода.

АНТРОПОГЕНЕЗ – это исторически длительный (20 мил. лет) период становления человека. Происхождение человека и возникновение общества – две стороны единого процесса. В процессе антропогенеза можно выделить два аспекта анализа этого явления: социально-философский и религиозно-этический.

Социально-философский аспект включает в себя конкретные научные данные. В рамках этого подхода изучаются закономерности и механизмы преобразования отношений, регулируемых на чисто биологическом уровне в надбиологических, т.е. социальных связях. Здесь возникает проблема критериев отграничения животного состояния, так называемой стадности от собственно человеческого состояния или социальности.

Современные теории земного происхождения человека восходят к концу 19в., к трудовой теории, разработанной Энгельсом с опорой на два научных источника: эволюционная теория Дарвина и труды американского этнографа Льюиса Гендаля Моргана «Древнее общество».

Антропосоциогенез имеет комплексный характер. Его важнейшие факторы следующие:

Факторы биологические: переход к прямохождению и освобождению руки, увеличение объема головного мозга, развитие сенсорного аппарата (органов чувств), переход от растительной пищи к пище животной, освоение новых климатических условий и мест обитания.

Факторы надбиологические: 1) производящая предметная деятельность, которая обслуживала материальные первобытного коллектива (труд)

Труд – систематическое изготовление орудий при помощи орудий, их систематическое использование для производства материальных благ в условиях разделения производственных функций и коопераций. Считается, что генезис труда связан с охотой.

2)информационно-знаковая деятельность в целом (н-р, присвоение названий, имен, производство символов), в частности членораздельная речь как средство общения и обучения.3) появление института родства, т.е. формирование семьи и родственных отношений на основе обмена брачными партнерами, как правило, женщинами. 4) формирование взаимопомощи на основе первичных, нравственно-социальных запретов (табу).

Почему не было эволюции?:

Теологическая критика:

Наука до сих пор не предоставила ни одного примера промежуточной формы – представители приматов, но не люди; следовательно, человек был сотворен (креоценизм)

1. Высшей форм нет, а низшая до сих пор живет

2. Нет останков промежуточного предка между обезьяной и человеком, когда находят ископаемые останки, то не находят промежуточную форму

3. Не ясно, почему высшая форма погибла?

4. Количество останков незначительно

5. Ненадежность измерений возраста останков.

 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2602 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2426 - | 2179 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.