Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отражение как объективное основание сознания




Отражение – способность одних объектов в результате взаимодействия с другими объектами воспроизводить некоторые их особенности в своей природе и структуре.

Отражение – следствие взаимодействия.

Проблему отражения поставил В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин рассматривает отражение как атрибут материи: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением свойством отражения.

Отражение развивается вместе с эволюцией материальных систем. В неживой природе отражение выступает в виде изменений физических и химических свойств и состояний объекта. В живой природе отражение активно (избирательно и целесообразно).

Отражение в живой природе включает в себя следующие формы:

1. допсихическая - существование психики не предполагается - раздражимость, т.е. способность живых организмов реагировать на внешний, биологически значимый раздражитель. Например, ТАКСИСЫ (двигательные реакции простейших организмов, которые могут передвигаться под действием раздражителей.

2. психическая форма. Элементарные проявления психики:

-чувствительность (способность отражать отдельные свойства объектов в виде ощущений)

-восприятие (способность отражать объект в виде целостного образа)

Развитая психика характеризуется:

1) образностью, т.е. способностью формировать субъективные образы внешнего мира и оперировать ими

2) сигнальностью. Внешнее воздействие порождает образ, который становится сигналом к действию, т.е. к определённой поведенческой реакции организма.

3) рефлекторностью, т.е. наличием системы рефлексов.

В живой природе возрастает:

1. адекватность, т.е. отражение приобретает всё более дифференцированный характер и даёт организму всё более полную и точную информацию об окружающей среде

2. активность, т.е. избирательность и целесообразность.

У животных с развитой психикой опережающее отражение. Для него характерно пространственно-временной разрыв сигнала и ответная поведенческая реакция организма, и этот разрыв возможен благодаря приспособлению организма к цикличности природных процессов. Опережающее отражение проявляется в способности живого организма предвидеть будущее и заранее подготавливаться к этому будущему. Сознание человека – высшая форма отражения.

Сознание – высший уровень психической активности человека, способность отражать объективный мир в субъективных идеальных образах. Сознание способно фиксировать свои образы в языке. Сознание предполагает способность к абстрактному мышлению, к рефлексии. Сознание обладает способностью к целеполаганию (т.е. к формированию цели и идеалов).


3.Исторические типы мировоззрения: миф. Согласно Мартину Хайдеггеру, мировоззрение – явление, которое возникает в Европе в эпоху Нового Времени (ст. «Время картины мира»). Существует несколько оснований, по которым можно выделить типы мировоззрения: историческое (по времени возникновения):- миф, - религия,- философия; с оциокультурное (по формам духовной и духовно-практической деятельности): мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское, юридическое – каждому из них соответствует своя картина мира; типы философствования (типы философского мировоззрения)

Миф – исторически первый тип мировоззрения, способ и результат коллективного осмысления мира людьми, которое осуществляется посредством фантастических образов, имеющих безусловный и императивный характер для деятельности и поведения человека. Миф (гр. «миф» - сказание, предание, рассказ). Миф не является произвольной выдумкой. Имеют определенные сюжеты. По типу сюжета выделяют следующие виды мифов: этнологические («этнос» - самобытная группа), космологические (о происхождении мира), э схатологические (эсхатология – о конечных судьбах мира), календарные (появились из-за природных циклов).

Особенности мифологического мировоззрения:

1. Миф имеет непосредственную практическую направленность и выражается в единстве представлений и действий (особые обряды, ритуальные танцы)

2. Синкретизм – миф имеет нерасчлененный характер, т.е. содержит в единстве зачатки таких форм сознания, как религия, мораль, искусство и право

3. Характерно очеловечивание окружающей природной среды, т.е. перенесение на явление природы отношений присущих человеческому коллективу

4. Миф выражает групповое (коллективное) самосознание и основывается на нем

5. Миф – самопроизвольное эмоционально-образное осмысление мира. Образы мифа отражают действительность, не как ряд закономерных и обезличенных, а как ряд ярко индивидуальных событий. Миф в себе содержит представление о сакральном (священном) времени (время о сакральном первособытии). Сакральное время и сакральное первособытие актуализируется в настоящем с помощью ритуалов.

6. Миф характеризуется безусловностью (содержание мифа выступает единой реальностью). Миф не проводит различия между самой вещью и образом вещи, между знаком и обозначаемым предметом. Миф не знает раздвоение на реальное и вымышленное.

7. Миф обладает императивным характером, т.е. закрепленные в мифе образцы носят характер безусловного предписания. В рамках мифа не нужны доказательства.

8. Миф предполагает особую логику, осмысление мифа:

- объяснение мира, вещей в целом сводится к рассказу об их происхождении

- миф связывает между собой конкретные образы, группирует и опосредует другими образами. Мифологическое мировоззрение движется не от явления к понятию, а от феномена к феномену.

Функции мифа: - познавательная (раскрывает смысл событий), - императивная (предписывает, моделирует поведение), - функция интеграции (объединяет людей в некоторую общность), - эстетическая (служит гармонизацией отношений между людьми и природой, отношений внутри самого человеческого коллектива)


4. Методы теоретического познания и их применение в юридических науках. Теоретическое познание раскрывает сущность к-либо класса объектов; связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях.

Методы:

1) прием формализации - заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов и объектов. При формализации создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, где отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов.

2) Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Аксиоматический метод - лишь один из методов построения уже добытого научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизированной содержательной теории. 3 вида применения: содержательная аксиоматика (геометрия Евклида), формальная, формализованная (теория здесь выглядит как исчисление)

3) Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ" и т.п.). Идеализированный объект выступает как отражение реальных предметов и процессов.

4) Гипотетико-дедуктивный – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.

5) Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели. По характеру моделей выделяют материальное и идеальное моделирование. Материальные модели являются природными объектами, подчиняющимися в своем функционировании естественным законам - физики, механики и т.п. При материальном моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей, космических аппаратов и т.п.). При идеальном моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственного (символы) языка и т.п. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компьютерное) моделирование.

6. Системный подход - рассмотрение объектов как систем. Ему характерны: исследование механизма взаимодействия системы и среды; изучение характера иерархичности, присущей данной системе; обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

7. Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли относительно друг друга. Структура понимается как нечто неизменное при определенных преобразованиях, а функция как "назначение" каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства). Основные требования структурно-функционального метода: изучение строения, структуры системного объекта; исследование его элементов и их функциональных характеристик; анализ изменения этих элементов и их функций; рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом; представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой "работают" на поддержание этой гармонии.

Методы, применяемые в общественных и гуманитарных науках:

-метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

-метод построения теоретических знаний об исторически развивающихся объектах: исторический и логический.

Общелогические методы познания – анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, индукция и дедукция, аналогия, моделирование.


5. Теория познания Канта: новаторство и значение.

Предпосылками теории Канта является сенсуализм (Дж.Локк) и рационализм (Декарт) 17 века. На Канта повлияла и философия французского просвещения: Лейбниц, Вольф. + Дэвид Юм (Кант говорил, что скептицизм Юма пробудил его от догматической дремоты. Пример про стол и его характеристики).

Критический период в творчестве Канта открывается в конце 1770-х годов.

«Критика чистого разума» так как в этот период Кант видит задачу философии в исследовании условий возможности самого научного познания и научного знания как таковых. (Юм: если все знание опирается на индукцию, то наука не является наукой, так как индукция всегда не полная и может быть опровергнута). Например: все лебеди белые, однако надо учитывать что многие лебеди умерли, многие еще не родились). + Понятие причины не обосновано, так как в основе связи лежит привычка. Юм подорвал понятие причина-следствие.

Основная проблема в гносеологии Канта сводится к двум вопросам:

1) Чем обеспечивается (гарантируется) необходимый и всеобщий характер научного знания?

2) Как же появляется новое научное знание?

Для того чтобы начать рассуждение, он начинает классификацию суждений. 2 группы суждений, в каждой пара противоположных.

1 группа 2 группа
Априорные суждения – это суждения, в которых связь субъекта и предиката отвечает двум требованиям: - носит необходимый и всеобщий характер - не образуется на основе наблюдения, а мыслится как бы из самого разума. НАПРИМЕР: всякая вещь имеет причину. Аналитические суждения – тавтологии, т.е. содержание предиката заложено в субъекте. (Например: у треугольника три угла). Они не дают приращения знания.
Апостериорные суждения – основываются на наблюдении (Например: подойти к окну и сказать пасмурно сегодня или ясно. Не подойдя к окну не сможем связать со словами пасмурно и ясно. Все блондинки наивны и глупы, НО цвет волос априорно связать с умственными способностями нельзя). Синтетические суждения – это такие суждения в которых к субъекту присоединяется мыслимое в предикате содержание (дают приращение знания). Например: все тела протяжены (так как главный признак тел, во времена Канта – протяженность) – это априорное суждение. А все тела имеют тяжесть – синтетическое.

 

Научное знание состоит из Априорных синтетических суждений (для того чтобы наука сохранила свой статус, суждения должны сохранять признаки априорности и научности).

Чтобы обосновать возможность научного знания нужно показать, как образуются априорные синтетические суждения:

Во-первых: в математике

Во-вторых: в теоретическом естествознании (Кант под естествознанием понимает, прежде всего механику).

Кроме того, нужно ответить на вопрос: возможна ли метафизика (Аристотель) в смысле науки?

Кант изначально постулирует в качестве гипотезы неразрывную взаимосвязь:

- с одной стороны: чувственного и рационального (научного) познания

- с другой стороны: содержательного и формального начал в научном познании.

Научное познание – это синтез содержания и формы, исходными элементами которого, в конечном счете, являются ощущения. К-я априорна, т.е. существует изначально до всякого опыта.

Содержание складывается из ощущения.

Формы – доопытна и априорна, является частью нашей познавательной способности.

Опыт:

1. Это все научное знание. Границы опыта – это границы возможной науки.

2. Это такое знание, которое, в конечном счете, основывается на чувственных данных => опыт – это содержательное знание.

Априо́ри (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание).

Существует знание, которое порождается нашей познавательной способностью как таковой, независимо от наших контактов с внешним миром.

Такое знание и есть априорные формы. Именно они придают нашему знанию необходимый и всеобщий характер, но при этом знание не является зеркальным отражением вещей в том виде, как они существуют независимо от нас.

Кант вводит еще 2 понятия:

«Вещь в себе» - она абсолютно не познаваема, но она является источником, получаемых ощущений. «Вещь в себе» становится ноуменом или мыслимая сущность.

«Феномен» - мир явлений, который становится предметом науки и который, как считает Кант, конструируется с самим субъектом познания.

Каждому из видов познания способствует особая познавательная способность.

1. Математика – базируется на чувственности, на способности созерцания.

2. Теоретическое естествознание – рассудок.

3. Метафизика – разум.

Сама работа делится на 3 главы:

1) Учение о чувственности. Трансцендентальная эстетика.

2) Учение о рассудке. Трансцендентальная аналитика.

3) Учение о разуме. Трансцендентальная диалектика.

Кант использует 2 понятия:

«Трансцендентальный» - составляющий необходимое априорное условие всякого возможного опыта. (Например, может характеризоваться априорные формы). Обеспечивающий научность обобщений, основанных на наблюдении.

Среди априорных форм выделяют:

1. Априорные формы чувственности (пространство и время). Чистые созерцания – не содержат ощущений.

2. Априорные формы рассудка (категории)

Все эти формы принадлежат не эмпирическому индивиду, а всеобщему субъекту (человечеству).

Благодаря априорным формам являющийся мир в качестве упорядоченного целого.

Чувственность – случайные и разнородные ощущения упорядочивающую с помощью чистых созерцаний.

Пространство – внешнее ощущение (геометрия), а Время – внутреннее ощущение (арифметические).

Рассудок – способность обобщать содержание чувственных созерцаний при помощи категорий.

По типам суждения 4 группы категорий:

1) Количества

2) Качества

3) Отношения

4) Модальности

Разум – заложено стремление к абсолютной полноте знания. Проблема – абсолютное целое всего возможного опыта. Такое целое предметом науки не может быть. Разум оперирует идеями, которые нельзя путать с категориями.

3 идеи разума:

1. Психологическая (душа как абсолютное единства мыслимого «я»)

2. Космологическая – мир как целое.

3. Теологическая - Бог абсолютное единство всех условий, всех предметов мышления

Основная функция в познании состоит в том, чтобы свести многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов.

Учение о душе, о мире в целом и о Боге – основная часть метафизики.

Учение о мире в целом с неизбежностью содержит в себе антиномии, что само по себе свидетельствует о его вне научности.

4 антиномии:

- математические первые 2 (количественные характеристики мира)

- динамические еще 2 (качественные характеристики мира)






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 765 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.