Лекции.Орг


Поиск:




Проблема многообразия культур




 

Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности лю& дей.

Наличие множества локальных культур заставляет уче& ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Рас& смотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель& зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло& кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Да& нилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества куль& тур органически (сходно с природой) развивается: рождает& ся, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры вза& имодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Да& нилевский выделил несколько способов культурного взаимо& действия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки — в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане — в Север& ную Америку. Другой способ Данилевский назвал «прививO кой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чуже& родным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александ& рии в контексте египетской культуры. Еще один способ вза& имодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог, результат которого — обмен ценно& стями.

Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми& ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от& дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате& ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель& ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль& туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что


 

значимость и степень развитости отдельных культур неоди& наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз& зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео& рии, так и на уровне обыденного сознания.

Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Евро& пе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что дру& гие народы, безусловно, развивают свою самобытную куль& туру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион& ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.

Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес& кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис& сии Америки. Известная вам история освоения североамери& канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз& можно, и божественном предназначении нации и ее культу& ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно& сти остальному миру.

На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи& ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон& ники которого относили к негритянской расе все высоко& культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо& ложников негритюда является выдающийся государствен& ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри& канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов — предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до& верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ& ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не& гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус& тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль&

 

 

ШЛ


 

тур. Вступление человечества в постиндустриальный пери& од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба& лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

 

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

 

Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск пу& тей и средств выхода на новый качественный уровень ее раз& вития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную не& обходимость их диалога: «Типологически различные «куль& туры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели& гии, нравственности...) втягиваются в одно временное

«пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». По& этому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодейст& вие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог.

Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу& дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело& века и др.

Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимо& проникновение различных культурных образований в рам& ках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировав& ших на заре человеческой цивилизации неповторимый ком& плекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культур& ных образований различного масштаба, — речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

 

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде — функционирует множе& ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным — люди придерживаются различ& ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой —


 

побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли& культурном многоконфессиональном мире является толеO рантность.

Толерантность основывается на гуманистических принци& пах — признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз& нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина& кость.

Толерантность — сложная стратегия поведения, включа& ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

Толерантность имеет различные формы: личная толерант& ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель& ных индивидов; общественные формы отражены в общест& венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо& дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити& ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи& мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе& навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро& вать существование и распространение подобных идей, обра& за действий.

ЯШ Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность.

ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро& центризм (негритюд).

Проверьте себя

1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу& ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу& ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие

«материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу& ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре& вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут& верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про& блемы порождает признание многообразия культур? Кратко


 

охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со& временного общества особенно актуальным стал вопрос диа& лога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Известный деятель российской науки Григорий Лан& дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос& нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау, подтвердите правоту ученого двумя&тремя аргументами.

2. Ученые уже многие века спорят о происхождении культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры. Другие связывают возникновение культуры с религиозной практикой человека. Приведите несколько примеров в под& тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют& ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв&

ную связь материальной и духовной культуры.

4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона, выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со& ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы& ваемых культур к тому или другому типу.

5. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус& тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе& ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой на факты общественной жизни.

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрий& ского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939), основоположника системы психоанализа.

Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута со& мнению. Не будем стремиться найти формулу, определяю& щую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего&то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограни& чимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и слу& жащих двум целям: защите человека от природы и урегу& лированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способ& ствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает мень& ше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в про& шлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы&


 

ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не& прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че& ловек усовершенствует свои органы — как моторные, так и сенсорные — или раздвигает рамки их возможностей...

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна& ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представ& ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос& новании этих представлений выдвигаемые.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/

Сост. проф. П. С. Гуревич. — М.: Гардарики, 2000. — С. 141—145.

 

Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие

«культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил?

3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека

от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте приме&

рами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек

усовершенствует свои органы — как моторные, так и сенсорные —

или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, поче&

му, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья

может быть подвергнута сомнению.

 


 

 

Вспомните:


Духовный мир личности


 

что такое духовная культура? В чем заключается сущ& ность нравственных ориентиров человека, какова их роль в его жизни?

 

 

В предыдущем параграфе речь по преимуществу шла о духовной жизни общества. Теперь же сосредоточим внима& ние главным образом на духовной жизни индивида.

 

О ДУХОВНОМ МИРЕ И ДУХОВНОСТИ

Что такое духовный мир человека? В данном случае это словосочетание обозначает внутреннюю, духовную жизнь че& ловека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.


 

Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.

Русский философ Г. П. Федотов писал, что дух, духов& ная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура — венец и цель мирозда& ния. «Человек становится вполне человеком в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое вы& ражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, об& ладает, как правило, важным личностным качеством — ду& ховностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей де& ятельности. Поэтому некоторые исследователи характеризу& ют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только созна& ние, но и практику.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало раз& вита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

На высшем уровне развития человека мотивами, смысла& ми его жизнедеятельности становятся не личные потребнос& ти и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красо& та, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стрем& ление человека строить свою жизнь и преобразовывать дей& ствительность в соответствии с ними.

Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследование духовного мира наших современ& ников, показывает, что важнейшими элементами человечес& кой духовности являются мораль, патриотизм, гражданст& венность, мировоззрение.

Понятие патриотизм обозначает ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность к любовь к Роди& не, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, культуре, языку и ве& ре своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за до& стижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народ& ной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для стра& ны (вспомните события Отечественной войны 1812 г., Вели&


 

кой Отечественной войны 1941—1945 гг.), а также при ре& шении сложнейших и животрепещущих для Родины про& блем (освоение Арктики, космические исследования, созда& ние новых технологий и т. п.).

О сущности патриотизма, его значении в духовном мире россиянина говорят два свидетельства: солдата и ученого.

Курсант военно&инженерного училища Михаил Куряков во время боев осенью 1941 г. оказался в библиотеке одного из монастырей. Вот что записал солдат в своем фронтовом дневнике: «Рыться в книгах — мое любимое занятие. И га& дать по книге, по случайно открытой странице. Попалось под руку «Слово о полку Игореве». Выпало: «О, стонати Русской Земли! Истекает кровью народ русский, стонет Рус& ская Земля». Я не политик, и Россия для меня всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство. Как бы то ни было, но мы сейчас должны не жалеть своих сил, перевязать раны народа, облегчать его страдания».

Великий ученый, лауреат Нобелевской премии И. П. Пав& лов во вступительной лекции к курсу физиологии (1923 г.) поведал студентам: «Вся моя деятельность — хотя бы по сути своей интернациональная, связана с достоинством и интересами Родины». «...Я, — говорил ученый, — был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство».

Сознательный патриотизм как нравственный и социаль& но&политический принцип предполагает объективную оцен& ку успехов и трудностей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чув& ства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных на& циональностей.

 

| «Патриотизм — это цельное, настоящее чувство любви ,;
|! к своей родине, готовность жертвовать ей, делить невз& i
j годы, но со служением не угодливым, не поддержкою!
I несправедливых притязаний, а откровенным в оценке \
f ее пороков, грехов и в раскаянии за них».  
J А. И. Солженицын — русский писатель,  
j публицист, лауреат Нобелевской премии ]
С патриотическими ориентирами человека связаны и ка&

 

чества гражданственности. Эти социально&психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувст& во любви к Родине, и ответственность за развитие ее соци& альных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью


 

прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в зна& нии и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязан& ностей.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 778 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

1293 - | 1116 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.