Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя& ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери& рованием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от& правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства — это преемственность в культуре и творческие прорывы, ноO ваторство. Рассмотрим их более подробно.
Преемственность связана с сохранением и передачей цен& ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо& гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер& ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка& ми, — в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос& производится следующими поколениями определенной этни& ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле& доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе& ния, просмотра полотен в картинной галерее.
Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож& дает новаторов&творцов, делающих научные открытия, изо& бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника& Ми, но многие из этих произведений сохраняются и переда& ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж&
10*
давших истинность гелиоцентрической системы, или гени& альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно& го веков опередившего свое время.
СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА
Культура любой исторической эпохи обладает непреходя& щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не& однородно по своему составу создающее ее общество. Внут& ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на& шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело& веческого духа. Вот эти&то «культуры в культуре», создава& емые представителями отдельных социальных групп, приня& то называть субкультурами.
Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы по& знакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных со& циальных групп.
Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми& рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринима& лись как уменьшенные копии взрослых, им даже шили ана& логичную одежду. Общество пока не понимало, что мир дет& ства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена — начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Со& временная субкультура детства неоднородна — выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы мо& жем сказать, что в процессе социального развития происхо& дит дробление (в других случаях — размывание) отдельных субкультур.
Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло& гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во&первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя&
щихся вытеснить ее. Во&вторых, под контркультурой пони& мают ценностную систему асоциальных групп. В этом зна& чении понятие «контркультура» начали употреблять запад& ные ученые 1960&х гг. применительно к феномену хиппи.