Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 8. Философия конца 19 - 20 веков




 

Цель семинарского занятия: Выделить философию как мировоззренческое поле, способное психологически охватить и политически объединить разрозненную феодальную Германию.

Основные понятия: антисциентизм неотомизм прагматизм философия жизни герменевтика общество позитивизм постмодернизм иррационализм прогресс психоанализ структурализм феноменология сциентизм метафизика экзистенциализм неопозитивизм марксизм персонализм неокантиантство неофрейдизм эклектизм НТР эмпириокритицизм

План семинара:

1. Истоки и особенности неклассической философии конца XIX - XX века.

2. «Философия жизни» (А. Шопенгауер, Фр. Ницше).

3. Психоаналитическая философия: фрейдизм и неофрейдизм (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм).

4. Экзистенциализм: проблемы человеческого существования.

5. Современная философия науки: неопозитивизм и постпозитивизм.

 

Тесты, вопросы, проблемные задания.

 

Тесты:

1. Кем было сформулировано материалистическое понимание истории:

а) Гегелем; б) Вольтером; в) Контом; г) Марксом.

2. Кто из философов основополагающим принципом своей философии считал «волю к власти»:

а) Гегель; б) Маркс; в) Ницше; г) Фрейд;

3. С каким именем принято считать начало неклассической философии:

а) Гегель; б) Маркс; в) Ницше; г) Сартр.

4. Укажите основные направления философии ХХ века:

а) натурфилософия; б) постпозитивизм;

в) вульгарный материализм; г) экзистенциализм;

д) феноменология; е) герменевтика;

ж) неотомизм; з) аналитическая философия;

и) постмодернизм; к) схоластика.

5. Укажите представителей экзистенциальной философии:

а) Сартр; б) Кун; в) Ясперс; г) Маркс;

д) Камю; е) Кафка; ж) Фрейд; з) Кьеркегор.

6. Укажите представителя философии науки:

а) Конт; б) Пуанкаре; в) Кун; г) Паскаль. 7. Укажите представителя аналитической философии:

а) Бруно; б) Данте; в) Гегель; г) Витгенштейн.

8. Укажите представителя феноменологии:

а) Ницше; б) Гуссерль; в) Спиноза; г) Шеллер.

9. Укажите представителя герменевтики:

а) Шеллинг; б) Гомер; в) Гадамер; г) Рорти. 10. Основные представители современной религиозной философии:

а) Фома Аквинский; б) В. Соловьев; в) Эйнштейн; г) Жильсон;

Вопросы:

1. Что отличает классическую и неклассическую философию? Назовите социальные предпосылки появления неклассической философии.

2. В чем заключается «бунт против разума» в современной философии? Какова причина отказа от принципов классического рационализма? Назовите основные черты иррационалистической философии.

3. Дайте характеристику «философии жизни». Как понимал человека и мир Артур Шопенгауер?

4. Что означает основное понятие философии Ницше «воля к власти»? Как объяснял причины кризиса культуры Ницше? Какую «переоценку ценностей» предпринял Ф. Ницше?

5. Какой образ человека создает З. Фрейд в своем учении? Какую роль играют подсознательные мотивы в жизни человека, по Фрейду?

6. Сублимация — центральное понятие у З. Фрейда. Что оно означает? Почему культура имеет, по мнению Фрейда, репрессивный относительно индивида характер?

7. Назовите основных представителей философии экзистенциализма. Как понимается человек в философии экзистенциализма? Как поставлена здесь проблема свободы?

8. В чем заключаются особенности позитивистского направления в философии? Назовите основные этапы развития позитивизма и основных представителей каждого из этапов.

9. Дайте общую характеристику современной “философии науки” – неопозитивизму и постпозитивизму.

10. Раскройте суть и роль основного принципа неопозитивизма – принципа верификации. Что отличает принцип фальсификации К. Поппера?

 

Проблемные вопросы и задания

1. Философ Э. Фромм одно из лучших своих произведений назвал «Бегством от свободы». В этом произведении он сделал парадоксальное открытие: многим людям свойственно бояться свободы, поскольку она требует определенного самоограничения, душевных и духовных усилиях, а также - связана с грузом ответственности. Поэтому люди часто нуждаются в вождях, принимающих за них решения. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини объяснил это так: «Люди устали от свободы. Для восторженной и суровой молодежи, вступающей в жизнь в утренних сумерках новой истории, есть другие слова: порядок, иерархия, дисциплина». В какие периоды и почему, по вашему мнению, возникает в обществе ностальгия по «сильной руке вождя»? Каким должно быть общество, способное противостоять склонности людей к «бегству от свободы»?

2. В своей известной притче «О трех превращениях» в книге «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше в аллегорической форме изображает этапы творческого процесса. Первый из них - приобретение знаний и навыков, накопление информации. Ницше сравнивает состояние такого человека с верблюдом, на которого навьючивают все большую ношу. Однако приобретенные знания не должны виснуть грузом, быть такой рутиной, которая мешает сказать новое слово. Нужно набраться мужества сказать «нет» себе прежнему, в самом себе освободиться от привычных представлений. Для того нужно стать львом. Потому второй этап – «этап льва», когда надлежит стать решительным и изменить то, что казалось незыблемым и привычным. Третий этап – «этап ребенка», когда человеческий дух становится раскованным, естественным и когда в свободной, непринужденной игре творческих сил рождается что-то новое. Покажите, что способность и возможность свободного творчества невозможны без каждого из этапов. Почему на протяжении жизни часто теряется в человеке творческий импульс, ведь в детстве все были в чем-то талантливы? Какие признаки творчески одаренной личности вы могли бы назвать?

3. «Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные до­стижения, которые в течение определенного времени дают научно­му сообществу моде ль постановки проблем и их решения». Кому из современных философов принадлежит эта идея? Какую роль в развитии науки играет смена парадигмы?

4. Ортега-и-Гассет в своей самой известной работе «Восстание масс» пишет: «Особенность нашего времени в том и состоит, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться неприлично. Масса сминает непохожее, недюжинное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать изгоем. И ясно, что «все» – это отнюдь не «все». Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир стал массой». Объясните, в чем заключается суть того явления, которое испанский мыслитель Ортега-и-Гассет определил как «восстание масс»? Прав ли, на ваш взгляд, в оценке современного общества Ортега-и-Гассет? Почему же быть «как все» плохо? Согласны ли вы удовлетвориться в своей жизни ролью «человека-массы» (в терминологии Ортеги)? Чем понятие «народ» отличается от понятия «масса»?

5. Немецкий социолог и философ Г. Зиммель в своей работе «Конфликт современной культуры» отмечал: «Нет никакой истины, независимой в своем существе, которая могла бы направить поток нашей жизни по верному руслу, а наобо­рот, среди необозримых теоретических элементов, рождаемых пото­ком жизни... имеются и такие, которые соответствуют нашей воле к жизни — именно их и называют истинными. Не объект сам по себе, и не суверенный разум определяет в нас самих истинность наших представлений, а сама жизнь». К какому направлению неклассической философии (судя по данному высказыванию) можно отнести такую позицию Зиммеля?

6. Французский философ ХХ Сартр Ж.-П. в статье «Экзистенциализм - это гуманизм» отмечал: «Существуют две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты... и, во-вторых, экзистенциа­листы-атеисты. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности...». Объясните эту фундаментальную для экзистенциализма идею – «существование человека предшествует его сущности». Какие выводы о человеке и его жизни можно сделать из этой идеи?

7. Вытеснение выдающихся людей на периферию общества – вот лейтмотив концепции «восстания масс» Х.Ортеги-и-Гассета. Как пишет испанский мыслитель, с начала XIX века начинается массовый рост комфортности городской жизни. Образование как часть комфорта (а вовсе не духовности) приводит, как отмечает Ортега-и-Гассет, к революции в области «гласности» - права высказывать свое частное мнение по всем вопросам, включая политику, искусство и религию. Если в прошлые века городские массы даже при наличии значительного количества собственных денег не имели права на «свое мнение», то к концу XIX века они почувствовали право не только «иметь мнение», но высказывать это «мнение» вслух и, более того, навязывать его обществу, в том числе властям, художникам, ученым, священнослужителям, – и все благодаря тому, что горожане стали иметь «образование». Как вы поняли позицию Ортеги и согласны ли с ней?

8. В начале 20 века Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества. Каково ваше отношение к точке зрения Гальтона?

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

Гриненко, Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 688 с.

Налетов, И.З. Философия: Учебник / И.З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.

Губский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 576 с.

Современный философский словарь / под общей редакцией В.Е. Кемерова. – 2-е изд., исп. и доп. – Лондон, Франкфурт-на Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск. / «ПАНПРИНТ», 1998. – 1064 с.

Дополнительный

1. Ионин, Л.Г. Масса и власть сегодня / Л.Г. Ионин // Вопросы философии. – 2007. – № 3. – С. 3 – 11.

2. Котельников, М.Е. Маркс и ХХI век. К итогам научной конференции в честь 190-летию со дня рождения К. Маркса / М.Е. Котельников // Вопросы философии. – 2008. – № 11. – С. 45 – 52.

3. Краткий очерк истории философии / под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. – 2-е изд., переработ. – М.: Мысль, 1988. – 789 с.

Источники

1. Ленин, В.И. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма) / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений. –5-е изд. – М.: Политиздат, 1973. – Т. 26. – С. 43 – 93.

2. Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие. Избранные произведения в трех томах / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. – М.: Политиздат, 1980. – Т. 1. – С. 534 – 538.

3. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе. Избранные произведения в трех томах / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. – М.: Политиздат, 1980. – Т. 1. – С. 1 – 3.

4. Энгельс, Ф. Диалектика природы. Избранные сочинения в 9-ти т. / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. – М.: Политиздат, 1986. – Т. 5. – С. 371 – 628.

5. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Избранные произведения в трех томах / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. – М.: Политиздат, 1980.– Т. 3. – С. 371 – 415.

 

Основная литература к семинарам:

1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. Учебник. М., 1996.

2. Введение в философию / Авт. кол.: Фролов И.Т. и др. М. 2002.

3. Грядовой Д.И. Философия: Структурный курс основ философии: Учеб. пособие. М., 1999.

4. Дедюлина М.А., Ивлиев В.А., Папченко Е.В. Основы философских знаний. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

5. Ивлиев В.А. Консультации по философии: Учеб. метод. пособие. Таганрог, 1997.

6. Ивлиев В.А. Практикум по философии. Таганрог, 2003.

7. Ильин В.В. Философия: Учеб. для студ. вузов. М., 1999.

8. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов. М., 1996.

9. Кохановский В.П. Философия: конспект лекций. Ростов-на-Дону. 2002.

10. Поликарпов В.С. Введение в философию. Ростов-на-Дону –Таганрог. 2003.

11. Радугин А.А. Философия: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2001.

12. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989.

 

Библиотеки on-line

1. Библиотека сайта philosophy.ru – http://www.philosophy.ru

2. Библиотека философского факультета МГУ – http://philos.msu.ru

3. Электронная библиотека по философии – http://filosof.historic.ru

4. Библиотека Максима Мошкова – http://lib.ru

5. Библиотека философского факультета ОмГПУ – http://philos.omsk.edu/libery/index/a.htm

6. Библиотека философии и религии – http://filosofia.ru/articles

7. Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН – http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm

8. Университетская электронная библиотека In Folio –http://infolio.asf.ru/index.asp

9. Электронная библиотека – http://www.universalinternetlibrary.ru

10. Золотая философия – http://philosophy.allru.net/main.html

11. Философия и атеизм – http://books.atheism.ru

12. Каталог интернет-ресурсов по философии, религии, психологии, истории Игоря Ладова – http://www.ladow.narod.ru/fil.htm

13. Открытая русская электронная библиотека – http://orel.rsl.ru

14. Русский гуманитарный Интернет-университет. Библиотека учебной и научной литературы – http://www.iu.ru/biblio/default.aspx?group=0

15. Философская библиотека Средневековья –http://antology.rchgi.spb.ru/index.html

16. Энциклопедия культуры. Библиотека – http://dejavu4.narod.ru/library.html

17. Философская библиотека Новосибирского государственного университета – http://www.nsu.ru/filf/rpha/lib/index.htm

18. Восточная литература – http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/A.phtml

19. Библиотека философской антропологии –http://www.musa.narod.ru/bib.htm#1

20. Philosophy – http://eserver.org/philosophy

21. The E-Book Library of Liberty – http://oll.libertyfund.org

Журналы on-line

1. ≪ Вопросы Философии http://logic.ru/ru/node/275

Ежемесячный научно-теоретический журнал ≪Вопросы философии≫. Издается под руководством Президиума Российской академии наук.

2. ≪ Логос http://www.intelros.ru/category/logos Философско-литературный журнал.

3. «Credo New» – http://credonew.ru/

Теоретический журнал. Официальный сайт журнала, учрежденного в 1997 г. Оренбургским региональным отделением Российского философского общества, в настоящее время издается в Санкт-Петербурге.

4. «Топос» – http://topos.ehu.lt/zine/index.htm

Философско-культурологический журнал. Издается Центром исследований по философской антропологии (Европейский гуманитарный университет).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1394 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2196 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.